Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу.
Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает в условиях преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней предприятий и организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Инновационный Мен.docx

— 37.90 Кб (Скачать файл)

- доведение коэффициента  бюджетной эффективности Программы  до 45 - 50 процентов.

 

Глава 4 Меры поддержки региональных инноваций

 

В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам власти, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием4 и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.

1. Создание условий для  развития инновационной деятельности:

1.1) содействие техническому  перевооружению производства и  внедрению инновационных технологий:

1.1.1) предоставление субсидий  организациям для возмещения  части затрат, связанных со следующими процессами:

- уплата процентов по  банковским кредитам на закупку технологического оборудования;

- приобретение технологического оборудования в лизинг;

- приобретение высокотехнологичного  оборудования и приборов в  целях оснащения созданных на  их базе инновационно-технологических центров;

1.1.2) разработка механизма  формирования трансфера инновационных технологий;

1.1.3) размещение государственного  заказа в целях проведения следующих мероприятий:

- технологический мониторинг  организаций для целей трансфера инновационных технологий;

- обслуживание и актуализация  электронной системы мониторинга  ключевых технологических компетенций  для целей трансфера инновационных технологий;

1.2) содействие кадровому  обеспечению высокотехнологичных  отраслей промышленности:

1.2.1) разработка, утверждение  и реализация программы подготовки  и переподготовки кадров для  работы в высокотехнологичных отраслях промышленности;

1.2.2) предоставление субсидий  организациям для возмещения  части затрат, связанных с расходами  на повышение квалификации кадров;

1.2.3) организация подготовки  и переподготовки высококвалифицированных  руководителей высшего и среднего  звена для промышленных организаций;

1.2.4) обеспечение ежегодной  корректировки перечня специальностей  начального, среднего и высшего  профессионального образования  в соответствии с потребностями  промышленных организаций;

1.2.5) организация проведения  конкурсов по выявлению лучших  специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности;

1.2.6) размещение государственного  заказа с целью реализации мероприятий, направленных:

- на повышение качества  подготовки кадров рабочих специальностей  для высокотехнологичных промышленных  организаций, в том числе для  организаций ОПК, автомобильной  промышленности, приборостроения, энергомашиностроения;

- на проведение мониторинга  уровня оплаты труда в промышленных организациях;

- на повышение престижности профессий в промышленности;

1.3) создание условий для  реализации инновационных проектов  и повышения эффективности производства:

1.3.1) организация внедрения  инновационных проектов промышленных  организаций для нужд городского  хозяйства в муниципальных образованиях  соответствующего субъекта РФ;

1.3.2) предоставление субсидий  для возмещения части затрат, связанных с сертификацией систем  менеджмента на соответствие  национальным и международным стандартам;

1.4) формирование благоприятного  климата для развития субъектов инновационной деятельности:

1.4.1) разработка нормативно-правовых  актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных  условий для развития субъектов инновационной деятельности;

1.4.2) размещение государственного  заказа с целью реализации мероприятий, направленных:

- на сокращение административных  ограничений в экономической  деятельности субъектов инновационной деятельности;

- на обеспечение экономической  безопасности субъектов инновационной деятельности;

- на организацию и проведение  конференций, семинаров и круглых  столов по вопросам инновационного  развития и научно-техническим  проблемам в промышленности;

- на анализ текущего  положения и на разработку  комплекса мер по поддержанию  и развитию легкой промышленности;

1.4.3) проведение семинаров,  круглых столов по инвестиционной  привлекательности субъектов инновационной деятельности;

1.4.4) сопровождение крупных  инновационных проектов, предполагающих  привлечение средств российских и иностранных инвесторов;

1.4.5) осуществление мероприятий  по совершенствованию тарифной  политики, в том числе направленных  на устранение системы перекрестного  субсидирования в тарифах на  электрическую энергию и услуги  водоснабжения и водоотведения,  подлежащих государственному регулированию;

1.4.6) упрощение системы  кредитования субъектов малого  предпринимательства, осуществляющих  деятельность в сфере высокотехнологичной промышленности;

1.4.7) проведение мониторинга  деятельности крупных и средних организаций промышленности.

2. Ресурсное обеспечение  инновационно-технологического развития:

2.1) развитие территорий производственных зон:

2.1.1) инвентаризация объектов, размещаемых в производственных  зонах и территорий производственных  зон в целях выявления свободных земельных участков;

2.1.2) разработка предложений  по инженерной подготовке территорий  производственных зон, перспективных для освоения;

2.1.3) разработка проектов  планировки и проектов межевания  территорий производственных зон;

2.1.4) установление льготных  инвестиционных условий для инвесторов, которым предоставляются земельные  участки для перебазирования промышленных организаций;

2.2) инженерное, энергетическое  и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности.

3.Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности:

3.1) предоставление на  конкурсной основе субъектам  инновационной деятельности - производителям  товаров, работ, услуг, - субсидий  на возмещение затрат, связанных  с участием в российских и  международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;

3.2) размещение государственного  заказа и организация проведения  межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям  высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей.

4. Взаимодействие исполнительных  органов государственной власти  субъекта РФ с организациями  при формировании инновационной  и промышленной политики:

4.1) организационное обеспечение  и координация деятельности региональных  органов власти в области экономической,  научно-технической, инновационной и промышленной политики;

4.2) заключение соглашений  с федеральными органами исполнительной  власти о сотрудничестве в  области проведения экономической,  научно-технической, инновационной и промышленной политики;

4.3) совместная работа  с некоммерческими организациями  предпринимателей и работодателей,  с территориальными организациями  отраслевых профсоюзов, другими  общественными организациями по  текущим и перспективным вопросам  инновационной и промышленной  политики.

5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития:

5.1) размещение государственного  заказа на подготовку информационных  и аналитических материалов о  текущем положении и перспективных  вопросах инновационно-технологического  развития промышленности, а также  о работе исполнительных органов  государственной власти в области  инновационной и промышленной политики.

Региональная инновационная  политика реализуется в виде мер  региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

 

  

                                                Заключение

Необходимо отметить, что  для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего  необходимо сформировать законодательную  базу. Потому что любой рядовой  исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные  разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В  этом направлении предприняты серьёзные  шаги, что отражено в принятии 4 части  ГК.

Многое делается и в  направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое  благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так  как в скорее конъюнктура рынка  нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому  уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным  разработкам в области электроники  и космоса. Однако в современном мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.

Российская венчурная  компания – это шаг правительства  в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство  предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды  венчурных проектов. Дело ещё и  в том, что  ранее было проблематично  консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство  как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что  мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли  и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств  фондов.

Технопарки, Наукограды и  Академгородки пока не имеют серьезного влияния на  инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной  системы в официальных документах правительства очень велика. Можно  сделать вывод о том, что правительство  возлагает серьёзные надежды  на технопарки.

А вот с наукоградами всё  гораздо хуже. И в первую очередь  в связи с проблемами политического  характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено  в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

В Федеральной целевой  программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России  2007-2012» можно увидеть  четкую линию правительства структурировать  инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание  верхами требований времени и  необходимости адекватного ответа на них. Однако как и любой первый шаг, он чересчур осторожен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г
  2. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2007;
  3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009;
  4. Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. – М.: 2008;
  5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001;
  6. Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. – М.,2003;
  7. «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы» (Постановление, Правительство РФ, №54, от 29.01.2007)
  8. www.iasp.ws – International Association of Science Parks
  9. http://www.rg.ru/ - Официальный сайт Российской газеты
  10. http://sci-innov.ru/ - Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
  11. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

Информация о работе Государственная инновационная политика