Например, А.И. Пригожин [27, с. 90] предлагает
типологию нововведений по 9 признакам:
по типу новшества:
- материально–технические
(техника, технология, материалы);
- социальные;
- экономические;
- организационно–управленчекие;
- правовые;
- педагогические;
- по инновационному
потенциалу:
- радикальные (базовые);
- комбинаторные (использование
различных сочетаний);
- модифицирующие
(улучшающие, дополняющие);
- по принципу отношения
к своему предшественнику:
- замещающие (вместо
устаревшего);
- отменяющие (исключают
выполнение операций);
- возвратные (к предшественнику);
- открывающие (новые,
аналогов нет);
по объему применения:
- точечные;
- системные (технологические,
организационные и т.п.);
- стратегические
(принципы управления, производства);
- по эффективности
(целям):
- эффективность производства;
- эффективность управления;
- улучшение условий
труда и т.д.;
- по социальным последствиям:
- вызывающие социальные
издержки;
- новые виды монотонного
труда;
- вредные условия
и т. п.;
- по особенностям
механизма своего осуществления:
- единичные (на один
объект);
- диффузные (на многие
объекты);
- завершенные и незавершенные;
- успешные и неуспешные;
- по особенностям
инновационного процесса:
- внутриорганизационные;
- межорганизационные;
- по источнику инициативы:
- прямой социальный
заказ;
- в результате изобретения.
Классификация инноваций по академику
Яковцу Ю.В. представлена на рисунке 1.2
Технологические
Экологические
Организационно-
производственные
Базисные
Улучшающие
Микроинновации
Инновации
Управленческие
Военные
Экономические
Социально-
политические
Государственно-
правовые
В духовной
сфере
Глобальные
Национальные
Региональные
Локальные
Точечные
В науке
В культуре
В образовании
В этике
В идеологии
религии
Разрушающие
генотип
Преждевременные
Улучшение
обреченной
системы
Псевдоинновации
Рисунок 1.2.
Классификация инноваций по академику
Яковцу Ю.В.
Примечание.
Источник: [14, с.123]
М.
Хучек [27, с. 93] предлагает классифицировать
по 7 критериям:
1)
оригинальность характера изменений:
- оригинальные (творческие);
- неоригинальные (подражающие);
2)
степень сложности:
- несвязанные (мелкие усовершенствования);
- связанные (коллективный результат);
3)
отрасль хозяйства:
- материализованные (твердые);
- нематериализованные (мягкие,
управленческие);
4)
степень новизны:
- новинки в мировом масштабе;
- новинки в стране или отрасли;
- новинки на предприятии;
5)
радиус действия:
- внедренные вне предприятия;
- внедренные на предприятии;
6)
социально психологические условия
внедрения:
- рефлекторно осознаваемые;
- внедренные без длительного
обдумывания;
- запланированные;
- внеплановые;
7)
сфера применения:
- технические и технологические;
- организационные и экономические;
- общественные (внепроизводственные).
К различным инновациям требуются
разные подходы к их осуществлению
и государственному регулированию.
«Основными критериями классификации
инноваций должны быть следующие:
- комплексность набора
учитываемых классификационных признаков
для анализа и кодирования;
- возможность количественного
(качественного) определения критерия;
- научная новизна
и практическая ценность предлагаемого
признака классификации.
Для упрощения управления инновационной
деятельностью на основе классификации
инновации можно кодировать. Кодирование
может быть укрупнённым (с одним
знаком для признака) и детальным
(с двумя и более знаками
для признака). При укрупнённом
кодировании код инновации будет
иметь 9 цифр.
Инновация
развития – несколько отличный от
предыдущего вид. Она внедряется
медленно и продуманно, выводится
на рынок не спонтанно, а постепенно,
является поддерживающей инновацией,
способной предупредить старение существующего
товара.
Для
туристского бизнеса необходимо
использование двух этих видов
инновации, так как туристский
рынок – рынок нестабильный, поддающийся
влиянию различных событий в
окружающих и смежных областях.
В данных условиях турфирмы
должны не только создавать
новый продукт, но уметь своевременно
реагировать на новые изменения
в различных областях деятельности,
смежных с туризмом, обладать
способностью к созданию новых
методов работы и улучшению
результатов деятельности.
Таким
образом, инновация – необходимый
пункт в программе развития и реализации
турпродукта на рынке. Главная цель турфирмы
– выжить в условиях конкуренции, заинтересовать
и привлечь максимальное количество потребителей.
Именно с помощью инновационных аспектов
в текущей деятельности фирмы есть возможность
обеспечить своему турпродукту вполне
стабильное существование на рынке.
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая
форма регулятивной деятельности -
это выработка и проведение инновационной
политики, управление инновационной
деятельностью. Такая политика разрабатывается
на основе утверждения приоритетного
значения инновационной деятельности
для современного общественного
развития.
Государство
создает организационные, экономические
и правовые условия для инновационной
деятельности.
Экономические
факторы государственного регулирования,
способствующие созданию, освоению и распространению
инноваций:
- развитие рыночных отношений,
- проведение налоговой политики
и политики ценообразования, способствующих
росту предложения на рынке инноваций,
- создание выгодных налоговых
условий для ведения инновационной деятельности
всеми субъектами,
- обеспечение эффективной занятости
в инновационной сфере,
- расширение спроса на инновации,
- предоставление финансовой
поддержки и налоговых льгот российским
предприятиям, осваивающим и распространяющим
инновации,
- содействие модернизации техники,
- развитие лизинга наукоемкой
продукции,
- активизация предпринимательства,
- пресечение недобросовестной
конкуренции,
- поддержка отечественной инновационной
продукции на международном рынке,
- развитие экспортного потенциала
страны,
- развитие внешнеэкономических
связей в инновационной сфере,
- внешнеэкономическая поддержка,
включая предоставление таможенных льгот
для инновационных проектов, включенных
в государственные инновационные программы.
Организационные факторы государственного
регулирования инновационной деятельности:
- государственная поддержка
инновационных проектов, включенных в
федеральные и региональные инновационные
программы;
- содействие развитию инновационной
инфраструктуры,
- кадровая поддержка инновационной
деятельности,
- содействие подготовке, переподготовке
и повышению квалификации кадров, осуществяющих
инновационную деятельность;
- моральное стимулирование
инновационной деятельности;
- информационная поддержка
инновационной деятельности (обеспечение
свободы доступа к информации о приоритетах
государственной политики в инновационной
сфере, к сведениям о завершенных научно-технических
исследованиях, которые могут стать основой
для инновационной деятельности, к данным
о выполняемых и завершенных инновационных
проектах и программах и т.п.);
- содействие интеграционным
процессам, развитию международного сотрудничества
в этой области;
- защита интересов субъектов
инновационной деятельности в международных
организациях.
Финансовые факторы государственного
регулирования инновационной деятельности:
- проведение бюджетной политики,
обеспечивающей финансирование инновационной
деятельности,
- направление в инновационную
сферу государственных ресурсов и повышение
эффективности их использования,
- выделение прямых государственных
инвестиций для реализации инновационных
программ и проектов, важных для общественного
развития, но не привлекательных для частных
инвесторов,
- создание благоприятного инвестиционного
климата в инновационной сфере,
- предоставление дотаций, льготных
кредитов, гарантий российским и иностранным
инвесторам, принимающим участие в инновационной
деятельности,
Нормативно-правовые факторы государственного
регулирования инновационной деятельности:
- установление правовых основ
взаимоотношений субъектов инновационной
деятельности,
- гарантирование охраны прав
и интересов субъектов инновационной
деятельности, в частности, охраны таких
наиболее существенных для развития инновационной
деятельности прав, как права интеллектуальной
собственности.
В Беларуси
в качестве приоритетной была избрана
"социально-регулируемая модель развития
туристского рынка при ведущей
роли государственного управления в
целях концентрации инвестиционных
потоков и координации усилий
по освоению рекреационных ресурсов,
формированию и продвижению национального
туристского продукта". С учетом
того, что туристский комплекс в
рамках национальных хозяйств, как
правило, имеет ярко выраженную рыночную
ориентацию, данный подход заметно
отличается от опыта зарубежных стран
и отражает общие тенденции построения
в Беларуси социально ориентированной
экономики с сохранением ведущей
роли государственного сектора.
Каждая туристическая компания
должна найти свой уникальный способ
балансирования между стандартами
и инновациями, между равновесием
и противоречием, способствующими
развитию. При организации управления
следует постоянно помнить о
том, что ресурсы компании ограничены.
Поэтому, развивая подразделения, работающие
с потребителями, нельзя забывать об
инвестициях в основной производственный
процесс.
Творческий элемент в управлении
должен сочетаться с изменением взаимоотношений
и форм взаимодействия подразделений
компании и отдельных сотрудников.
Каждый заказ смежного подразделения
внутри компании должен восприниматься
как запрос клиента, а каждая рекламация
соседнего подразделения - как претензия
покупателя. Важное значение имеет отношение
к потребителям. Сотрудникам компании
всегда следует помнить правило: относитесь
к клиентам так, как бы вы хотели, чтобы
они относились к вам.