Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования с населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 14:23, реферат

Краткое описание

В современных условиях социально-культурные учреждения подвергаются значительным изменениям и нововведениям, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя различные социально-культурные институты, общественность на основе договорных партнерских отношений, новых деловых связей. Динамичность социальных и культурных процессов делает необходимым быстрое реагирование социально-культурных институтов на ситуации, в которых возникает потребность формирования тех или иных социально-культурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социально-культурные технологии, что требует инновационных методов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования по вопросам информационной поддержки населени1новая.docx

— 116.11 Кб (Скачать файл)

Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования по вопросам информационной поддержки населения.

В современных условиях социально-культурные учреждения подвергаются значительным изменениям и нововведениям, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя различные социально-культурные институты, общественность на основе договорных партнерских отношений, новых деловых связей. Динамичность социальных и культурных процессов делает необходимым быстрое реагирование социально-культурных институтов на ситуации, в которых возникает потребность формирования тех или иных социально-культурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социально-культурные технологии, что требует инновационных методов управления. Слово «инновация» (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) может обозначать результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, метода или процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Этот термин может иметь различные обоснования и значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа. Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий. В числе инновационных методов  управления, которые используются  в  управленческой деятельности учреждений социально-культурной сферы,  выделяются методы прогнозирования, социального моделирования и  проектирования, которые в единстве составляют инновационную сущность концептуального управления.

        Семья  и дошкольное учреждение –   это два фундаментальных института социализации детей  и равноправных участника образовательного  процесса.  Их воспитательные функции имеют кардинальные различия, но для развития ребёнка и формирования его личности необходимо их тесное взаимодействие. Педагоги всё чаще констатируют тот факт, что родителей ничем не удивишь. Отношение родителей к активному сотрудничеству при проведении мероприятий  зависит, прежде всего, от организации воспитательной работы в ДУ. Важным фактором здесь является заинтересованность и инициатива администрации, её активная позиции в решении вопросов педагогического  просвещения  родителей. В том  числе и дистанционного, что  на современном этапе сотрудничества ДУ и семьи очень актуально. В условиях динамично изменяющегося мира, с появлением новых технологий, их постоянного усложнения и совершенствования в сфере образования, а также благодаря преобразованиям в нём, всё чаще подчёркивается значение интерактивного взаимодействия в системе  образования.  На сегодняшний день данное направление приобретает своё фундаментальное и педагогическое значение. Сегодня требуется внести изменения и обновить формы организации  взаимодействия ДУ и семьи. Одним из современных направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. Применение информационно- коммуникативных технологий в работе дошкольных учреждений находится на этапе становления, и  это требует внесения изменений в систему дошкольного образования.  В процессе модернизации образования на помощь педагогам приходит дистанционное взаимодействие, которое в современном образовательном пространстве  называют интерактивным.  Интерактивный – это способный взаимодействовать или находиться в режиме  беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). ДУ ищут новые технологические  подходы к организации  работы с семьёй, которые позволяли бы учесть желания и потребности родителей,   формировали  их активную родительскую позицию и вносили изменения в существующую практику работы c родителями. Наиболее  удачным решением данной проблемы является создание сайта дошкольного образовательного учреждения, который позволит родителям активно включиться в жизнь учреждения посредством дистанционного общения или интерактивного взаимодействия.   Именно сайт позволит родителям активно включиться в жизнь учреждения посредством дистанционного общения или интерактивного взаимодействия.  Сайт в современном контексте образования является и одним из важнейших элементов информационной политики образовательного учреждения, и  инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса, в том числе и родителей. Для дошкольного учреждения собственный сайт в сети Интернет открывает возможность предоставления родителям необходимой информации, как о жизни детского сада, так и о группе, которую посещает их ребёнок. Также родители могут узнать о режиме дня детей дошкольного возраста и планируемых мероприятиях с ними.  Сайт УДО становиться для родителей источником информации об образовательном, методическом или воспитательном процессах, обеспечивая вход на другие образовательные порталы через полезные ссылки. Использование компьютерных технологий поможет родителям в режиме реального времени получать оперативную информацию о проблемах, быть в курсе всех новых тенденций, направленных на устранение конкретных проблем во взаимодействии со сверстниками в группе и дистанционно участвовать в образовательном процессе, обмен сообщениями в режиме реального времени посредством Skype, чат. видеочатов, онлайн-консультаций, обмена сообщениями в режиме реального времени посредством, либо организация взаимодействия с родителями в условиях виртуального общения на форумах (вопрос-ответ), по электронной почте в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания общающихся в сети.

Приоритетность их применения в учреждениях дошкольного образования обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними, обеспечение хранения большого объема информации в одной или разных точках сети, осуществление доступа к ней с любого места нахождения педагога и родителя, возможность получения обратной связи в условиях взаимодействия с семьей.

Для уточнения сущности терминов представляем их определения:

Блог (англ. blog, от weblog– интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Форум– мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Сайт (от англ. website: web – «паутина, сеть» и site – «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Чат, чаттер– средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronicmail) – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Skype (МФА: [skaIp]) – бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

В нашем учреждении дошкольного образования процесс использования ресурсов онлайн общения в сети построен по следующему алгоритму:

- сбор электронных адресов  и контактов;

- изучение образовательных  запросов родителей, выделение актуальных  вопросов и тем для общения  с ними;

- определение вида ресурса  онлайн общения в сети для эффективного взаимодействия с родителями;

- разработка сценария  онлайн общения в сети с родителями;

- обратная связь (анкетирование, опрос, сбор отзывов);

- анализ, формулировка выводов  и обобщение.

Целесообразно использовать ресурсы онлайн общения в сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями.

Информационно-коммуникационные технологии создают так называемую уникальную среду интерактивного взаимодействия, которая позволяет раскрыть удивительную возможность пользователей независимо от их места нахождения и социального положения  быстро получать информацию и вступать в дистанционный диалог. Такая оперативность позволит повысить эффективность использования информационных ресурсов учреждения, активизировать их, и вместе с тем сэкономить время участников образовательного процесса. Таким образом,  режим информационного взаимодействия может  быть использован как серьёзный помощник педагогов в организации сотрудничества ДУ и семьи.

С ноября 2014 года в нашем дошкольном учреждении реализуется долгосрочный проект на тему: «Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование информационно-коммуникативных технологий»

Система дошкольного образования, как  одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование информационно-коммуникативных технологий.

Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- ознакомление родителей  с жизнью и работой дошкольного  учреждения;

- педагогическое просвещение  родителей;

- установление единства  в воспитании детей;

- изучение и распространение  передового опыта семейного воспитания.

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации решение данных задач невозможно без использования в работе с семьёй информационно-коммуникативных технологий.

В своём проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность дошкольного учреждения новые информационно-коммуникативные технологии для взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Актуальность проекта.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Для того  чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, экономить время.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В сложившихся  социально – культурных экономических условиях к взаимодействию с семьёй  важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребёнка системам «семья», «улица», «детский сад». Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим.

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребёнком.

Взаимодействие с семьёй охватывает все уровни управления детского сада,  к которым относится:

· функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения в которые входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями

· заместитель заведующего по основной деятельности мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьёй, привлекает к их решению родителей и общественность. Организовывает  просветительскую работу для родителей.

· педагог–психолог  создаёт психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса. Формирует психологическую культуру родителей и педагогов.

· медицинская сестра организует совместную работу с семьёй по воспитанию здорового ребёнка

· воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьёй воспитанников.

Каждый уровень  системы управления  находиться  в рамках должностных обязанностей и инструкций.

Роль заведующего и заместителя заведующего по основной деятельности – управление в зоне ближайшего развития социально–педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия.

Информационно – коммуникативные технологии(ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объёма информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

Семья и детский сад на определённом этапе составляют для ребёнка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнён тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и дошкольном учреждении.

Информация о работе Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования с населением