Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики России.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих важнейших задач:
- изучить понятие государственной инновационной политики;
- определить необходимость государственного регулирования инновационной политики;
- исследовать формы и методы государственной поддержки инноваций в России;
- изучить структуру и функции органов государственного регулирования инновационной политики России;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Инновационная политика России тема 1.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

- в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

- исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

- снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

- уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

 

1.3 Формы и методы  государственной поддержки инноваций  в России

 

Большое количество отечественных исследователей в области инноваций уделяют немало внимания аспектам влияния государства на сферу инноваций. Здесь, прежде всего, необходимо выделить точку зрения П. Сорокина, верно, на наш взгляд, подметившего, что значимость инновационной функции государства особенно возрастает в кризисных ситуациях, в переходные периоды, когда развертывается процесс обновления и смены социальных систем. В этом он, безусловно, продолжает теорию длинных волн Н. Кондратьева, однако делает акцент именно на влиянии государства на социально-экономические аспекты. В этот период реализуется обоснованный П. Сорокиным социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы: в кризисных ситуациях «масштабы и суровость правительственной регламентации неизменно увеличиваются, и экономика общества, политический режим, образ жизни и идеологии испытывают тоталитарную трансформацию; и чем сильнее кризис, тем значительнее эта трансформация. Напротив, каждый раз, когда сильный кризис в обществе уменьшается, масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшаются, и экономические, политические, идеологические и культурные системы реконвертируются к менее регламентируемым и более свободным...»

Иными словами, масштабность инновационной деятельности государства, под которой мы понимаем деятельность по созданию, освоению и реализации результатов интеллектуального труда, научных исследований, новых товаров и технологий, его роль и ответственность в отборе и поддержке наиболее эффективных базисных инноваций в различных сферах общества в кризисных переходных ситуациях значительно возрастают. Когда кризис позади, наступает время преобладания улучшающих инноваций. Лидерство в их отборе принадлежит предпринимателям — инноваторам.

Рассматривая вопросы государственного регулирования инновационного развития в России, С. Глазьев полагает, что траектория его дальнейшего развития в решающей степени зависит от избранной экономической политики, способности Правительства ее реализовать, а также от состояния внешнего экономического окружения. Сравнительные преимущества российской экономики, по его мнению, - это высокий научно-технический потенциал, образованное население и квалифицированная рабочая сила.

Нельзя не согласиться и с мнением о том, что одной из важнейших задач на современном этапе рыночных реформ является проблема комплексной перестройки сферы НИОКР на началах, адекватных условиям рыночной экономики России.

В трудах многих современных экономистов большое значение уделяется вопросам интеграции науки и производства, где государству отводится важнейшая роль и которое может эффективно осуществляться: в сфере прикладной науки и опытно-конструкторских разработок; при формировании информационной среды; для очертания стартовых позиций прогноза дальнейшего развития. Однако в настоящее время, как мы полагаем, процесс интеграции идет без государственного вмешательства. Ко всему прочему отмечается отсутствие системного подхода, концепции и единой структурированной системы целей по государственно-правовому регулированию национальной инновационной политики, а также стратегии, обосновывающей многоступенчатость приоритетов, методов и общественных рычагов контроля их выполнения.

Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. в качестве приоритетов государственной политики определяет инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие естественных преимуществ и модернизацию экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, что должно стать источником высоких устойчивых темпов экономического роста (табл. 1).

Таблица 1

Вклад факторов модернизации в экономический рост (среднегодовые темпы прироста, %)

Годы

2011-2015

2016-2020

Темп роста ВВП (инерционное развитие)

3,2

3,2

Дополнительный прирост ВВП, за счет

3,1

3,4

-развития инновационного сектора

1,9

2,3

-преодоления инфраструктурных  ограничений

0,7

0,6

-других факторов

0,5

0,5

Итого – рост ВВП (инновационный вариант)

6,3

6,6


 

Основными элементами институциональной структуры инновационных отношений являются формальные (например, юридические, экономические, финансовые, образовательные) и неформальные институты, которые задают правила и диапазон возможностей для инноваций; накопленные знания и научно-технические учреждения, которые предоставляют образовательные услуги; каналы передачи знаний, навыков, информации, что в значительной степени определяется социальными и культурными характеристиками населения; динамические факторы внутри субъектов инновационных отношений или в их непосредственном окружении.

В завершение первой главы курсового исследования необходимо сделать следующие выводы:

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

В экономической литературе отсутствует четкое, однозначное определение государственного регулирования инноваций. По нашему мнению, под категорией «государственное регулирование инноваций» следует понимать деятельность государства по выработке стратегического направления и ориентиров эффективного инновационного развития, а также проведение комплекса мер по организационно – законодательной, финансово-ресурсной и инфраструктурной поддержке инновационной активности субъектов хозяйствования.

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

 

2.1 Органы государственного  регулирования инновационной политики

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший государственный, федеральный;

2) средний государственный, отраслевой;

3) государственный региональный;

4) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

- организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

- систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

- механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

- систему подбора и расстановки кадров.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

- информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;

- разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;

- анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;

- подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

- участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

- организация научно-технического прогнозирования;

- выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;

- разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

- создание государственных научно-технических программ и проектов;

- методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;

- финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

- создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

- формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;

- организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;

- обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

- непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;

- устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и се регионов;

- определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;

- организует разработку федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации

 

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше.

 

2.2 Цели и задачи государственной инновационной политики России

 

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

- ориентирование и поддержка научных исследований;

- регулирование направлений научно-технического развития;

- защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

- совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;

- лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

- поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

- разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

Информация о работе Инновационная политика