Сущность и структура рынка средств производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4

ГЛАВА I: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЯ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА..................................................................................6
1.1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок................6
1.2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве. Особенности рынка средств производства..............................10

ГЛАВА II: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ...................................................................................................................15
2.1. Товарный рынок и товарные биржи...............................................................15
2.2. Рынок труда………………................................................................................21

ГЛАВА III: СОСТОЯНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...................................................................................26
3.1. Государственная инвестиционная политика РФ на
современном этапе................................................................................................26
3.2. Формирование спроса на рынке средств производства.........................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок как понятие2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

1.                      определенными, т.е. иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом, на предлагаемый продукт;

2.                      достаточной существенными по размеру, чтобы оправдать дополнительные затраты на «подгонку» маркетинговых стратегий под требования данного сегмента;

3.                      доступными для эффективной маркетинговой деятельности;

4.                      количественно измеряемыми;

5.                      используемыми в течении длительного периода времени.

Капитал – это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и тд) предназначенные для повышения производительности силы труда. Капитал делится на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие как машины, оборудование и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа (последнее означает обесценивание основного капитала по мере удешевления его производительности или с началом выпуска машин и оборудования принципиально нового качества, что делает использование старого основного

капитала технически и экономически невыгодным). Каждый год собственник основного капитала списывает определенную часть стоимости его оборудования (осуществляет амортизационные отчисления). Например, если станок стоит 10000 долл. и служит 10 лет, то при равномерном списании его стоимости ежегодные амортизационные отчисления будут равны 1000 долл. в год.

Оборотный капитал полностью потребляется в течении одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки производства целиком, в отличии от основного капитала, стоимость которого учитывается в издержках по частям.

На формирование спроса на рынке средств производства влияет и ценообразование.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и системы цен в целом.

Любая цена, назначенная производителем, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса (Рис.1). Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени.

В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2 производитель продаёт меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.

Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой линии, как на рисунке 1а. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рисунке 1б. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности товара. Однако при слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2.

 

Рис. 1 Кривые спроса.


Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы.

Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары  часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества.  При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.

Большинство производителей стремится проводить замеры изменений спроса. Допустим, необходимо произвести замер изменения спроса на шампунь фирмы “Эльсев”.

В данном случае будем считать, что цены конкурентов не меняются.  С уменьшением цены на шампунь спрос на него растет.

Однако при цене 12 рублей спрос начинает падать, так как люди думают, что  шампунь слишком дешев,  к примеру, из-за  нарушения условий хранения или низкого качества.

На спросе могут сказаться и неценовые факторы.  Например, если фирма “Эльсев” одновременно снизит цену на свою продукцию и увеличит рекламную компанию, то невозможно установить, какая часть увеличения спроса объясняется уменьшением цены, а какая –  увеличением рекламы.

Изменение спроса может зависеть от положения экономики,  изменении моды на товар,  проведении рекламной компании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении –   меньшее.

Также на влияние на формирование спроса на рынке средств производства влияет государство. Государство может изменить налоги, что повлияет на поведение производителей  и потребителей двумя различными способами.

И если правительство будет увеличивать косвенные налоги, это приведет к падению предложения, уменьшению спроса производителей на ресурсы.

Изменение прямых налогов влияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, изменяет положение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительство уменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода и потребители захотят истратить большее количество денег. Кривые спроса сместятся вправо, производители будут производить большее количество блага и увеличат спрос на ресурсы.

И наоборот, если правительство решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемый доход населения, что вызовет падение спроса на рынках потребительских благ и уменьшение производства.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть, какие товары, и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть, какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть, кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; “убирает” неконкурентоспособных предприятий и “свертывает” устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.      Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 2006, 385 стр.

2.      Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 2007, 266 стр.

3.      Булатов А. С. Экономика. М., 2008, 786 стр.

4.      Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2007, 391 стр.

5.      Юрист, номер 5/6 - 25.04.2007, Тотьев, К. Ю. «Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках», с. 35-39

6.      Курьер, номер 4 - 26.03.2008, «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: утвержден приказом Гос. ком. РФ по антимонопольной политике от 10.01.2008г.», с. 46-58

7.      Российская газета, номер 32 -  14.08.2007 «Монополисты всех городов и весей: реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке товара долю более 35 %», с. 6-7

8.      Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. – М.: МГУ, ТЕИС, 2009.

9.      Экономист, номер 10 - 17.09.2007, Шумаев, В. . - Инфраструктура товарных рынков с. 43-47

10. Законодательство и экономика, номер 1 - 01.01.2006, Залесская, М. . - Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов, с. 36-50

11. Маркетинг, номер 2 - 22.03.2008, Андрианов, В. «Конкурентоспособность России в мировой экономике», с. 3-19

12. Право, номер 7 - 25.06.2008, Бурмистрова, Т. В. «Рынок средств производства: структурный анализ концентрации и конкуренции», с. 18-30

 

 

 

 

 



Информация о работе Сущность и структура рынка средств производства