Инновации как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современных инновационных процессов в управлении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить понятие и виды инноваций;
 изучить инновационный процесс и его этапы;
 рассмотреть инновационную структуру и инновационный потенциал:
 провести анализ деятельности предприятия ООО «Бурятхлебпром»;
 сделать выводы по результатам исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ...................................................................................................5
1.1 Понятие и виды инноваций..........................................................................5
1.2 Инновационный процесс и его этапы.........................................................10
1.3 Инновационная деятельность......................................................................13
1.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал..............15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ».........17
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Бурятхлебпром»................................................................................................17
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров........................................19
2.3 Факторы, способствующие эффективному развитию по внедрению инноваций в ОАО «Бурятхлебпром»................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................28

Вложенные файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.docx

— 60.94 Кб (Скачать файл)

 

    1. Инновационный процесс и его этапы

 

   Высказывая различные точки зрения по поводу термина "инновация", ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса, рассматриваемого как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека. На наш взгляд, инновационный процесс можно трактовать двояко. С позиций закономерности цикличности общественного развития инновационный процесс представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

  Применительно к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение 5.

   Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования

   Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

   Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.

  1. Прикладные исследования

   Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

  1. Опытно- конструкторские разработки

   Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

  • разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
  • формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
  • изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
  • подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
  • создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

изготовление, испытание, доводка опытного образца.

  1. Освоение производства нового изделия.

   Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Как мы уже отмечали, понятие "инновация" появляется на стадии практического использования результатов научных исследований. Это значит, что инновационный процесс как процесс подготовки и осуществления нововведения сливается с техническим прогрессом. Точнее сказать, технический прогресс представляет собой совокупность инновационных процессов, связанных с продуктовыми и технологическими нововведениями во всех звеньях народного хозяйства. Это тот самый случай, когда количество обеспечивает качество. Чем больше инновационных процессов протекает в определенный промежуток времени, тем выше темпы технического прогресса. Глобальные, радикальные инновации обеспечивают революционный скачок в технике и технологии 6.

 

    1. Инновационная деятельность

 

   Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества. Некоторые авторы смешивают эти понятия, трактуя их абсолютно одинаково. На наш взгляд, инновационная деятельность представляет собой сознательную целенаправленную работу людей или, точнее, совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки в народном хозяйстве не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание. Для социалистического способа хозяйствования, характеризующегося планово-директивными методами управления, распространение квалифицировалось как внедрение, при этом узкоспециализированная система организации производства допускала ограниченное внедрение новшества на одном предприятии или в рамках одной отрасли. В условиях рыночного хозяйствования распространение новшества не имеет ограничений. Единственным условием выступает необходимость постоянного совершенствования его технико-экономических параметров и приспособление к требованиям потребительского спроса 7.  

   К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм; поиск новаторских идей и решений, партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

   В российском законодательстве термин «инновационная деятельность» трактуется по-разному. Так, в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» указано, что инновационная  деятельность - это выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

  • создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии 8.

   В соответствии с законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции 9.

 

    1. Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал

 

   Понятие "инновационная восприимчивость" иногда путают с понятием "инновационный потенциал", трактуемый некоторыми авторами как "способность создавать и применять пионерные технологические новшества", либо как готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. На наш взгляд, более справедливо мнение тех авторов, которые под потенциалом понимают совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития, либо обеспечивающих (в случае непрерывного использования) возможность для осуществления научно-технической деятельности по решению социально-экономических проблем развития народного хозяйства. Трактование потенциала как ресурсной совокупности свидетельствует о его возможностях и инновационной восприимчивости. К примеру, предприятие, не обладающее конструкторскими структурами, не в состоянии изготовить опытный образец или установочную серию даже по закупленной технической документации.

   Однако трех вышеперечисленных видов ресурсов, как нам, кажется, явно недостаточно для реализации инновации. Чтоб инновационный процесс начался в обществе с товарно-денежными отношениями, необходимо финансовое обеспечение и организационно-управленческий персонал. Кроме того, требуется и соответствующая инновационная инфраструктура. Исходя из этого уточненное, определение данного словосочетания могло бы звучать следующим образом: инновационный потенциал - это совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенная для реализации нововведений.

   В зависимости от размера рассматриваемой социально-экономической системы инновационный потенциал может характеризоваться на уровне мирового сообщества, отдельно взятой страны, отрасли, региона, хозяйствующего субъекта. В любом государстве инновационный потенциал относится к категории национального достояния. В ведущих развитых странах существует законодательство, охраняющее его. Наша страна, вступая на путь, которым идет большинство стран мира, трансформирует свое законодательство, определяя результаты научной и инновационной деятельности как товар, подлежащий защите и коммерциализации.

   Протекание инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной инфраструктуры. Зачастую в экономической литературе данное понятие трактуется слишком широко, охватывая практически весь инновационный потенциал. На наш взгляд, под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический комплекс видов деятельности с их потенциалом, обслуживающий инновационный процесс 10.

   Эта деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической продукции, которая, превращаясь в товар, требует специальной сети организаций, осуществляющих коммерциализацию разработок прикладного значения академической, вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий инновационного процесса зачастую требуются консультационные, информационно-посредничекие, организационные, экспертные, инженерные, инкубаторские, аудиторские, управленческо-координационные, патентные  и другие услуги.

   Поэтому за рубежом к инновационной инфраструктуре относят консультативные и информационные фирмы, фирмы венчурного капитала, аудиторские фирмы, инкубаторы, патентные бюро, малые внедренческие предприятия и т.д. 11

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БУРЯТХЛЕБПРОМ»

2.1 Организационно – экономическая  характеристика ООО «Бурятхлебпром»

 

   ОАО «Бурятхлебпром» создано в 1994 году путем акционирования. Данное предприятие является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Бурятия. ОАО «Бурятхлебпром» имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на русском языках, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.

   Цель создания - дальнейшее увеличение мощности предприятия, выпуск конкурентоспособной качественной продукции, завоевание рынка сбыта и создание собственной торговой сети. На сегодняшний день общество имеет четыре участка по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и в 1995 году один участок по производству пива (минипивзавод), способный производить тонну напитка в сутки, выполнение плана прибылей. Имущество принадлежит ОАО «Бурятхлебпрому» на праве полного хозяйственного ведения. В состав имущества организации входят основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Переданное данной организации в полное хозяйственное ведение имущество включая дивиденды, за счет прибыли образуют уставной и специальный фонды.

ОАО «Бурятхлебпром» имеет право:

1) Оказывать  услуги предприятиям, организациям  согласно заключенных договоров.

2) Покупать, продавать другим предприятиям  и организациям, сдавать гражданам  в аренду, предоставлять во временное  пользование здания, сооружения, транспортные  средства, инвентарь и другие  материальные ценности, а также  списывать имеющееся на балансе  имущество.

Информация о работе Инновации как объект управления