Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является объективное исследование привлечения иностранных инвестиций и их эффективное использование в Республике Казахстан.
Задачами данного исследования являются рассмотрение и раскрытие следующих вопросов:
− сущность и необходимость привлечения иностранных инвестиций
− анализ показателей и структура иностранных инвестиций привлекаемых в экономику Казахстана
− проблемы привлечения и рационального использования иностранных инвестиций в Казахстане и пути их решения

Вложенные файлы: 1 файл

Основной текст.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

Привлечение в широких масштабах  иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.   

[5. с 8-13], [7. с 13-14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     АНАЛИЗ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ 

                 ИНВЕСТИЦИЙ ПРИВЛЕКАЕМЫХ В ЭКОНОМИКЕ  КАЗАХСТАНА

 

2.1 Правовые основы  привлечения и использования  иностранного 

                капитала

 

Как было уже отмечено в первой главе, наша страна нуждается в инвестициях и многое делается для их привлечения. Во-первых, и что весьма важно − укрепляется и совершенствуется законодательная база.

В настоящее время Закон «Об  иностранных инвестициях» утратил  силу с 2003 года, и действует Закон «Об инвестициях» от 8 января 2003 года (определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвесторов). А также «О государственной поддержке прямых инвестиций» (устанавливает правила предпринимательской деятельности, систему льгот и привилегий, обеспечивает поддержание социальной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, гарантии от политических рисков), «О земле» (предоставляет право на приобретение в частную собственность земли, на которой расположены производственные объекты),    «О рынке ценных бумаг» (определены формы государственного регулирования, механизмы саморегулирования, регламентирована деятельность фондовой биржи), «Об инвестиционных фондах в Республики Казахстан» от 7 июля 2004 года, Кодекс о налогах и другие. Создан Консультативный совет из представителей иностранных компаний.

В  Законе «Об инвестициях» от 8 января 2003 года используются следующие основные понятия:      

1) инвестиции - все виды  имущества (кроме товаров, предназначенных  для личного потребления), включая  предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;     

2) инвестиционная деятельность - деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности;     

3) инвестиционные преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;     

4) инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств;     

5) инвестиционный спор - спор, вытекающий из договорных  обязательств между инвесторами  и государственными органами  в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;     

6) инвестор - физические  и юридические лица, осуществляющие  инвестиции в Республике Казахстан;      

7) государственные натурные гранты - имущество, являющееся собственностью  Республики Казахстан, передаваемое  во временное безвозмездное пользование либо 
предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование;     

8) контракт - договор на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;     

8-1) миноритарный инвестор - инвестор, осуществивший инвестиции в размере  менее десяти процентов от  голосующих акций (менее десяти  процентов голосов от общего  количества голосов участников);     

9) модельный контракт - типовой  контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении контрактов;     

10) уполномоченный орган по инвестициям  (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению контрактов на предоставление инвестиционных преференций и контролю за их исполнением;     

11) юридическое лицо Республики  Казахстан - юридическое лицо, в  том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;      

12) рабочая программа - приложение  к контракту, определяющее календарный  график работ по реализации  инвестиционного проекта;     

13) оборудование - ввозимые основные средства, включая механизмы, машины, устройства, приборы, предназначенные для использования в технологическом процессе инвестиционного проекта и переносящие свою стоимость на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);     

14) комплектующие - составные части,  в совокупности, составляющие конструктивную целостность оборудования.        

Законодательство Республики Казахстан  об инвестициях:

  1. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона «Об инвестициях» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
  2. Закон «Об инвестициях» не регулирует отношения, связанные с осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета; вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей.
  3. К отношениям, возникающим при осуществлении инвестиций и относящимся к сфере действия иных законов Республики Казахстан, положения Закона «Об инвестициях» применяются в части, не противоречащей таким законам Республики Казахстан.
  4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Объекты инвестиционной деятельности     

1) Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.      

 Права и обязанности  инвесторов в отношении объектов  и видов предпринимательской  деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются Законом «Об инвестициях», иными законодательными актами Республики Казахстан и соответствующими договорами. 
      2) Законодательными актами Республики Казахстан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается.   [10. с 15-16], [11. с 16-17]

 

2.2 Анализ привлечения  и использования иностранных  инвестиций в 

      экономику Казахстана

 

Привлечение иностранного капитала в  экономику республики осуществляется в виде: прямых иностранных инвестиций; предоставления кредитов под инвестиционные проекты и товарные закупки; официальной  помощи развитию. 

Официальная помощь развитию предоставляется республике в виде технической и финансовой помощи. Техническая помощь предоставляется в форме консультаций, проведения семинаров, подготовки документации по нескольким основным направлениям − сельское хозяйство, топливно-энергетический сектор, приватизация, финансовый сектор, транспорт, телекоммуникация и т.д. Вся техническая помощь предоставляется в форме грантов международными финансовыми организациями или странами-донорами. Финансовая помощь республике оказывается Международным валютным фондом, Всемирным банком развития, правительствами Германии, Японии в виде предоставления займов на льготных условиях для реализации целевых и секторных программ.

Основой политики для привлечения  и использования иностранного капитала и инвестиций являются критерий повышения конкурентоспособности экономики, определяющий целесообразность заимствования, и базовые принципы, формулируемые конкретными экономическими условиями и задачами страны – реципиента. Они складываются из таких понятий как:

  • экономическая безопасность, требующая при внешних займах ориентации на нормативные параметры, определяющие влияние их на состояние безопасности внешнего долга и показатель отрицательного сальдо;
  • достижение инвестиционной цели, осуществляемой непосредственно государственным регулированием, при котором ПИИ направляются на решение макроэкономических задач: рост ВВП, оптимизацию платежного баланса, сглаживание колебаний производства и занятости, стабилизацию цен, понижение инфляции, снижение дефицита государственного бюджета и другие;
  • этапность и приоритетность использования зарубежного капитала, подчиняемые общей задаче развития экономики − от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа, − и охватывающие стадии импортозамещения, экспортоориетированности, создание экономики на полной базе наукоемкой технологии;
  • проектный метод, предполагающий эффективную отдачу от использования кредита путем направления его на приоритетные объекты и проекты;
  • опережение нормы внутреннего накопления под стоимостью кредита, которое может произойти в случае получения большего экономического эффекта, нежели стоимость кредита, состоящая из выплат основной суммы и процентов;
  • предпочтение международного предпринимательства международным кредитам, поскольку оно менее рискованно для принимающей стороны в том, что его деятельность курируется хозяйствующей компанией;
  • привлечение кредита под проект, предполагающее реализацию всесторонне проанализированной программы, радикально важной для ускоренного роста экономических процессов;
  • не привлекать государство финансовым гарантом проекта;
  • повысить ответственность субъектов рынка за реализацию и безопасность проектов;
  • проводить качественную и поступательную информационно-разъяснительную работу среди народонаселения.

Из-за ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов и иных финансовых возможностей, в страну привлечено около 30 млрд. долл. США − как прямых инвестиций, коммерческих кредитов, займов международных финансовых организаций, так и в виде портфеля ценных бумаг. В Казахстане работают кредитные линии 36 государств, действуют немало контрактных обязательств − займы международных организаций. Было привлечено 4,6 млрд. долл. США прямых инвестиций. Происходил их приток и в виде краткосрочных межбанковских денежных займов (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Для более наглядного изображения ниже представлен в виде круговой диаграммы инвестиций вкладываемых в основной капитал за периоды 2005, 2006 и 2007 года.

 

Рисунок 1 – Инвестиции в основной капитал

 

Развитие инвестиционной деятельности иностранных компаний в Казахстане определяется несколькими этапами. На первом шло создание большого числа СП, в основном в сфере торгово-посреднической деятельности с незначительным уставным капиталом. Программы малой и массовой приватизации, другие экономические преобразования способствовали применению крупных предприятий. На втором этапе − периоде либерализации − зарубежные инвесторы получили доступ к ключевым отраслям экономики. На третьем благодаря иностранному капиталу произошла приватизация крупных предприятий по индивидуальным проектам. Были реализованы государственные пакеты акций 180 объектов, по некоторым заключены контракты на управление и контроль финансов. [7. с 17-18], [9. с 19]

 

2.3 Анализ иностранных  прямых инвестиций в основные  виды 

      деятельности  и отрасли экономики

 

В республики функционируют  предприятия с иностранным участием − нерезиденты и предприятия, переданное в иностранное управление. За последние годы количество совместных предприятий увеличивается. Но лишь немногие из них осуществляют экспортные поставки, большинство экспортирует внутренний рынок. Занимаются торговлей и посредническими услугами.

В Республики Казахстан  наибольший удельный вес занимали прямые инвестиции в металлургический и  нефтегазовый комплексы, вложения в  операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям.

Наибольшее количество предприятий  было создано с участием Турции − 228, Германии − 116, США − 115, Китая − 79, Великобритании − 53, Ирана − 33. В последние годы особенностью прямого инвестирования стала возможность доступа к сырьевым ресурсам и в ряде случаев − к рынку ценных бумаг. Анализ использования этих вложений не утешителен: перерабатывающие производства по-прежнему остаются вне поля зрения иностранных инвесторов. Их интересы сосредоточены на отраслях с наиболее быстрым оборотом капиталов. Из числа проектов, финансировавшихся по кредитным линиям, 32% составляли предприятия пищевой промышленности, 27% − производства по выпуску товаров народного потребления, 8% − гостиницы и бизнес центры. Их освоение происходит, как правило, за 3−4 года, и за 5 − решаются вопросы валютоокупаемости. Также привлекательными для иностранных инвесторов остаются нефтегазовый комплекс, черная и цветная металлургия (добыча ископаемых, переработка). В добыче нефти и газа заняты более 30 иностранных компаний с общим уставным капиталом примерно       250 млн. долл. США. Инвесторы нефтегазовой отрасли − США, Франция, Турция, Великобритания, Италия, Германия, металлургической − Южная Корея, Япония, Великобритания, Канада, Индия.

Информация о работе Экономическое обоснование сущности и идеологии иностранных инвестиций