Государственное регулирование создания инновационной инфраструктуры Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

Переход к интеллектуальной экономике, движимой инновациями - важнейшее средство в конкурентной борьбе, повышающий имидж производителя, изменения системы ценностей, правил, норм и принципов, составляющих общественное мировоззрение и определяющих особенности эффективного функционирования компании, а также существенной трансформацией ее внешней и внутренней среды. Развитие предприятий все в большей степени связывается с нововведениями, обучением, знаниями, адаптацией и с постоянной реализацией преобразований, обусловленных ускоряющимся процессом технологических, социальных, экономических и политических преобразований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Особенности развития казахстанской модели государственного регулирования инновационной инфраструктуры…………………………..стр. 4
2. Технопарки как один из главных объектов инновационной инфраструктуры Казахстана……………………………………………………………………...стр. 10
3. Венчурная инфраструктура Казахстана…………………………………...стр. 12
Заключение ……………………………………………………………………стр. 14
Список источников…………………………………………………………....стр. 15

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра: Экономики и организации промышленного производства

Дисциплина: Экономика и  управление инновациями

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: Государственное регулирование создания

инновационной инфраструктуры Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

1. Особенности развития казахстанской модели государственного регулирования инновационной инфраструктуры…………………………..стр. 4

2. Технопарки как один из главных объектов инновационной инфраструктуры Казахстана……………………………………………………………………...стр. 10

3. Венчурная инфраструктура Казахстана…………………………………...стр. 12

Заключение ……………………………………………………………………стр. 14

Список источников…………………………………………………………....стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход к интеллектуальной экономике, движимой инновациями - важнейшее  средство в конкурентной борьбе, повышающий имидж производителя, изменения системы ценностей, правил, норм и принципов, составляющих общественное мировоззрение и определяющих особенности эффективного функционирования компании, а также существенной трансформацией ее внешней и внутренней среды. Развитие предприятий все в большей степени связывается с нововведениями, обучением, знаниями, адаптацией и с постоянной реализацией преобразований, обусловленных ускоряющимся процессом технологических, социальных, экономических и политических преобразований.

Следуя мировым тенденциям, Казахстан стремится создать  необходимую базу и условия для  практической реализации тех новшеств, которые будут востребованы не только внутренним рынком, но и интересны  для мирового рынка товаров и  услуг. Последовательное движение к  поставленной цели - создание национальной инновационной системы в своей  основе предполагает формирование определенного  набора институциональных, производственных, инфраструктурных предпосылок, которые  могут стать базой для ее формирования. Практические аспекты создания элементов  инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и инновационного потенциала регионов, в свое время  рассматривались в трудах Л.И. Абалкина, Кристофера Фридмана, В.М.Полтеровича, В.П. Марьяненко, А.В.Брижань, О.Г.Голиченко, М.И. Абрамовой, Г.Р. Ахметовой и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

 

Профессор Университета Сассекса (Великобритания) Кристофер Фридман предложил использовать понятие НИС как «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий».

В настоящее время данную систему рассматривают как подсистему национальной экономики, как приоритетную часть макроэкономической политики государства, как один из этапов процесса модернизации промышленной политики и  т.д. В качестве элементов выделяют различные институты, экономические  структуры, способные оказать решающее воздействие на поступательное развитие экономики страны.

Преобразования, происходящие в странах со смешанной экономикой, не могут не оказывать определенное воздействие на содержательную часть  национальной инновационной системы. Особенность казахстанской модели НИС заключается в том, что  в ее создании большая роль принадлежит  государству и этому есть ряд  объективных причин. В период становления суверенного Казахстана, страна столкнулась с объективными проблемами - наличие ограниченной интеграции с мировой экономикой, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке, высокий моральный и физический износ основного оборудования предприятий, резкое снижение уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В то же время наличие значительного ресурсного потенциала позволяет стране использовать его не только в качестве сырьевого источника, но и базы для создания новых высокотехнологичных производств.

Как показывает зарубежный опыт, сам путь перехода от сырьевой экономики к инновационной целесообразней начинать при наличии продуманной государственной политики, хотя бы на первом этапе, когда возникает потребность в создании надежной законодательной базы. Независимо от масштабов развития предприятий – крупного, среднего или малого, любое из них, с этой точки зрения объективно нуждается в поддержке государства. Государство располагает достаточными полномочиями – механизмами налогового контроля, предоставления преференций, создания необходимой инфраструктурной базы, достаточными финансовыми резервами для реализации долгосрочных проектов путем мобилизации и перераспределения накопленных финансовых резервов на наиболее перспективные направления. Заинтересованность государства в развитии инновационных производств выражается не столько в возможности массового создания и распространения новой продукции, сколько в стимулировании инновационной активности населения и юридических лиц.

На сегодняшний день основные документы регулирующие сферу инновационной  деятельности состоят из следующих  нормативных актов [1]:

  • Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
  • Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы;
  • Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности;
  • Постановление Правительства РК «О создании специальной экономической зоны «Парк информационных технологий».

Однако задача привлечения  необходимых инвестиций для реализации инновационных решений в республике решается крайне слабо. Если в 2007 году расходы на НИР составляли 0,6- 0,7% от ВВП, то в последние годы они не превышают 0,2-0,3%, в частности, в 2012 году этот показатель достиг уровня 34 761 млн. тенге, что составило 0,22% ВВП. Для сравнения - в промышленно развитых странах на реализацию продуктов инновационной деятельности направляются свыше 20% прироста национального дохода.

Необходимо отметить, что  сам инновационный бизнес находится  в сложном положении, это прежде всего, из-за высокой степени риска вложений средств, а также по причине длительности оборота капитала. Научная идея до получения своего товарного (инновационного) продукта проходит три стадии: исследовательскую, конструкторско-технологическую, производственную. В крупных фирмах этот риск гораздо меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной отлаженной и, чаще всего, разнообразной деятельности.

Для активизации инновационной деятельности Казахстана в сфере малого предпринимательства - необходимо создание инновационной инфраструктуры, направленной на поддержку, как начинающих, так и уже существующих субъектов малого предпринимательства, разрабатывающих и использующих новые технологии и новшества научно-технического характера.

Такая инновационная инфраструктура, представляет собой - совокупность организаций, обеспечивающих поддержку инновационной  деятельности. Являясь связующим  звеном между научно-технической  разработкой и производством, изготовлением  наукоемкой продукции и ее продажей, она становится составной частью системы управления инновационными процессами в стране.

Учитывая большую роль, которую государство играет в  создании национальной инновационной  системы Казахстана, его регулирующее значение при выстраивании востребованной на современном этапе нормативной  правовой базы является одним из основополагающих условий формирования НИС страны.

Основой для создания НИС  в Казахстане послужила принятая Указом Президента Республики Казахстан  Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, которая  была рассчитана на период 2003-2015 гг.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической  политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем  диверсификации отраслей экономики  и отхода от сырьевой направленности развития экономики к перерабатывающей.

В соответствии с Указом Президента в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан были поставлены следующие цели:

• достижение среднегодовых  темпов роста в обрабатывающей промышленности не менее 8%, снижение энергоемкости  ВВП в 2 раза;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных  экспортоориентированных производств;

• диверсификация экспортного  потенциала страны в пользу товаров  и услуг с высокой добавленной  стоимостью, переход к мировым  стандартам качества;

• развитие интеграции с  региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические  и инновационные процессы.

На начальном этапе  была поставлена задача провести в первую очередь аналитические исследования, основной целью которых было определить:

- стартовые условия, диктуемые  сложившейся региональной отраслевой  спецификацией промышленного инвестиционного  и инновационного потенциала;

- возможность создания  субрегиональных кластеров как  будущего потенциала для развития  прорывных отраслей в регионах, которые будут создавать спрос для других отраслей промышленности и экономики областей в целом.

Тем самым, в процессе реализации стратегии индустриально-инновационного развития возникла объективная потребность  формирования новой национальной инновационной  системы. Следует отметить, что казахстанские  ученые, в качестве элементов национальной инновационной системы выделяют:

- научно-технический потенциал,  являющийся фундаментом инновационного  развития;

- инновационную активность  бизнеса, рассматриваемую в качестве  основной движущей силы устойчивого  экономического роста; 

- инновационную инфраструктуру  — комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и  информационных структур, готовых  предоставить базу и комплекс  сопутствующих услуг для организации  инновационных производств; 

- финансовую инфраструктуру, включающую комплексное финансирование  научно-производственных и образовательных  процессов в сфере инновационного  и технологического развития.

В представленной схеме роль государства рассматривается через  прямое или косвенное его воздействие  на процесс эффективной реализации инновационной политики. В отличие  от этой схемы, мы считаем, что полноценная  реализация инновационного процесса возможна при «сопровождающей квалифицированной  поддержке инфраструктурных компонентов  на основе инновационно-ориентированной стратегии государственного развития», как это справедливо отмечает Абрамова М.И. 

В условиях казахстанской  экономики, регулирующая роль государства  на сегодня является существенным фактором развития национальной инновационной  системы. Государству принадлежит  особая роль в формировании инновационной  инфраструктуры. Инновационная инфраструктура в широком понимании включает создание специализированных субъектов  инновационной деятельности государственного, межотраслевого, отраслевого и регионального  характера. Инвестиции в организационный  капитал по созданию инновационной  инфраструктуры, нацелены на создание долгосрочных преимуществ.

Создание такой инфраструктуры не может носить рамочный характер в рамках одного проекта. Хотя, понятно, что каждая отдельно взятая бизнес-структура  может самостоятельно решать данный вопрос. В то же время существует ряд ограничений, связанных с  тем, что в период становления  компании, такие расходы могут  привести к неэффективной растрате корпоративных ресурсов. Участие  государства в организации инновационной  инфраструктуры показывает, что процесс создания НИС это длительный процесс, требующий больших финансовых ресурсов. Реализация инновационных проектов нуждается в глубоком преобразовании институтов, которые на начальном этапе призваны создать определенные условия для создания ценности в виде инноваций и новых технологий. В этих целях в Казахстане особое внимание было уделено созданию таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии.

Информация о работе Государственное регулирование создания инновационной инфраструктуры Казахстана