Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

 

Важным условием активизации  инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной  политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов будут  введены соответствующие условия, предполагающие в теле- и кинопродуктов, создаваемых с привлечением государственных  средств популяризацию научной  и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями.

С участием телевизионных  каналов, финансируемых государством, будет проработан вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала, проработан вопрос о покупке  и адаптации части зарубежного  контента для данного канала и  создания собственного контента на основе российских научных достижений.

Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность инноваций, будут создаваться  на государственных телевизионных  каналах, включая детские каналы  и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент был конкурентоспособным и рейтинговым.

Будет осуществляться конкурсная поддержка изданию научно-популярной литературы, периодическим печатным изданиям, радио передачам, интернет-ресурсам, посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области  науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской  деятльностью.

Также будет обеспечено создание в регионах России современных музейных комплексов, посвященных научно-технической  и инновационной деятельности и  содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь –  детей и молодежи к инновационной  деятельности. В частности, необходимо  реконструировать и расширить в крупных городах и региональных центрах  сеть музеев технической и естественнонаучной направленности по образцу Политехнического музея и музея Дарвина в Москве с организацией системы кружков для научно-технического творчества. Эти музеи помимо экспонатов и действующих моделей могут включать учебные и экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными институтами, в которых молодые люди смогут приобрести практические навыки проведения научных экспериментов.

Будет также предусмотрена  программа поддержки (субсидирования) издания научно-популярных книг и  журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием  науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить  у нее интерес к занятиям научной  деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно  желающих заниматься наукой и инженерными  разработками.

Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес- ассоциациями с 2012 года будет учреждена  национальная инновационная премия (за лучший инновационный потребительский  продукт, прорывную технологию, способную  изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет  введена практика награждения государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким  освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации.

Важным условием эффективной  реализации задач формирования инновационной  культуры должно стать вовлечение в  эту деятельность ведущих ученых, реализация конкурсной поддержки соответствующих  проектов и программ, реализуемых  организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными  некоммерческими организациями.

IV. Инновационный  бизнес 

 

Императивом перехода экономики  на инновационный путь развития является кардинальное повышение инновационной  активности бизнеса.

За последние годы был  реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики - по улучшению  бизнес-среды, по стимулированию компаний к инновациям, по развитию различных  инструментов поддержки технологической  модернизации, однако, при наличии отдельных улучшений, сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в данной сфере. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие.

Первое. Недостаточное качество бизнес-среды, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции  на рынках, а также за получение  государственной поддержки. 

Второе. Сохранение значительных барьеров для распространения в  экономике новых технологий, обусловленных  отраслевым регулированием, процедурами  сертификации, таможенным и налоговым  администрированием. Третье. Недостаточность  усилий региональных и муниципальных  властей по улучшению условий  для инновационной деятельности . Некоторые российские регионы демонстрируют  существенный прогресс в формировании благоприятных условий для инновационного бизнеса, в развитии различных инструментов поддержки инноваций, однако весьма медленно идет процесс межрегионального распространения лучших практик.

Четвертое. Взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики пока не носит достаточно регулярного  характера, не обеспечивает сбалансированного  представления интересов различных  инновационно-активных предприятий, особенно в слабо концентрированных и  в новых формирующихся секторах.

Пятое. Недостаточная эффективность  инструментов государственной поддержки  инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между  государством и бизнесом, слабая ориентированность  на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, на формирование и развитие научно-производственных партнерств.

Издержки небольших компаний на получение прямой государственной  поддержки при реализации инновационных  проектов весьма высоки, а возможности  федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление поддержки по множеству некрупных  проектов крайне ограничены. До настоящего времени такого рода проблемы в некоторой  мере решались, в том числе предоставлением  поддержки по соответствующим региональным программам. Пока отсутствует значимый прогресс в реализации различных  механизмов поддержки инновационной  деятельности предприятий через  отраслевые бизнес-ассоциации.

Шестое. Отсутствие работоспособных  механизмов регулярного выявления  неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания»  таких инициатив. 

 

Развитие среды, благоприятной для инноваций, является одной из ключевых задач данной стратегии. Бизнес должен функционировать в таких условиях, когда постоянные инновации становятся неотъемлемым элементом цивилизованной конкуренции между компаниями, когда именно инновационно-активные компании получают долгосрочные преимущества на рынке и в этой связи их собственники заинтересованы в результативных инновациях, когда инновационное предпринимательство пользуется уважением со стороны общества.

В то же время формирование гармоничной инновационной среды  – процесс сложный и длительный, требующий обновления (иногда принципиального) ряда существующих институтов. В этой связи меры по развитию инновационной  среды должны, особенно на первом этапе, сочетаться с мерами по поддержке инновационной деятельности компаний, старта новых инновационных бизнесов, по стимулированию связей между различными участниками инновационных процессов (например, между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, между научно-образовательными организациями и бизнесом).

В процессе реализации данной стратегии будут предприняты  дополнительные меры к повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, по развитию инструментов частно-государственного партнерства.

Инновационная среда  

 

Основными результатами формирования среды, «дружественной для инноваций», должны стать:

устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной  активности предприятий и распространение  в экономике передовых технологий,

усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной  деятельности, к использованию и  разработке новых технологий для  обеспечения конкурентоспособности  бизнеса,

создание благоприятных  условий для создания новых высокотехнологичных  компаний и развития новых рынков продукции (услуг).

В этих целях будут реализованы  меры по следующим основным направлениям.

Первое, улучшение условий  для справедливой конкуренции для усиления мотиваций компаний, их собственников к инновациям. Среди соответствующих мер – повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности; определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям, критериев выявления тех преференций, которые оказывают существенное искажающее влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний к реализации инновационной стратегии развития; регулярная оценка существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.

Постепенно будут сокращаться  масштабы государственной поддержки  неэффективных компаний, в случае их высокой социальной значимости будет  усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.

Представители государства  в Советах директоров и наблюдательных советах компаний с государственным  участием будут формулировать четкие требования к инновационной политике компаний и контролировать их выполнение. Инвестиционные программы и планы  развития компаний с государственным  участием,  естественных монополий будут подлежать качественной экспертизе.

Второе, совершенствование регулирования рынков продукции (услуг), отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий. Одна из необходимых мер – регулярная оценка нормативных барьеров для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования. Для определения направлений совершенствования регулирования, оценки достигнутого прогресса, будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование и реализация которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства. 

Третье, развитие системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач:

ускоренная модернизация устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в  расширении инновационной деятельности предприятий, гармонизация нормативно правовой базы Российской Федерации  и Европейского Союза в этой сфере, с внедрением механизмов взаимного  признания результатов сертификации. лабораториями и сертификационным центрами;

ускорение процедуры выведения  на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования требования для новой продукции, аналогичном режиму предварительных  стандартов в европейской системе  технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность, с использованием декларирования вместо сертификации с дополнительными требованиями по маркировке и увеличением ответственности;

упрощение и ускорение  процедур сертификации, в том числе  в соответствии с международными стандартами качества;

упрощение импорта технологий, в том числе за счет отмены требования представления сертификатов соответствия при импорте оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации;

формирование «технологических коридоров» - обеспечение последовательного  и предсказуемого на долгосрочную перспективу  ужесточения требований к эффективности  использования предприятиями природных  ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих  поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции.

Кроме ограничительных мер  «технологический коридор» должен включать в себя также целый комплекс инструментов, обеспечивающих компаниям возможность  достижения этих целей. В качестве таких  инструментов могут предусматриваться, в том числе, использование специальных  маркировок; содействие кооперации между  производителями, стимулирование образования  ассоциаций производителей, поощрения  для тех, кто покупает и применяет  новые технологии, снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка  НИОКР; подготовка кадров, политика госзакупок, предоставление преференций компаниям  и продуктам, в которых используются определенные технологические решения. При этом, с учетом мирового опыта, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального института  по изучения наилучших технологий, существующих в мире.

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации