Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

 

В рамках поддержки дополнительного образования важнейшей задачей на период до 2020 года станет формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов и управленческих кадров инновационных предприятий, организаций сектора генерации знаний и органов государственного и муниципального управления.

Ключевым условием действенности  такой системы будет не только собственно повышение качества программ переподготовки и повышения квалификации, которые должны  быть выведены на уровень передовых международных стандартов, но и создание механизмов, позволяющих эффективно стимулировать специалистов и управленческие кадры к постоянному повышению своей квалификации и интегрировать прохождение переподготовки и повышения квалификации в их жизненные и карьерные траектории

В этих целях будет создана  система оказания на конкурсной основе государственной поддержки реализации программ обучения и стажировок действующих  специалистов предприятий на базе российских и зарубежных образовательных организаций, программ развития корпоративных и  отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации персонала. Одновременно будет стимулироваться  прохождение такими центрами и программами  сертификации в соответствующих  международных организациях и ассоциациях. Будут приняты меры для открытия российского рынка для зарубежных организаций, предоставляющих  услуги по повышению квалификации и сертификации персонала.

Также будет обеспечена поддержка  программ развития центров подготовки персонала, создаваемых отдельными компаниями («корпоративных университетов») и создание на условиях софинансирования из бюджетных и частных источников отраслевых центров повышения квалификации в отраслях экономики, где инновационная  продукция создается преимущественно  в рамках деятельности малых предприятий  с дальнейшей их передачей на основе концессионных договоров в частное  управление. На базе этих центров будут  создаваться современные эффективные  тренинг-программы, необходимые для  развития инновационных предприятий (например, в области цифрового  проектирования продукции).

На конкурсной будет основе обеспечена государственная поддержка  создания и деятельности корпоративных  и отраслевых центров сертификации персонала в части оценки квалификации сотрудников по профессиям в области  критических технология.

В рамках развития системы  послевузовского профессионального  образования, на региональном и местном  уровнях будет обеспечена поддержка  образовательных программ обучения взрослых, в том числе в области  повышения квалификации специалистов и их подготовку по смежным специальностям, а также экономике, праву, иностранным  языкам, компьютерным технологиям, инжинирингу, психологии и другим современным  областям знания, в том числе в  рамках·  совершенствования системы переподготовки горожан в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы, а также реализации образовательных программ для пожилых.

При этом в целях развития послевузовского образования будут  реализованы образовательные программы  подготовки и повышения квалификации преподавателей системы образования  взрослых.

Будут развиваться механизмы  непрерывного образования на базе сети интернет. В том числе,  будут сформированы общедоступные информационные ресурсы в сети интернет, способствующие самостоятельному прохождению желающими программ дополнительного образования, обеспечено развитие систем дистанционного обучения. Будут созданы механизмы, позволяющих организовывать размещение в сети интернет видео записей лекций в ведущих российских вузах на условиях свободного доступа к ним всех желающих.

В целях повышения доступности  для граждан платных источников информации, специализированным базам  данных, расширения навыков граждан  в современных технологиях поиска и обработки информации будет  в полной мере использован потенциал  сети государственных и муниципальных  библиотек, которые должны стать  одним из важнейших институтов системы  непрерывного образования. В этих целях  будет осуществлена модернизация стандартов деятельности публичных библиотек  и расширен спектр предоставляемых  ими услуг.

Важной задачей библиотек  станет обеспечение гражданам доступа  к платным источникам информации, включая российские и международные  специализированные базы данных, в  том числе, организован доступ к  электронным версиям международных  научных и научно-популярных журналов. Одной из задач сети публичных  библиотек станет развитие навыков  граждан в современных технологиях  поиска и обработки информации.

При этом в рамках реализации Стратегии развития информационного  общества в Российской Федерации  уже к 2015 году доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных  библиотек - не менее 50%. 

 

Целевые индикаторы реализации поставленных задач 

 

Наименование  индикатора

2010

2016

2020

Охват образованием населения  в возрасте 5-14 лет, %

94 (2008)

98

100

Среднемесячная начисленная  заработная плата работников образования, в % к среднероссийской заработной плате

65,5 (2008)

80

100

Доля населения, участвующего в непрерывном образовании  (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

24,8 (2008)

40

55


 

  

 

 

  

 

Обучение инновационному предпринимательству 

 

Важной задачей развития системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной  деятельности, включая аналитическое  и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному  самообучению, готовность к разумному  риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде.

Во-первых, будут созданы  механизмы, стимулирующие развертывание  в федеральных и национальных исследовательских университетах  полного цикла инновационных  разработок (от выбора тематик исследований до продажи инновационных «стартапов»).

Во-вторых, в реализуемые  федеральными и национальными исследовательскими университетами образовательные программы  по наиболее перспективным с точки  зрения появления инновационных  разработок направлениям,  будут включены модули обучения инновационному предпринимательству. В сотрудничестве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами будет развернута подготовка предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок. Практическая ориентация подготовки будет обеспечена за счет стажировок в рамках собственной инновационной инфраструктуры университетов, федеральной (региональной) инновационной инфраструктуры или инновационных компаний.

В рамках программ поддержки  молодежного предпринимательства  в области инноваций будет  стимулироваться формирования объединенных команд студентов технических и  гуманитарных специальностей для целей  реализации инновационных проектов.

В-третьих, неотъемлемым условием государственной поддержки создания федеральных, региональных и корпоративных  элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, центров  инноваций корпораций и организаций) станет ее доступность для обучения и стажировок студентов вузов  и действующих специалистов по дисциплинам, обеспечивающим формирование их инновационных компетенций.

В-четвертых, будут развернуты программы обучения управлением  инновациями на базе ведущих профильных образовательных учреждений, в первую очередь, Московской школы бизнеса  «Сколково», Высшей школы управления СПбГУ, образовательного кластера научно исследовательского центра «Сколково» и некоторых ведущих научно-исследовательских  университетов. Обязательным условием реализации таких программ станет привлечение  в качестве оператора ведущих  международных университетов специализирующихся в данной области, и практическая ориентация, включая стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное  выполнение индивидуальных и групповых  проектов, и привлечение на конкурсной основе в качестве операторов ведущих  мировых университетов.

Будет обеспечено смешанное  финансирование подготовки за счет средств  федерального бюджета, регионального  бюджета, внебюджетных средств. Численность  перспективных молодых специалистов среднего звена, обучающихся на таких  программах, составит не менее 2000 человек  в год к 2015 году и не менее 3000 человек  в год к 2020 году.

В-шестых, будет реализована  программа, предусматривающая направление  ежегодно для обучения на уровне магистратуры по специальностям, связанным с управлением  экономикой и государством в целом  и управлением инновациями в  частности, в ведущих международных  университетах не менее 1000 перспективных  молодых специалистов. В из состав будут включаться члены кадровых резервов органов власти различных  уровней, сотрудники органов власти, отвечающих за разработку и реализацию инновационной политики; сотрудники институтов развития; сотрудников инновационных  предприятий, в том числе, госкомпании, сотрудники научных и образовательных  организаций. Ключевым элементов этой программы станет система, обеспечивающая последующее привлечение прошедших  обучение специалистов на работу на предприятия  инновационного сектора экономики  и в органы государственного управления.

Будет сформирован комплекс мер по привлечению к обучению начинающих инноваторов успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных  проектов («наставничество»). «Наставничество» - ключевой механизм передачи опыта  и компетенций начинающим инноваторам  от «ветеранов», действующий, например, в США, но практически отсутствующий  в России.  Для создания такой системы в первую очередь важны не финансовые стимулы, которые для успешных предпринимателей не играют особой роли, а моральные стимулы, признание государством, вузами, студентами общественной, социальной значимости предпринимателя. 

Молодежь и  инновации

Важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной  активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества  школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства.

Во-первых, будет расширена  предоставляемая на конкурсной основе поддержка организаций дополнительного  образования, ведущих инновационные  образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи, включая предоставление грантов организациям дополнительного  образования, развитие инфраструктуры «домов школьников» с упором на реализацию программ дополнительного образования  естественно-научной и инженерно-технической  направленности.

Во-вторых, будет поддержано развитие системы научных олимпиад. Будет создана система конкурсной поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку победителей  международных и ведущих национальных олимпиад, конкурсов молодых изобретателей  и конструкторов.

В-третьих, будет расширена  конкурсная поддержка мероприятий, в том числе, проводимых на базе научно-исследовательских  и федеральных университетов, стимулирующих  исследовательскую деятельность школьников и студентов: летних научных лагерей  и экспедиций, конкурсов, конференций  молодых ученых, стипендий для  участия в академических обменах  и стажировках, грантов для реализации индивидуальных исследовательских  проектов.

В-четвертых, будет реализована  программа предоставления ежегодно на конкурсной основе не менее чем 300 лучшим выпускникам школ, в том  числе, победителям международных  и ведущих национальных олимпиад, федеральных грантов на обучение в ведущих зарубежных университетах  по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Российской Федерации, полностью покрывающих  стоимость обучения, проживания и  сопутствующих обучению расходов на весь срок обучения. С получателями грантов будут заключаться договора, стимулирующие последующее продолжение  их научной карьеры в ведущих  российских университетах и российских исследовательских центрах.

В-шестых, буду созданы механизмы  предоставления на конкурсной основе поддержки программам, реализуемым  частными благотворительными организациями  и направленным на поддержку одаренных  детей, научного и технического творчества студентов и школьников. Будут  разработаны механизмы, обеспечивающие предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений  развития науки, техники и технологий Российской Федерации, специальных  стипендий, сопоставимых по размеру со стипендиями, выплачиваемым студентам ведущих зарубежных вузов.

Будет расширен масштаб программ «У.М.Н.И.К.», реализуемой Фондом поддержки  малых форм предпринимательства  в научно-технической сфере, и  «Зворыкинский проект», направленных на стимулирование массового участия  молодежи в научно-технической и  инновационной деятельности путем  организационной и финансовой поддержки  инновационных проектов.

Основным механизмом реализации государством данных мер станет государственная  программа «Молодежь России».

Формирование  культуры инноваций и повышение  престижа инновационной деятельности  

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации