Изучение внедрения инновационных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях инновационная деятельность выполняет несколько функций: Увеличивает конкурентоспособность предприятия;
Вовлекает в производство новые производительные силы, способствует повышению производительности труда и эффективности производства, сокращает различного рода затраты;
Помогает привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствует поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ЭП (17.05.2013).docx

— 132.31 Кб (Скачать файл)

     Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг) [4,c.3-8].

     Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [15].

     Инновационная  деятельность – понятие более  широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую  и коммерческую и является  важнейшей составляющей продвижения  новшеств потребителям. Научные  исследования и разработки, являясь  источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной  деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик) [4,c.20-22].

     Идея - это то, с чего начинается процесс инновационного предприни-мательства. Толчком для возникновения инновационной идеи могут послу-жить знания, личный и профессиональный опыт и способность применить его в реальной ситуации.

Конкретными источниками  инновационных идей могут выступать:

  • Потребители, с точки зрения изучения потребительского спроса;
  • Ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;
  • Конкуренты, в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;
  • Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
  • Непосредственно работники предприятия, при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекается как можно большее число сотрудников [2,c. 397-436].

     Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

     Целью инновационной  политики предприятия является  разработка непосредственно инновационного  проекта, в котором необходимо  обосновать его экономическую  целесообразность.

     Разработка  инновационной политики предприятия  представляет собой достаточно  сложный процесс, который включает  в себя три основных аспекта:

  1. Выбор направления инновационной политики.
  2. Стратегическое планирование инноваций.
  3. Оперативное планирование инновации [6,c. 15-27].

     Планирование  инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование  целей развития предприятия и  подготовку решений, необходимых  для их безусловного достижения.

     Система планирования  инноваций на предприятии включает  комплекс различных планов, взаимодействующих  друг с другом и направленных  на осуществление основных функций  и задач планирования. Существенными  факторами, определяющими состав  и содержание этого комплекса,  выступают организационная структура  и профиль инновационной деятельности  предприятия, состав осуществляемых  инновационных процессов, уровень  кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной  деятельности. Виды планов различаются  по целям, предмету, уровням, содержанию  и периодам планирования [6,c. 15-27].

Инновационная деятельность включает:

  • выявление проблем предприятия;
  • осуществление инновационного процесса;
  • организацию инновационной деятельности.

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит  из следующих взаимосвязанных этапов:

    • Определение цели управления инновацией.
    • Выбор стратегии менеджмента инновации.
    • Определение приемов управления инновацией.
  • Разработка программы управления инновацией.
  • Организация работ по выполнению программы.
  • Контроль за выполнением намеченной программы.
  • Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.
  • Корректировка приемов менеджмента инновации [9,с.256]

     Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

     Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П. Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует [3,с.83-89].

      Что нужно делать:

  1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей
  2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться
  3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель
  4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию, когда конкуренты вас опередят [3,с.83-89].

     Чего не следует делать:

  1. Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов - и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу
  2. Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.
  3. Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного приложения, оно останется лишь идеей [3,с.83-89].

    Инновация –  это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез. Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии [14,c.221-229].

     Предприятием  следует управлять таким образом,  чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности.  Сопротивления изменениям коренятся  в страхе перед неизвестным.  Каждый работник должен осознать, что нововведения - это лучшее  средство сохранить и укрепить  свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения  -это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

 

1.2. Финансирование  инновационной деятельности предприятия.

 

     Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

     Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

     На федеральном  уровне источниками финансирования  инноваций являются государственный  бюджет, внебюджетные фонды, специальные  фонды, заемные средства в форме  внешнего (зарубежного) и внутреннего  государственного долга (облигации,  займы, сертификаты), кредиты. На  отраслевом уровне к источникам  финансирования инноваций относятся  отраслевые и межотраслевые внебюджетные  фонды, привлеченные средства (от  продажи акций и имущества,  целевые поступления), бюджетные  и банковские кредиты, финансовые  ресурсы от международного сотрудничества. На региональном уровне источниками  финансирования могут быть региональный (республиканский, областной) бюджет, специальные региональные внебюджетные  фонды, частично федеральный бюджет, частично межотраслевые внебюджетные  фонды, кредиты, инновационные  инвестиции.

     Существует три вида деятельности по финансированию:

а) предфинансовая деятельность;

б) собственно финансирование;

в) постфинансовая деятельность.

     Предфинансовая деятельность заключается в подготовке клиентов к работе с потенциальным инвестором, «доведение» его до такой стадии, на которой он сможет стать хорошим кандидатом для финансирования [5].

     Основные задачи предфинансовой деятельности:

1) определить, что нужно  компании;

2) выработать наилучший  способ содействия компании;

3) подготовить компанию  к встрече с представителями  банков, фондов, инвесторами и т.  д.

     Собственно финансирование заключается в выборе способа финансирования. На разных стадиях своего развития компания нуждается в разных типах финансирования [5].

     Концептуальная стадия представляет собой начало процесса, когда предприниматель определяет потенциальную рыночную нишу своего продукта и ищет пути извлечения соответствующих преимуществ. На данной стадии финансирование осуществляется обычно за счет собственных средств предпринимателя [5].

     Стадия первоначальной деятельности включает в себя создание организационной структуры, которая смогла бы затем обеспечить растущее производство товаров и услуг, а также их реализацию. Работа, сделанная на концептуальной стадии, должна продемонстрировать жизнеспособность и потенциальную прибыльность данного предприятия; однако для реализации этого потенциала необходимо дополнительное финансирование, потребуются дополнительные расходы, например, может понадобиться закупка дополнительного оборудования и наем новых сотрудников. На этой стадии наиболее вероятными источниками финансирования являются венчурный капитал или финансирование путем выпуска и продажи акций. Иногда, при условии, если компания может продемонстрировать свою исключительную жизнеспособность, организации, ссужающие деньги, могут проявить интерес и  изъявить желание участвовать в ее финансировании уже на этой стадии [5].

Информация о работе Изучение внедрения инновационных методов