Роль инвестиций в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на основе существующих тенденций деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Задачами данной работы являются:
1) выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
2) исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
3) проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение;
4) попытка дать оценку текущего состояния инвестиционного климата в России;
5) выявление роли инвестиционной политики и международной помощи в оздоровлении российской экономики.

Содержание

Введение 3
1 Инвестиции и накопление основного капитала 6
1.1 Инвестиции как экономическая категория 8
1.2Роль государства в формировании инвестиционной привлекательности России 12
1.3 Источники финансирования инвестиций 15
2 Финансово-инвестиционный комплекс в России 19
2.1 Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа 22
2.2 Инвестиционная активность регионов РФ 25
2.3 Иностранные инвестиции в Татарстане 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Вдовина Г. ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

В разных регионах России наблюдается явный перевес в инвестиционных планах либо в пользу частного иностранного инвестора, либо в пользу правительства.

Сегодня только в 13% регионов наблюдается превосходство сроков в инвестиционных программах над сроками конкретных инвестиционных проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов. В остальных регионах ситуация либо обратная, либо неопределенная. Это означает, что практически всем российским регионам необходимо принципиально пересмотреть свои инвестиционные программы в сторону резкого увеличения их срока. Если не будет ясной картины будущего развития регионов, то иностранным инвесторам с их капиталами и технологиями будет проблематично встроиться в столь неопределенную систему.

Особый интерес представляет вопрос о том, насколько эффективно идет продвижение государственных планов по построению в стране инновационной экономики.

Во-первых, до сих пор большая часть российских регионов не имеет вообще никакой инновационной инфраструктуры. Примерно в 27,7% регионов нет никаких объединений инноваторов, и никакой деятельности в данном направлении не наблюдается.9

Во-вторых, во многих территориях поддержка инноваций носит показной характер, не подкрепляясь конкретными достижениями.

В-третьих, между регионами наблюдаются очень серьезные различия в инновационной активности.

В целом же можно сказать, что некая организационная и правовая основа для инноваций в большинстве регионов все же создана. Однако главная проблема состоит в отсутствии эффективной координации инновационных идей, опыта их продвижения, финансов и поддержки администрации. Эта работа только начинается – частично под давлением сверху, частично под давлением снизу.

Практически все регионы вовлечены во внешнеторговый обмен с ближним и дальним зарубежьем. Это естественным образом сделало их уязвимыми для мирового кризиса. Так как же сказался кризис на внешних связях регионов России?

Кризис привел к еще большей открытости экономики российских регионов. Параллельно с этим происходит поразительное «выправление» региональных экономик, состоящее во всестороннем повышении их эффективности. На первый взгляд, кризис должен был привести к прямо противоположному результату, в связи с чем наметившееся положение дел воспринимается как парадоксальное.

Во-первых, в результате кризиса большинство регионов явно переориентировалось на рынки дальнего зарубежья, повышая тем самым свою географическую открытость. Кроме того, большинство регионов переориентировались на азиатский рынок сбыта. Смещение приоритетов в сторону Азии частично связано с тем, что она в результате кризиса пострадала гораздо меньше, чем Европа и страны СНГ.

Во-вторых, кризис инициировал резкую интенсификацию усилий регионов по налаживанию связей с внешним миром. Проявления этого эффекта весьма многообразны. Повсеместно усилилась работа торговых представительств России за рубежом. Лидером в этом отношении является Нижегородская область, где прорабатывается вопрос об открытии ее представительств в Германии, Франции, Финляндии, Италии, Японии и Сингапуре. Параллельно там активизируется работа с консулами, дипломатическими представительствами, промышленными объединениями и ведомствами других стран для организации приезда в область деловых иностранных делегаций. Можно сказать, что кризис привел к беспрецедентному усилению контактов с иностранными партнерами.

В-третьих, кризис породил колоссальную волну по построению привлекательного делового имиджа регионов в глазах иностранцев.

В-четвертых, кризис инициировал активизацию новых производств на базе более глубокой переработки. Это связано с тем, что сырьевой экспорт в большинстве регионов сворачивается и взамен этого надо предлагать что-то иное. Происходит своеобразное переформатирование сотрудничества с внешним миром. Таким образом, кризис привел к мощной диверсификации экспорта и повышению его технологического уровня.

В-пятых, кризис породил массу нестандартных организационных решений по поддержке региональной экономики. Здесь имеет место множество разнородных мероприятий. Например, в Камчатском крае инициируется создание особой экономической зоны. В Новгородской области рассматривается возможность создания на ее территории областной лесной биржи, а также Ассоциации лесопромышленников, лесозаготовителей и лесопереработчиков. Можно смело утверждать, что только кризис мог породить столь радикальные управленческие инновации.

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

Норма накопления в российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 15%, к 2006-му она незначительно подросла, оставаясь на уровне 17,5%, в 2008 году норма накопления достигла 21,3%.10 Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30—40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50—60-е годы).11

В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.

Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2004 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32,5% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов

   

(в фактически действовавших  ценах)

   
                       
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

миллиардов рублей

   

Инвестиции в основной капитал-всего

1165,2

1504,7

1762,4

2186,4

2865,0

3611,1

4730,0

6716,2

8781,6

7976,0

9151,4

в том числе:

                     

в жилища

132,0

171,5

214,5

275,8

340,8

434,2

557,2

876,3

1193,8

1036,9

1046,9

в здания (кроме жилых) и сооружения

502,2

628,4

722,7

951,0

1200,9

1460,2

1935,3

2798,4

3742,2

3482,2

3897,1

в машины, оборудование, транспортные средства

426,6

527,0

663,9

811,5

1158,2

1484,0

1917,5

2612,3

3311,9

2970,2

3533,6

прочие

104,4

177,8

161,3

148,1

165,1

232,7

320,0

429,2

533,7

486,7

673,8

 

в процентах к итогу

   

Инвестиции в основной капитал-всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100,0

в том числе:

                     

в жилища

11,3

11,4

12,2

12,6

11,9

12,0

11,8

13,0

13,6

13,0

11,4

в здания (кроме жилых) и сооружения

43,1

41,8

41,0

43,5

41,9

40,4

40,9

41,7

42,6

43,7

42,6

в машины, оборудование, транспортные средства

36,6

35,0

37,7

37,1

40,4

41,1

40,5

38,9

37,7

37,2

38,6

прочие

9,0

11,8

9,1

6,8

5,8

6,5

6,8

6,4

6,1

6,1

7,4


 

Таблицу подписать (смотри методичку) было бы хорошо сделать график, Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, 12но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:

  • быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
  • существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
  • резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;
  • уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.

  2.3 Иностранные инвестиции в Татарстане

 

Наша область является одним из наиболее инвестиционно- активных регионов. К числу ведущих направлений внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан относится привлечение иностранных инвестиций.

 

Начиная с 1993 и вплоть до 1998 года наблюдалась тенденция роста объемов привлекаемых иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан. В этот период наибольшие объемы иностранных инвестиций в экономику республики были привлечены в 1997-1998 годах. В 1997 году лишь двумя регионами Российской Федерации – Москвой и Республикой Татарстан – было привлечено 75% общего объема инвестиций, поступивших в Россию. По итогам 1998 года Республика Татарстан занимала третье место среди субъектов Российской Федерации по объему привлеченного иностранного капитала – после Москвы и Московской области.

 

После кризиса 1998 года, в 1999 году произошло резкое снижение объемов привлеченных в экономику республики средств зарубежных инвесторов. Однако, уже в 2000 году, объем иностранных инвестиций составил 142,9 млн. долларов США, что в 6,2 раза превысило показатель предыдущего 1999 года.

 

В 2008 г. объем зарубежных вложений в экономику РТ достиг наивысшего за период с 1993 г. показателя и составил около 2,6 млрд. долларов, из них прямых – около 723 млн. долларов США. В 2009 г. в экономику Татарстана поступило более 2,2 млрд. долл. из-за рубежа, т.е. последствия глобального финансово-экономического кризиса не в столь значительной мере сказались на этой сфере внешнеэкономической деятельности республики.

 

По состоянию на 1 января 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике Республики Татарстан составил около 5,8 млрд. долларов США. Доля прямых инвестиций составила 7,1% от общего объема привлеченных в 2009 г. средств, портфельных – 5,6%, а наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции – 87,3%.

 

Основным инвестором Республики Татарстан по итогам 2009 года являлся Люксембург - 1,14 млрд. долл. В 2009 году в инвестировании в республику активное участие принимали также Франция – 541 млн. долл., Германия – 289,7 млн. долл. и Нидерланды – 150 млн. долл.

 

Таблица 2.

 

По итогам 2009 года 77,8% поступивших иностранных инвестиций было направлено в операции с недвижимым имуществом, 18,4% - в добычу полезных ископаемых, 3,3% - в обрабатывающие производства. Для сравнения, по итогам 2008 года 44,3% поступивших иностранных инвестиций было направлено в строительство, 28% - в обрабатывающие производства, 26,1% - в операции с недвижимым имуществом.

 

Одной из точек экономического роста и развития совместных производств стала крупнейшая в России Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» на территории Елабужского района Татарстана. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Резиденты ОЭЗ представлены 13тремя ключевыми кластерами: производство автомобилей и автокомпонентов, переработка полимеров в готовую продукцию, производство стройматериалов. По состоянию на конец 2009 г. в ОЭЗ «Алабуга» было зарегистрировано 9 резидентов.

 

В 2009 г. с участием иностранных компаний состоялось открытие ряда производств: кирпичного завода с австрийской фирмой «Винербергер» (май), комплекса из 6-ти асфальтосмесительных установок швейцарской фирмы «Амманн» (июнь), совместного с американцами предприятия «КАМАЗ-КАММИНЗ» (ноябрь), шинного производства с участием немецкой фирмы «Continental AG» (декабрь) и др. В Бахрейне прошло первое собрание учредителей Татарстанской Международной Инвестиционной Компании (ТМИК), созданной совместно с инвесторами из мусульманских стран.

 

Заключение

 

По результатам выполненной работы можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в российских регионах превалирует самая простая экономика, не являющаяся самодостаточной. Это проявляется в отсутствии энергетических мощностей, инфраструктурных объектов, перерабатывающей промышленности и разведки недр. Самые базовые элементы экономики регионов находятся в самом зачаточном состоянии и развиты чрезвычайно слабо. Все это говорит о том, что российские регионы нуждаются в огромных капиталовложениях. Это означает, что в самое ближайшее время должен быть задействован самый широкий спектр инструментов по активизации инвестиционных процессов и привлечению капиталов.

Во-вторых, главная проблема, от которой страдают регионы, это отсутствие денег и современных производственных технологий. Именно этот фактор предопределяет тот факт, что имеющийся избыточный спрос на некоторых товарных рынках регионов удовлетворяется иностранными компаниями. Финансовая и технологическая оголенность регионов приводит к тому, что все значимые рынки и ниши занимают иностранные инвесторы, которые начинают действовать в условиях отсутствия конкуренции. При этом никакой осмысленной долгосрочной кадровой политики по передаче опыта от иностранных специалистов к отечественным не просматривается. Учитывая сказанное, представляется целесообразным переходить к разработке и реализации специальных программ по созданию отечественных предприятий, выступающих «дублерами» иностранных компаний. Это позволит предотвратить в будущем иностранную монополию и ликвидировать существующее технологическое отставание.

Информация о работе Роль инвестиций в экономике