Сущность и структура рынка средств производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4

ГЛАВА I: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЯ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА..................................................................................6
1.1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок................6
1.2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве. Особенности рынка средств производства..............................10

ГЛАВА II: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ...................................................................................................................15
2.1. Товарный рынок и товарные биржи...............................................................15
2.2. Рынок труда………………................................................................................21

ГЛАВА III: СОСТОЯНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...................................................................................26
3.1. Государственная инвестиционная политика РФ на
современном этапе................................................................................................26
3.2. Формирование спроса на рынке средств производства.........................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок как понятие2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников.


То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Экономическую систему можно представить в виде

схемы 1. Структура экономической системы смешанной экономики

 

1 - рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования;

2 - государство как подсистема хозяйствования;

3 - натуральное хозяйство как подсистема хозяйствования.

Как видим, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система — рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.

Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают его разные грани. Обобщающую характеристику рынка можно представить в виде схемы 2.

 

 

 

 

1.2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве

 

Рынок является экономической категорией, он тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Рынок возник 6-7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации.

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать обмен в широком смысле — деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле — только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.

Торговые услуги выступают отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и экономичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их платежеспособного спроса) — другое важное обстоятельство появления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.

В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельного движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами.

Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в разделе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой (Д—Т—Д'), где Д — деньги, Т — товар, а Д' — деньги с приращением, с торговой прибылью. Торговая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговца.

Таким образом, рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Можно назвать следующие функции рынка:

1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между сотнями и тысячами независимых производителей и потребителей через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его отдачи;

3) экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получение достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятий будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), что приведет к падению объемов производства до уровня индивидуального материального благосостояния;

4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

5) обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1)выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2)уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3)дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4)«санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Рынок средств производства – это рынок в основе которого лежат товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства.

Субъектами рыночных отношений являются промышленные предприятия, продающие и покупающие товары производственно-технического назначения.

Формами организации рынка средств производства служат товарные и сырьевые биржи, торгово-посреднические фирмы, коммерческие центры, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, страховые фонды.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ, составная часть производительных сил общества и национального богатства страны.

Рынок обеспечивает:

                       рациональное распределение ресурсов путями  потребления их на производство необходимых обществу товаров;

                       возможность функционирования в условиях ограниченной информации;

                       гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям;

                       свободу выбора поставщиков и потребителей;

                       эффективное использование научно-технического прогресса.

Рынок средств производства имеет свои специфические особенности:

                       на тем меньше покупателей;

                       эти немногочисленные покупатели - крупные;

                       эти покупатели сконцентрированы географически;

                       спрос на товары промышленного предназначения определяется спросом на товары широкого потребления;

                       покупатели товаров промышленного назначения ­– профессионалы.

Назначение рынка средств производства является сложным процессом из-за отсутствия необходимой информации. Однако создание конкурентоспособной продукции требует качественного и дешевого сырья и материалов и, соответственно, выбора оптимальных поставщиков.

Отечественная практика показывает, что для большинства предприятий оптимальными поставщиками материалов являются зарубежные производители.

 

 

 

 

Глава II. Формирование рынка средств производства в России

2.1. Товарный рынок и товарные биржи.

Товарный рынок – это сфера  обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

На сегодняшний день товарный рынок слабо развит в нашей стране, несмотря на то что Россия оказывает заметное влияние на формирование цен на такие товары как энергоносители и металлы, являясь одним из крупнейших в мире поставщиков этих товаров. В последнее время много говорится о необходимости развития товарного рынка в России, в частности, о создании нефтяной биржи, об организации рынков зерна и т.д. Многие наши крупные металлургические, нефтяные, лесные компании уже торгуют на рынках развитых западных стран. Эти рынки складывались не один десяток лет и их структура, несомненно, окажет сильнейшее влияние на процесс формирования таких рынков в России.

Долгое время считалось, что торговля на мировых товарных рынках (commodity markets) базируется, главным образом, на фьючерсных контрактах, в то время как, внебиржевая торговля такими производными финансовыми инструментами (derivatives) как свопы, разного вида опционы и др. больше развита на валютном рынке и рынке процентных ставок. В последние годы ситуация измененилась, и сегодня с уверенностью можно говорить о существовании устойчивого и активного внебиржевого рынка производных финансовых инструментов в сфере торговли такими продуктами как энергоносители, металлы, зерно и др.

Термин "derivatives" или производные инструменты возник как общее название для всех типов финансовых сделок, которые не торгуются напрямую на рынке физических поставок товара. Поэтому к производным инструментам можно отнести фьючерсы, форварды, опционы, свопы и их многочисленные комбинации, которые позволяют каждому участнику рынка создавать стратегии торговли таким образом, чтобы получить наилучшее соответствие намеченному результату. Рассмотрим наиболее интересный пример.

Хороший пример использования комбинации фьючерса и свопа в целях хеджирования представляет собой следущая стратегия. Предположим, что такой продукт как керосин не торгуется на бирже. В то же время, авиакомпания, использующая этот продукт, хочет застраховаться от изменения его цены. В соответствии с этим, авиакомпания заключает фьючерсный контракт на покупку мазута, который торгуется на бирже и имеет цену, близко коррелирующую с ценой керосина. Такой фьючерсный контракт позволит грубо застраховаться от изменения цены керосина, который в действительности авиакомпания намеревается приобрести.

Информация о работе Сущность и структура рынка средств производства