Инновации как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современных инновационных процессов в управлении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить понятие и виды инноваций;
 изучить инновационный процесс и его этапы;
 рассмотреть инновационную структуру и инновационный потенциал:
 провести анализ деятельности предприятия ООО «Бурятхлебпром»;
 сделать выводы по результатам исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ...................................................................................................5
1.1 Понятие и виды инноваций..........................................................................5
1.2 Инновационный процесс и его этапы.........................................................10
1.3 Инновационная деятельность......................................................................13
1.4 Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал..............15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ».........17
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Бурятхлебпром»................................................................................................17
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров........................................19
2.3 Факторы, способствующие эффективному развитию по внедрению инноваций в ОАО «Бурятхлебпром»................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................28

Вложенные файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.docx

— 60.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» в г. Улан - Удэ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

на тему:

ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

                                                                                   Выполнил (ла): студентка гр. 1041

Сиренко Елена Сергеевна

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан – Удэ

2012

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

 

ГЛАВА 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ...................................................................................................5

 

    1. Понятие и виды инноваций..........................................................................5
    2. Инновационный процесс и его этапы.........................................................10
    3. Инновационная деятельность......................................................................13
    4. Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал..............15

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «БУРЯТХЛЕБПРОМ».........17

 

2.1 Организационно – экономическая  характеристика   ОАО «Бурятхлебпром»................................................................................................17

2.2 Анализ товарооборота и ассортимента  товаров........................................19

2.3 Факторы, способствующие эффективному развитию по внедрению инноваций в ОАО «Бурятхлебпром»................................................................23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.

   Актуальность данной темы обусловлена  рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины "инновационный  менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах  и новой технике являются основой  экономического развития. Для более полного  освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

   Целью данной работы является анализ современных инновационных процессов в управлении. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить понятие и виды инноваций;
  • изучить инновационный процесс и его этапы;
  • рассмотреть инновационную структуру и инновационный потенциал:
  • провести анализ деятельности предприятия ООО «Бурятхлебпром»;
  • сделать выводы по результатам исследования.

   Предметом исследования данной  работы является инновационная  деятельность предприятия. Объектом  исследования является предприятие, как хозяйствующий субъект, в  данном случае ООО «Бурятхлебпром».

   Теоретической и методологической основой курсовой работы являются базовые положения инновационного менеджмента по проблемам организации и управлении нововведениями, которые представлены в работах: Анисимова Ю.П., Денисова Е.Ф., Кириной Л.В., Кузнецовой С.А., Молчанова Н.Н., Цветкова А.Н., Устинова В.А., Шайбаковой Л.Ф., Лебедева Ю.А., Бовина А.А., Чередниковой Л.Е., Морозова Ю.П., Гаврилова А.И., Городнова А.Г., Сурина  А.В., Молчановой О.П. и др.

   Структура работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ

    1. Понятие и виды инноваций

   Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского университета Грегори Дейнса, инновации стали новой религией, объединившей левых и правых политиков1.

   Однако до сих пор так и не было сформулировано четкое определение инновации, не было придумано единой системы оценки инноваций. Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного процесса. С другой стороны инновацией является и использование более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.

   Инновации подразумевают освоение новой продуктовой линии (то есть совокупность контрактов на сбыт продукта и снабжение покупными ресурсами, а также необходимых материалов и нематериальных активов), основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности. Новая технология может также сделать, в силу своей повышенной производительности, доступным для потребителей существенно большее количество известного им продукта.

   В зависимости  от предмета исследования и объекта инновации рассматриваются, как:

    • система (Н.Лапин, Й. Шумпетер);
    • изменение (Ф. Валента, Ю. Яковец, Л. Водачек и др.);
    • процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, В. Кабаков, Г. Гвишиани и др.);
    • результат (А.Левинсон, С. Бешелев, Ф.Гурвич) 1.

   Серьезной предпосылкой начала исследований роли инноваций в экономическом развитии послужили работы Н.Д. Кондратьева, которого американский экономист П. Друккер охарактеризовал как экономиста номер один XXI века. Рассмотренные им длинные волны (большие циклы конъюнктуры) спровоцировали дальнейшее изучение причин, факторов и продолжительность этих циклов. Основным условием были признаны инновации. Экономические идеи и подход Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского ученого  Й. Шумпетера, который является родоначальником теории инноваций. Особенностью экономического учения инноваций Й. Шумпетера прослеживается в стремлении познать существующую  традиционную экономическую реальность и на основании познанного раскрыть сущность, содержание  и формы инновационного поведения, которое инициирует динамичное развитие действующего производства и вызывает потребность в крупных вложениях не только собственного капитала, но и за счет технического кредита. Перечисленные изменения приводят к действиям по созданию новых производств продукции, а «осуществление новых комбинаций» – к инновационным изменениям, в которых впервые раскрываются сущность и природа категории «инновация»2.

   Значительное место в теории инноваций занимают концепции по исследованию формирования технологических систем и способов распространения инноваций. Эти исследования проводятся рядом выдающихся ученых, среди которых выделим К. Фримена, Д.Кларка, Л. Суите. Они ввели понятие технологической системы взаимосвязанных семейств социальных и технических инноваций. По мнению авторов, темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем. Диффузия, т.е. процесс распространения инноваций, рассматривается как механизм развития технологической системы. Авторы связывают темпы диффузии нововведений с рыночным механизмом. Толчком к развитию экономики служит появление базисных инноваций в отдельных отраслях производства, а экономический рост – как следствие появления новых отраслей.

   Среди российских ученых, изучающих проблему цикличности, внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю.В. Яковца, Е.Г. Яковенко.

   Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими учеными-экономистами концепций технологических укладов. Данное понятие (в современном понимании этого термина) вводит в научный оборот С.Ю. Глазьев. Оно имеет некоторую общность с понятием технологической системы, но достаточно полно исследовано применительно к российской действительности.

   Очевидно, что инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Нововведения, новшества возможны во всех сферах человеческой деятельности: инновация – это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной в обществе.

   В зарубежной и отечественной науке по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. В связи с этим существует необходимость их классификации. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие. 3

   Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.

   По степени новизны следует различать радикальные и имитирующие инновации. Эти понятия связаны с теорией циклического развития, и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения, или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий.

   По масштабности распространения  нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п.     Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.

   Во многих случаях появление новой технологии (техники) или научной продукции не влечет за собой появление спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этой новинки. Так, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов на основе современных научных изысканий служат примером того, что научно-технические достижения первоначально остаются невостребованными рынком. В подобных случаях первые появления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок (общество) становится более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который, в свою очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной продукции.

   Во многих зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, вызванных новыми потребностями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1. Потенциальные потребители новой научной продукции – люди, и когда речь идет о «тотальных потребительских свойствах» продукции, подразумевается высшее возможное ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства вещей.

   Заключительным признаком в данной классификации рассматривается  конечная ориентация производимых изменений. В тех случаях, когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товар, удовлетворяющий потребности человека, следует отнести к потребительским4.

Информация о работе Инновации как объект управления