Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями  содействия старту и развитию новых  высокотехнологичных бизнесов станут:

расширение масштабов  финансовой поддержки на ранних стадиях  инновационной деятельности - «предпосевной» и «посевной», в том числе в  рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия, а также деятельности фондов посевных инвестиций, создаваемых  на федеральном и региональном уровнях;

расширение механизмов поддержки  деятельности частных инвесторов малых  инновационных предприятий –  «бизнес-ангелов»;

формирование благоприятных  условий для создания малых инновационных  предприятий государственными научными и образовательными учреждениями в  соответствии с Федеральным законом  от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ;

содействие процессам  интеграции успешных «молодых» инновационных  компаний в глобальные цепочки формирования стоимости;

усиление инновационной  направленности программ по поддержке  малого и среднего предпринимательства;

расширение видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых инновационный компаний за счет развития сети инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного доступа к оборудованию;

развитие системы поддержки  изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм.

Для отработки возможных  перспективных направлений дополнительного  налогового стимулирования малых и  средних инновационно-активных предприятий  будут осуществляться следующие  меры:

введение льготной ставки обязательных страховых платежей в  отношении предприятий сектора  информационно-коммуникационных технологий, малых предприятий, создаваемых  при вузах и научных центрах, созданных в соответствии с Федеральным  законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных  обществ в целях практического  применения (внедрения) результатов  интеллектуальной деятельности», резидентов технико-внедренческих особых экономических  зон и компаний, осуществляющих деятельность на территории инновационного центра «Сколково»;

установление льготного  налогового режима (налог на прибыль - 0% в течение 10 лет; НДС - освобождение от налогообложения в течении 10 лет (по выбору налогоплательщика); налог  на имущество  организаций - освобождение от налогообложения; обязательные страховые взносы - фиксированный платеж в сумме, определяемой на уровне 14% нагрузки на  ФОТ) для организаций, признаваемых участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»;

освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога – организаций признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об  инновационном центре «Сколково»;

предоставления возможности  отнесения на себестоимость выпускаемой  продукции расходов на выполнение работ  по стандартизации;

совершенствования механизмов предоставления инвестиционного налогового кредита, включая установление единых критериев его предоставления, а  также определение перечня документов необходимых и достаточных для получения инвестиционного налогового кредита.

Одной из важных мер в  перспективе станет существенное снижение налоговой нагрузки на новые частные  высокотехнологичные компании, созданные  в «чистом поле», на определенный период (5-7 лет) после создания и с учетом объема осуществленных частных инвестиций.

При этом приоритетной задачей  станет совершенствование практики налогового администрирования действующих  налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий, включая применение коэффициента 1,5 к величине расходов на НИОКР, осуществляемых в рамках устанавливаемых государством приоритетов.

Целевые индикаторы реализации поставленных задач 

 

Наименование  индикатора

2010

2016

2020

Удельный вес инновационных  товаров, работ, услуг в общем  объеме экспорта товаров, работ, услуг, %

7,0 (2008)

12

15

Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.

119

350

600

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций:

     

всего, из них:

8,0 (2008)

15

25

добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

9,6 (2008)

20

30

связь, деятельность, связанная  с использованием вычислительной техники  и информационных технологий

10,9 (2008)

25

35

Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных  работ, услуг)

0,4 (2008)

5,0

8,0

Количество соучрежденных  образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных  предприятий

600

2000

4000


 

 

Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической  модернизации

Важным  инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации станут технологические платформы.

Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию  усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

Технологические платформы не рассматриваются в  качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной  сфере, их формирование оправдано при  наличии следующих проблем:

множественность потенциальных участников технологической  платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения  обсуждения перспектив технологической  модернизации и форм партнерства  бизнеса, науки, государства;

слабая  структурированность интересов  бизнеса в разработке и внедрении  новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов  и определения требований к важнейшим  базовым технологиям;

многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность  существующих научно-технологических  компетенций, наличие ведомственных  барьеров между научными организациями.

Содействие  формированию и реализации технологических  платформ направлено на решение следующих  задач:

усиление  влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших  направлений научно-технологического развития;

выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и  формирование новых секторов российской экономики;

определение принципиальных направлений совершенствования  отраслевого регулирования для  быстрого распространения перспективных  технологий;

настройка инструментов государственной политики по стимулированию инноваций, поддержке  научно-технической деятельности и  процессов модернизации компаний с  учетом специфики и вариантов  развития отраслей и секторов российской экономики;

расширение  научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств  в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела;

развитие  центров превосходства и центров  компетенций в научно-технологической  сфере, повышение потенциала для  реализации сложных научно-технологических  проектов, требующих участия различных  организаций, междисциплинарного взаимодействия.

В рамках технологических платформ предполагается свобода конструирования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при  соблюдении следующих общих правил (принципов):

четкая  направленность на удовлетворение важнейших  общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

значимое  представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах  управления технологической платформы;

ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач;

направленность  не только на проведение исследований, но и на формирование необходимых  учебных программ;

вариантность  рассматриваемых технологических  решений, ориентация на проработку различных  технологических альтернатив;

ориентированность на расширение кооперации, на поиск  лучших партнеров;

активность  в привлечении негосударственных  средств из различных источников;

прозрачные  правила участия в технологической  платформе, открытость для входа  новых участников, отсутствие дискриминации  в отношении определенных групп  компаний и организаций;

ясность и публичность достигнутых результатов  в ходе реализации технологической  платформы.

На основе оценки различных проектов реализации технологических платформ будет  проведен их отбор для включения  в перечень,  утверждаемый Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Федеральные органы исполнительной власти будут оказывать институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень. Результаты деятельности технологических платформ, включенных в перечень, будут учитываться при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности.

Важнейшими  направлениями создания технологических  платформ станут:

аэрокосмические технологии;

информационные  технологии;

биотехнологии, включая промышленные биотехнологии  и фармацевтику;

композиционные  материалы;

фотоника, включая лазерные технологии, производство светодиодов;

ядерная энергетика. 

 

Основные акценты  в содействии инновационному развитию секторов экономики 

 

Многоукладный характер российский экономики, принципиально различающиеся  технологический уровень и институциональные  условия развития различных секторов исключают возможность определения  единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития. Государство  будет содействовать росту инновационной  активности компаний, повышению результативности их инновационной деятельности, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы инновационной  деятельности.

Для обеспечения устойчивого  прогресса в переходе экономики  на инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений  инновационного развития секторов российской экономики:

повышение конкурентоспособности  и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;

разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;

быстрое распространение  отдельных современных технологий в секторах с горизонтальной организацией;

технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;

повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов  в сырьевых отраслях.

Как результат, в перспективе  Россия может достичь 5-10% доли на рынках высокотехнологичных товаров и  интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая:

ядерные технологии;

авиастроение;

судостроение;

программное обеспечение;

вооружения и военная  техника;

образовательные услуги;

космические услуги и производство ракетно-космической техники.

Наряду с этим Россия может  занимать ведущие позиции в фундаментальных  и прикладных научных разработках  и связанных с ними технологиях (IT, нано-, биотехнологии и т.д.). 

 

Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных  секторов

Среди концентрированных  высокотехнологичных секторов –  авиастроение, космический и оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика. Для  этих секторов характерно наличие крупных  компаний с внутрифирменной наукой, сильная вертикальная кооперация, существенный экспортный потенциал.

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации