Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития. 
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Для передовых, наиболее инновационно-активных регионов с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиям высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами будут выделены, сформированы и реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста.
Дополнительным элементом 
координации региональной деятельности 
в области поддержки и 
Помимо финансовой и организационной поддержки регионов как на начальном этапе создания инфраструктуры, так и на этапе формирования центров инновационного роста предполагается учитывать показатели инновационной активности региона в числе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также будет обеспечена реализация 
комплекса мер финансовой, образовательной 
и информационно-
оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, включая выделение на конкурсной основе субсидий субъектам Российской Федерации на цели развития инновационных территориальных кластеров, участие в формировании региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических музеев и др.;
переориентацию использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки региональных инфраструктурных проектов, способствующих развитию инновационного сектора экономики в регионах – инновационных лидерах;
обеспечение приоритетности финансирования объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства в целях развития инновационного сектора в регионах – инновационных лидерах, при формировании и корректировке федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП;
создание условий для 
обеспечения эффективной 
создание условий для 
эффективного заимствования и адаптации 
лучших международных практик 
обеспечение формирования эффективной 
системы выявления и 
Развитие инновационных кластеров
Концепцией долгосрочного 
социально-экономического развития Российской 
Федерации до 2020 года, предусматривается 
создание сети территориально-
К настоящему времени использование 
кластерного подхода уже заняло 
одно из ключевых мест в стратегиях 
социально-экономического развития ряда 
субъектов Российской Федерации 
и муниципальных образований. Ряд 
проектов развития территориальных 
кластеров реализуется в 
Реализация кластерной политики 
способствует росту конкурентоспобности 
бизнеса за счет реализации потенциала 
эффективного взаимодействия участников 
кластера, связанного с их географически 
близким расположением, включая 
расширение доступа к инновациям, 
технологиям, «ноу-хау», специализированным 
услугам и 
Формирование и развитие 
кластеров является эффективным 
механизмом привлечения прямых иностранных 
инвестиций и активизации 
- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
- получения предприятиями 
кластера доступа к 
- получения предприятиями 
кластера эффективных 
Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, станут следующие.
Первое, содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.
Второе, развитие механизмов 
поддержки проектов, направленных на 
повышение 
стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера и привлечению прямых инвестиций.
Третье, обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров.
Реализация существующих 
благоприятных предпосылок 
В целях активизации 
 
X. Реализация стратегии.
В целях эффективной реализации 
Стратегии будет 
Будет выстроена четкая иерархия 
документов стратегического планирования, 
определяющих государственную политику 
в сфере науки и инноваций. 
Главными документами будут являться 
Концепция долгосрочного 
Документами «второго уровня», разрабатываемыми в соответствии с КДР и Стратегией с учетом результатов научно-технологического прогноза станут государственные программы. Для реализации Стратегии будут сформированы государственные программы по развитию образования, сферы исследований и разработок, поддержки инновационной активности в экономике, развития информационного общества, а также государственные программы или подпрограммы госпрограмм, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики. В рамках государственных программ будут детализованы механизмы реализации Стратегии, конкретные меры, источники и объемы финансирования. При этом через инструмент государственных программ общая инновационная политика будет связана с решением задач инновационного развития в секторах экономики и социальной сферы – здравоохранении, культуре, энергетике и т.д.
Документами «третьего уровня», 
разрабатываемыми в соответствии с 
документами вышестоящих 
При реализации мероприятий 
Стратегии разрабатываемые 
Целевые индикаторы реализации Стратегии
№ п/п  | 
  Наименование индикатора  | 
  2010  | 
  2016  | 
  2020  | 
1.  | 
  Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, %  | 
  94 (2008)  | 
  98  | 
  100  | 
2.  | 
  Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования в % к зарплате в экономике в целом  | 
  65,5 (2008)  | 
  80  | 
  100  | 
3.  | 
  Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет  | 
  24,8 (2008)  | 
  40  | 
  55  | 
4.  | 
  Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике, чел.  | 
  111 (2008)  | 
  ||
5.  | 
  Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования  | 
  (2008)  | 
  ||
Средства государства  | 
  64,7  | 
  50  | 
  35  | |
 Средства   | 
  28,7  | 
  |||
Средства высших учебных заведений  | 
  0,5  | 
  |||
Средства частных НКО  | 
  0,2  | 
  |||
Средства иностранных источников  | 
  5,9  | 
  |||
6.  | 
  Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками  | 
  (2008)  | 
  ||
Государственный сектор  | 
  34,3  | 
  |||
Предпринимательский сектор  | 
  59,3  | 
  |||
Сектор высшего образования  | 
  6,3  | 
  |||
Сектор НКО  | 
  0,2  | 
  |||
7.  | 
  Число созданных передовых производственных технологий  | 
  854 (2008)  | 
  ||
8.  | 
  Средний возраст исследователей  | 
  49 (2008)  | 
  45  | 
  40  | 
9.  | 
  Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей  | 
  14,2 (2008)  | 
  18  | 
  25  | 
10.  | 
  Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science  | 
  2,48 (2008)  | 
  4  | 
  5  | 
11.  | 
  Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения)  | 
  1,95 (2008)  | 
  3  | 
  4  | 
12.  | 
  Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.  | 
  119  | 
  350  | 
  600  | 
13.  | 
  Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций:  | 
  |||
Всего, из них:  | 
  8,0 (2008)  | 
  |||
Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды  | 
  9,6 (2008)  | 
  |||
Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий  | 
  10,9 (2008)  | 
  |||
14.  | 
  Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, %  | 
  7,0 (2008)  | 
  ||
15.  | 
  Место Российской Федерации в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами)  | 
  18  | ||
16.  | 
  Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг)  | 
  1,39 (2008)  | 
  2,0  | 
  2,5  | 
17.  | 
  Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг)  | 
  0,4 (2008)  | 
  5,0  | 
  8,0  | 
18.  | 
  Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в % от общего числа организаций  | 
  48  | 
  85  | 
  95  | 
19.  | 
  Организации, имеющие веб-сайт, в % от общего числа организаций  | 
  29  | 
  75  | 
  80  | 
20.  | 
  Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету с персонального компьютера, в % от общего числа домохозяйств  | 
  26  | 
  75  | 
  90  | 
21.  | 
  Население, использующее Интернет для взаимодействия с органами власти, в % от численности опрошенных в возрасте 16-74 лет)  | 
  10  | 
  50  | 
  60  |