Инновационные технологии в сфере обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Зарубежный опыт социально-экономического развития показывает, что для того, чтобы занять достойное место среди наиболее развитых стран мира, России необходимо двигаться по инновационному пути развития. Достижения в области науки и технологии предопределяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, определяют степень обеспечения их национальной безопасности. Следовательно, основной целью социально-экономической политики становится глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация и на этой основе выход на траекторию высоких и устойчивых темпов роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования инновационных технологий 6
1.1 Понятие, виды и типология инноваций 6
1.2 Основные этапы инновационного процесса 13
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности и её применение в сфере обслуживания населения 18
2.1 Основы государственного регулирования инновационной деятельности 18
2.2 Инновационные технологии в сфере обслуживании населения 24
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 39

Вложенные файлы: 1 файл

Иновационные технологии.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности15.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.
  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.).  Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий16.

Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. 

Стратегические  приоритеты государственной инновационной  политики отражаются в концепции  социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

На основании  инновационной стратегии Правительство  РФ разрабатывает государственную  инновационную программу, которая  является составной частью программы  социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная инновационная программа включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры17.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической экспертизе, предметом которой является их новизна и социально-экономическая эффективность.

Органы государственной  власти субъектов РФ разрабатывают  региональные и межрегиональные  инновационные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Инновационные  технологии в сфере обслуживании населения

 

Необходимость совершенствования организации  обслуживания населения не вызывает сомнения, так как накопилось множество  требующих незамедлительного разрешения вопросов по функционированию и дальнейшему  развитию этой системы, и прежде всего в муниципальных образованиях.

Необходимо  не создавать что-либо новое, а совершенствовать  деятельность, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный. В данной ситуации  более целесообразным будет говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам. В этом направлении показателен опыт по развитию сети платных услуг, предоставляемых населению.

Целью является рост качества обслуживания населения, расширение количества услуг, привлечение  дополнительных финансовых средств  для развития обслуживания, и др.

Стратегия, которую  используют в различных учреждениях  – самостоятельная разработка и активное внедрение инновационных технологий, а также  развитие у персонала мотивации на успех и на конечный результат.

Например, один из лидеров российского рынка  компьютеров и оргтехники, компания «Олди», снова совершенствует алгоритмы своих отношений с клиентами. На основе накопленного опыта и проведенных исследований был выработан и введен в действие новый механизм продаж.

Все стадии процесса приобретения клиентом товара теперь полностью интерактивны, благодаря  специально разработанному каталогу товаров, не имеющему аналогов на рынке. Связь, при этом, осуществляется через интернет-портал компании или через Call-центр.

Все, начиная  от выбора через электронный каталог  товаров, и, заканчивая выставлением счетов, получением скидок, отслеживанием хода поставки и установки оборудования, а также заказа сервисного обслуживания, в настоящий момент может осуществляться полностью дистанционно.

Нововведения  призваны сделать весь процесс максимально  оперативным, сервис - удобным, а сотрудничество – полезным и выгодным.

Современный рынок таков, что население стремится получить максимально эффективный и доступный  сервис, минимизируя при этом затраченное  время и выигрывая материально. Многие компании постоянно работают над собственным развитием, чтобы соответствовать самым строгим требованиям.

Сфера обслуживания еще  нуждается в большем кадровом насыщении с тем, чтобы полнее обеспечивать население  услугами по мере роста благосостояния. Имеются, однако, и другие объективные показания  к дальнейшему расширению занятости в сфере обслуживания наряду с повышением ее технического уровня. Эти объективные факторы связаны с новой ролью рассматриваемой сферы в современных условиях. Сфера обслуживания в широком понимании этого слова, т. е. включающая обслуживающие отрасли и элементы инфраструктуры  в большей степени становится непременным условием ускоренного развития как промышленности, так и сельского хозяйства. Наряду с ее растущей ролью в обслуживании становятся все более существенными прямые связи различных отраслей и сферы услуг. Отрасли материального производства становятся все более «услугоемкими». Сама сфера услуг является все более важным потребителем продукции основных отраслей материального производства. В промышленности развитая сеть обслуживания поддерживает или создает благоприятные возможности для развития и модернизации, в сельском хозяйстве — условия для его интенсификации. Подобное направление развития сферы услуг может рассматриваться как составная часть процесса интенсификации хозяйства18.

Однако, есть и другие сферы, нуждающиеся во внедрении инновационных технологий. Одной из них является сфера социального обслуживания населения.

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие  услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется  наличием групп пожилых людей  с особыми потребностями: инвалидов  пожилого возраста (5,3 млн. человек), лиц  старше 70 лет (12,5 млн. человек), долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).

В период реформирования экономики и общества развитие социальных служб на муниципальном и государственном уровнях значительно ускорилось.

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в  области социального обслуживания населения пожилого возраста: право  на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

При условии  того, что повышение качества социального  обслуживания – бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Индивидуализация  и гуманизация социального обслуживания пожилых людей – направление  развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которого необходимо придерживаться, чтобы реализовать подход, в центре которого находится клиент.

Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста в России представлено различными формами, по мере возможности учитываются  потребности пожилых людей в  разных видах социальных услуг.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций  оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов.

В данной главе  рассмотрено государственное регулирование  инновационной деятельности и их применение в сфере обслуживания населения.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ.

Инновационные технологии в сфере обслуживании населения имеют целью рост качества обслуживания населения, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития обслуживания.

Вывод по главе.

Независимо  от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и  конкуренцией.

Информация о работе Инновационные технологии в сфере обслуживания населения