Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования с населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 14:23, реферат

Краткое описание

В современных условиях социально-культурные учреждения подвергаются значительным изменениям и нововведениям, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя различные социально-культурные институты, общественность на основе договорных партнерских отношений, новых деловых связей. Динамичность социальных и культурных процессов делает необходимым быстрое реагирование социально-культурных институтов на ситуации, в которых возникает потребность формирования тех или иных социально-культурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социально-культурные технологии, что требует инновационных методов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования по вопросам информационной поддержки населени1новая.docx

— 116.11 Кб (Скачать файл)

Передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте.

Ситуацию можно изменить за счёт включения семьи в образовательное пространство дошкольного учреждения, но для этого необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые:     построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2.Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в ДУ и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие  планов работы с семьями на  ближайшую и дальнюю перспективы,       обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов,      предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДУ в интересах развития ребёнка.

4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения:

• потребностей и интересов семей;

• категорий семей;

• стилей семейного воспитания;

• ребёнка во всех его сферах развития;

•рейтинга проводимых в ДУ форм сотрудничества с семьёй, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Постановка проблемы:

Нужно ли детскому саду налаживать взаимодействие с семьёй? Непременно! Нужно ли искать новые формы такого взаимодействия? Безусловно. И первое, что нужно сделать на этом пути, так это признать: старые формы контактов с родителями изжили себя.

Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.  

Занятость родителей  является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьёй. Посещаемость собраний, лекториев, консультаций в ГУО «Ясли-сад № 9 г. Борисова» (2013-2014гг.)  составляет 39% от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями.

Проблемы использования ИКТ:

• нет компьютеров у родителей;

• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение.

Участники проекта: семья, педагоги, администрация ГУО «Ясли-сад № 9 г. Борисова»

Цель проекта: Оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьёй на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.   

Задачи:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

2) Повысить информационно  – коммуникативной компетенции  всех участников проекта.

3) Создать информационно  – коммуникативной службы в  ДУ.

4) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

5)Создать условия для  использования информационно –  коммуникативных технологий для  взаимодействия детского сада  с семьёй.

6)Развивать демократический  стиль управления ДУ.

7) Реализовать механизма  и форм  публичной отчётности. 

8)Повысить заинтересованность  родителей во взаимодействии  с ДУ.

9)Популяризировать деятельность  ДУ. 

Гипотеза: Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать:

- Сайт детского  сада, для получения информации;

· Электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;

· Информация изучается родителями в удобное для них время;

· Возрастают потоки информации;

· Индивидуализировать подачу информации;

· Заказной принцип консультирования родителей.

- организация  on-line взаимодействия 

Проект основан на концептуальных положениях:

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов;
  • Педагогическая целесообразность;
  • Интеграция;
  • Принцип мультимедийности;
  • Принцип интерактивности.

Методы: изучение условий для применения компьютерных технологий в детском саду, анкетирование родителей, опрос педагогов, экспериментальное исследование

Предполагаемый  результаты:

1) Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;

2)Обновление форм и  методов взаимодействия детского  сада с семьёй;

3)Публичность  и открытость  системы управления ДУ;

4)Функционирование информационно  – коммуникативной службы;

5)Обоюдная готовность  детского сада и семьи к  решению актуальных проблем воспитания  дошкольников.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельного подхода, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Воспитатель -  является носителем  навыков использования информационно – коммуникативных технологий, консультантом родителей в повседневной деятельности. В проекте принимают активное участие и другие педагоги дошкольного учреждения.

Родители воспитанников ДУ – неотъемлемые участники проекта. Получают информацию, используют её и осуществляют обратную связь с детским садом через информационно – коммуникативные  технологии.

Информационно – коммуникативная служба детского сада:

  • сайт детского сада;
  • электронная консалтинговая служба; 
  • сотовая связь;
  • создание медиатеки;

 

 Критерии оценки предполагаемых результатов:

Система мониторинга: 

  • База и банк данных экспериментальной деятельности;
  • Банк данных анкет,  диагностических карт и др;
  • Компьютерная обработка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

·        Анкетирование участников проекта;

·        Социологический опрос.

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовые:

1. разработка новых локальных  актов, регламентирующих деятельность  ДУ (приказов, положений, правил, функционалов);

Научно-методические:

1.функционирование творческой  группы по реализации проекта  в ДУ;

2. разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

3.внедрение системы методических  консультаций по ходу реализации  проекта;

4.Оснащение педагогов  методическими пособиями и рекомендациями  по использованию ИКТ.

Кадровые:

1.создание условий для  повышения квалификации, подготовки  и переподготовки специалистов  участвующих в реализации проекта;

2. привлечение необходимых специалистов извне;

3.создание творческих  групп; 

Информационные:

1.формирование банка данных  по реализации проекта;

2.мониторинговые мероприятия;

3.организация мероприятий  по информированию общественности  о ходе реализации проекта; 

Материально-технические:

1.приобретение технических  и дидактических средств обучения;

2. оснащение ДУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Финансовые:

1.смета расходов ДУ;

2.спонсорская и благотворительная  помощь;

Сроки реализации проекта:

I этап Подготовительный - ноябрь 2014 – январь 2015г.

IIэтап Основной -  февраль 2015 – июнь 2015г.

III этап Заключительный – июль 2015 – август 2015г.

 

На подготовительном этапе экспериментальное исследование было направленно на выявление эффективности применения информационных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

На констатирующем этапе исследования нас интересовало, с какой целью и как часто родители пользовались интернетом, присутствовало ли взаимодействие педагогов с родителями посредством компьютерных технологий, на сколько педагоги компетентны в использовании компьютерных технологий. Констатирующим исследованием были охвачены родители воспитанников (120чел.) и педагоги (20 чел.).

В ходе констатирующего исследования применялись следующие методы: изучение условий для применения компьютерных технологий в детском саду, анкетирование родителей, опрос педагогов.

Анализ условий для применения компьютерных технологий в организации взаимодействия с семьями воспитанников мы проводили опираясь на следующие критерии:

- наличие компьютерной  техники в ДУ;

- возможность свободного  доступа педагогов к компьютерной  технике

- программное обеспечение, имеющееся в ДУ;

Проведённый анализ показал, что в детском саду есть только два компьютера – это компьютеры в методическом кабинете и у заведующего. У педагогов свободный доступ есть только к компьютеру заместителя заведующего по основной деятельности.

Было важно выяснить пользуются ли педагоги компьютерными технологиями и для решения каких задач они их применяют.

Анкетирование воспитателей было проведено для выяснения степени задействованности компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагогов. Всего было проанкетировано 20 педагогов.

Результаты анкетирования показали следующее.

На вопросы о том, какие компьютерные технологии и программы применяются 62% воспитателей ответили, что используют компьютерные технологии для самообразования и только 5% для взаимодействия с родителями; почти в равных долях ими используются основные программы Microsoft office, только 6% пользуются мультимедйными дисками и никто не работает со специальными программами.

Результаты ответа на эти вопросы представлены в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1.

Место применения компьютерных технологий в деятельности педагога

 

 

Диаграмма 2.

Информационно-коммуникационные технологии, применяемые педагогами.

Анкетирование также показало, что педагоги не часто прибегают к помощи компьютерных технологий: всего лишь 10 % опрошенных пользуются компьютером ежедневно, остальные 90% раз в неделю, что наглядно видно из диаграммы 3.

Диаграмма 3

Частота применения компьютерных технологий педагогами ДУ

На вопрос, "Используете ли вы ИТ для взаимодействия с родителями?" 75% ответили – нет, 15% – иногда и 10% – да. Из тех педагогов что применяют компьютерные технологии во взаимодействии с родителями воспитанников 80 % пользуются созданием мультимедийных презентаций; 20% опрошенных – рекомендуют интернет источники для получения информации (см. диаграммы 4 и 5).

Диаграмма 4    Частота применения компьютерных технологий для взаимодействия с родителями

Диаграмма 5

Способы применения информационных технологий в процессе взаимодействия с родителями воспитанников

Таким образом, проведённое анкетирование показало, что в основном компьютерные технологи применяются регулярно педагогами только для самообразования, в основном поиска информации в сети Интернет. При организации общения с родителями компьютерные технологии задействованы недостаточно: в основном это применение мультимедийных презентаций.

Информация о работе Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования с населением