Управление инвестициями организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 01:19, курсовая работа

Краткое описание

Процесс управления инвестициями в организации многоступенчатый и сложный, однако, он является одним из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности. Как правило, управление инвестициями начинается с разработки инвестиционной стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………….5
1.1.Сущность понятия инвестиции………………………………..................5
1.2. Инвестиционный процесс как система………………………………….6
1.3. Подходы к выделению стадий управления инвестициями……………9
2. ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ…………………………………11
2.1. Прединвестиционный этап……………………………………………..11
2.1.1. Разработка инвестиционной стратегии ….………………………11
2.1.2. Поиск и оценка возможностей инвестирования…...…………….12
2.1.3. Формирование инвестиционных ресурсов ……………………...14
2.1.4. Формирование инвестиционного портфеля………...……………16
2.2. Инвестиционный этап…………………………………………………..17
2.3. Постинвестиционный этап……………………………………………..19
3. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………21
3.1. Стадия зарождения и становления…………………………………….21
3.2. Стадия роста и расширения…………………………………………….25
3.3. Стадия зрелости…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

В процессе реализации инвестиционных программ в организации на стадии становления часто возникает проблема контроля доходов и расходов, что связано с такими особенностями развития, как отсутствие четкой политики, процедур ведения бизнеса, системы контроля за исполнением бизнес-процессов, нечёткая организационная структура, слабая субординация.

Итак, на стадии становления  организация сталкивается с двумя  основными проблемами в области  управления инвестициями: дефицитом  собственных средств и низкой привлекательностью для инвесторов. Грамотное финансовое планирование поможет организации успешно преодолеть данные проблемы.

Когда в организации  начнут стабилизироваться денежные потоки и появится некоторая система  в исполнении бизнес-процессов, она  перейдет в следующую стадию развития - стадию роста.

3.2. Стадия роста и расширения

Общая характеристика: это период трансформации бизнеса, период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Бизнес-процессы сформированы, но не окончательно, идет интенсивный поиск лучшей практики. Компания сосредотачивает своё внимание на системах и упорядочении своей деятельности. Компания не обладает организационным потенциалом, что не позволяет реализовать заложенный экономический потенциал, деятельность порождает конфликты и противоречия. Менеджмент имеет опыт работы, но нуждается в повышении квалификации и эффективности. 

 В финансовом отношении  также происходит рост компании: идет активное освоение рынка,  рост интеграции особенно интенсивен. Компания, как правило, обладает достаточным материальным потенциалом; существует потребность в расходах на внедрение систем управления. Продукт компании пользуется спросом, увеличивается число клиентов, растут продажи. Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг(13; с.54, 20; с.5-6).

В управлении инвестиционной деятельностью организации также  происходят перемены: на данном этапе  происходит формирование и оформление инвестиционной стратегии и политики, инвестиционные цели становятся более четкими, перечень текущих задач дополняется долгосрочными планами. На стадии роста и расширения основными стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятия могут являться: расширение объемов реального инвестирования; диверсификация направлений реального инвестирования, обеспечение минимальной нормы текущей инвестиционной прибыли. Основная проблема, с которой может столкнуться развивающаяся организация - неконтролируемая экспансия на незнакомые направления бизнеса, выражающаяся в распылении финансов на различные «игрушки» основателя (новые направления бизнеса). Это происходит от того, что компания пытается расширить зону своего влияния, выйти на новые рынки и более крупные проекты. Однако финансовое состояние не всегда позволяет сделать это, имея лишь собственные средства. Как и в пору становления, вопрос привлечения внешних инвесторов на этапе роста остается актуальным.

Среди желающих вложить  средства в компанию, находящуюся  на стадии роста и расширения, появляются стратегические инвесторы, нацеленные на получение контроля над предприятием, и фонды прямых инвестиций. Стратегические инвесторы представляют собой крупные компании, ведущие поиск технологий с целью включения их в собственные технологические цепочки. Для стратегического инвестора основным фактором, влияющим на ценность проекта, является не прибыльность, а получение дополнительных выгод для своего основного вида деятельности от сотрудничества с компанией реципиентом. Способов привлечения стратегических инвесторов несколько: продажа пакета акций стратегическому инвестору; выпуск дополнительной эмиссии акций в пользу стратегического инвестора; IPO. Основными способами приобретения бизнеса стратегическими инвесторам являются слияния и поглощения.

 Организации нужно  быть готовой к тому, что инвестор  будет изучать компанию очень  пристально и профессионально.  Обязательно будет смотреть на  команду менеджеров.  Следует  отметить, что «Стратеги» очень  чувствительны к открытости, прозрачности, к поведению менеджмента во время изучения компании. Преимущество привлечения ресурсов от стратегических инвесторов в том, что они не только станут для фирмы источником финансирования, но и окажут действенную помощь в привлечении других инструментов для реализации проекта. Речь идет о накопленных знаниях и опыте, о деловых связях стратегического инвестора с другими представителями отрасли, способствующих скорейшему распространению в отрасли единых технологических стандартов. К тому же, привлечение стратегического инвестора - это повод для организации повысить  производительность, улучшить уровень управления, усилить финансовый контроль, внедрить более эффективную систему мотиваций. Однако очевидно, что стратегический инвестор будет полностью внедрять свои технологии и свои решения, реализовывать свой подход, инициировать свою методику управления.

Кроме стратегических инвесторов, организация на данном этапе развития становится привлекательной и для  крупных фондов прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций приобретают пакеты акций предприятий, добиваются совместно с менеджментом купленной компании роста ее стоимости, а затем продают принадлежащую им часть бизнеса. И делают это для получения прибыли. Фонды получают возможность жестко контролировать и управлять объектами своих инвестиций, снижая уровень рисков из-за непрозрачности бизнеса. Они работают не с публичными, а с частными компаниями, покупая значительную долю в них и оказывая влияние на стратегию развития бизнеса и управление компанией. Привлечение ресурсов от фондов прямых инвестиций актуально для компаний, желающих внедрить или улучшить процедуры корпоративного управления для обеспечения прозрачности бизнеса. Фонды прямых инвестиций предпочитают не заниматься вопросами оперативного управления компанией, стратегией ее развития, во время переговоров по инвестиционному проекту принимают решение на основе полученной информации. Как правило, вмешиваться в текущее управление они предпочитают, лишь когда происходят сбои в реализации намеченной стратегии развития.

Каких именно инвесторов предпочесть, организация определяет исходя из стратегических целей развития. Если компании нужны «длинные» деньги для реализации масштабных проектов, то ей стоит обратить внимание на стратегических инвесторов. Если же требуется краткосрочное привлечение ресурсов, то с этой задачей вполне справятся разнообразные формы займов и кредитов. Предпочесть заемные способы привлечения ресурсов эффективно в том случае, если сумма требуемых инвестиций сопоставима с текущими оборотами компании. При этом предприятие получает инвестиции по приемлемой для него стоимости, полностью сохранив самостоятельность в управлении бизнес-процессами.

В связи с тем, что организация на стадии роста уже имеет опыт хозяйственной деятельности и получает регулярную прибыль, кроме заемных и привлеченных ресурсов она уже может выделять и собственные средства в качестве инвестиций. Данная форма финансирования обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности.

Вне зависимости от того, будет ли организация привлекать внешних инвесторов, или же найдет собственные средства для дальнейшего развития, проблема тщательного планирования как никогда актуальна для растущей компании. В случае привлечения инвестиций для развития существующего бизнеса, необходимо предоставить подробный инвестиционный бизнес-план, описание действующего бизнеса, его прошлого и перспектив развития. Так же необходимо подготовить отчет о доходах и расходах за последние, и подробную схему развития бизнеса за счет привлеченных инвестиций. На этапе расширения организация  имеет возможность приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. Наступает момент разработки полноценных бизнес-планов предприятия, позволяющих принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения. Процесс планирования позволит организации на данном этапе развития четко сформулировать долгосрочную инвестиционную программу (стратегию) развития предприятия, через увязывание внутренних ресурсов и возможностей организации с факторами внешней среды, через прогнозирование рисков (7; с.44). Таким образом, управление инвестициями на стадии роста и расширения организации становится более стандартизованным и упорядоченным.

При формировании инвестиционного  портфеля, как и на стадии становления, по-прежнему преобладают инвестиции в реальные активы. Однако характер этих инвестиций меняется. Организация  наращивает мощности, расширяет производство, все это требует инвестиций в объекты капитального вложения: инвестиций в повышение эффективности деятельности фирмы и инвестиции в расширение производства. Главной целью капитальных вложений становится прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет обновления оборудования, совершенствования применяемых технологий, улучшения организации труда и управления, а также увеличение объема выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств (18; с.63). Осуществление данных инвестиций необходимо организации для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе.

Итак, на стадии роста  и расширения в процессе управления инвестициями появляются новые долгосрочные задачи и цели, организация становится наиболее инвестиционнопривлекательной для внешних инвесторов, как институциональных, так и частных. На этой стадии инвестиции в бизнес, как правило, наиболее большие, только они потребуют дополнительной прозрачности и упорядоченности бизнеса. Проблемы могут возникнуть  в сфере распределения инвестиционных ресурсов, если менеджмент не рассчитает силы компании или распылит их по множеству одновременно реализуемых инвестиционных проектов. Решением данной проблемы может стать совет работать только в рамках первоначальной бизнес-идеи и формализовать управленческие процессы. Если компания создаст эффективную систему управления и введет в действие новый стиль управления, то перейдет к этапу жизненного цикла - "Зрелость".

3.3. Стадия зрелости

Общая характеристика: стадия зрелости - этап формализации деятельности. Все организовано грамотно, бизнес-системы работают практически без сбоев. Четко осознаны перспективы развития, существует система планов и механизм их исполнения. Растет объем продаж и прибыли; деятельность предприятия ориентирована на результат, удовлетворяющий и внутренние, и внешние потребности; создается сеть новых младенческих организаций. Организация достигает лидирующего положения на рынке. Расходы организации покрывают не только минимальные потребности, но являются продуманными и направлены в равной степени на повышение эффективности деятельности организации и укрепление ее имиджа (13; с.61).

В управлении инвестициями происходит переориентирование на роль инвестора. Если на предыдущих стадиях  в инвестиционной деятельности организация выступала скорее в роли объекта инвестирования, то на стадии зрелости она становится инвестором. Основными стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятия становятся: обеспечение выхода на «критическую массу инвестиций» и ее поддержание; формирование портфеля финансовых инвестиций и обширная диверсификация форм реального и финансового инвестирования; зрелое предприятие может позволить себе выбор внеэкономических целей реального инвестирования; обеспечение необходимых темпов прироста инвестируемого капитала и обеспечение средней нормы инвестиционного дохода, диверсификация инвестиционной деятельности в отраслевом и региональном разрезе и т.п.

Однако даже для зрелых предприятий всегда объективным  является соразмерение потребностей обеспечения операционного процесса с объемом доступных инвестиционных ресурсов. Отсюда возникает понятие «критическая масса инвестиций», которое характеризует минимальный объем инвестиционной деятельности, позволяющий предприятию формировать чистую операционную прибыль. Глобализация рынков, ускорение темпов технологического прогресса, снижение нормы отдачи капитала обусловливают постоянный рост «критической массы инвестиций», что при неизменных доходах усложняет экономическое развитие предприятий и снижает количественные параметры стратегических целей их роста.

Предприятия на стадии зрелости остаются инвестиционнопривлекательными  в ранних периодах (ранняя зрелость), пока не достигнута наивысшая точка  экономического роста. В дальнейшем (окончательная зрелость) инвестирование целесообразно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение невелик и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки.

В связи с тем, что организация на данный момент обычно имеет опыт успешного привлечения капитала посредством частного размещения акций инвесторам с хорошей репутацией и впечатляющую историю развития, она становится привлекательной для крупных инвесторов. На этой стадии компания может заняться публичным размещением акций, которые привлекут внимание крупных инвесторов. После реализации публичного размещения акций организация становится привлекательной для институциональных инвесторов (юридические лица), в том числе и пенсионных фондов (2; с.7-8). Первоначальные инвесторы, которые осуществляли финансирование компании на более ранних стадиях, могут предпочесть выйти из бизнеса и продать свои акции посредством публичного размещения, либо путем продажи стратегическим инвесторам или менеджменту компании.

Институциональный инвестор - это юридическое лицо, которое  выступает в роли держателя денежных средств (взносов, паев и т.д.) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права  на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. (18; с. 87). Предприятию, выпустившему акции, проще иметь дело с институциональным инвестором, чем с множеством частных инвесторов - ускоряется процесс вливания средств в производство, ускоряется реорганизация производства, появляется возможность получения дополнительной прибыли.

Прямые инвестиции зрелая организация обычно извлекает из собственных ресурсов. При реализации крупномасштабных проектов предприятие  может смело претендовать на различные  бюджетные инвестиции в форме финансирования федеральных и региональных программ. На данные средства имеет право претендовать организация на любом уровне развития, но в связи с тем, что именно зрелые организации как правило, отвечают всем запросам государственных органов, они чаще всего и становятся объектами государственных инвестиций.

Банки также охотно кредитуют  зрелые организации, поскольку последние  имеют хорошую историю, бизнес прозрачен, предприятие может обеспечить залог  или поручительство.

Однако привлечение  внешних и заемных средств составляет меньшую долю по сравнению с собственными ресурсами организации. Самофинансирование означает хорошее финансовое состояние компании и  выгодно отличает ее от конкурентов, не имеющих таких возможностей.

Информация о работе Управление инвестициями организации