Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия прямых иностранных инвестиций, его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие. Виды, формы ПИИ;
изучить региональное размещение ПИИ в РФ;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
обосновать направления совершенствования ПИИ в России

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по ПИИ с учетом замечаний.doc

— 778.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования [13, с. 64].. Таким образом, инвестиционный климат включает в себя совокупность самых важных условий, которые создаются для инвестора в каждой конкретной стране.

Сравнительно недавно Всемирный банк и Международная финансовая корпорация обновили ежегодный экономический рейтинг «Doing Business 2012». Показательно, что наша страна по реальному состоянию инвестиционного климата занимает всего лишь 120 место в мире. Тем не менее, объем ПИИ в Россию за последние 10 лет достаточно серьезно вырос. На рис. 1 отражена динамика прямых инвестиций в Россию за период с 2000 по 2011 год включительно.

 

Анализ основных современных проблем инвестиционного климата в РФ представлен в приложении 5.

Подводя итоги всему  вышесказанному можно отметить, что, к сожалению, в настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения не только иностранных инвестиций, но и активов национальных инвесторов, которые все чаще предпочитают приобретать инвестировать заграницу. Негативными факторами можно считать излишнюю политизированнность России, коррупцию, достаточно высокий в условиях инвестирования уровень инфляции, зависимость финансовой системы страны от цен на нефть, а также подверженность влиянию экономического кризиса. Эти факты находят подтверждение в  крайне низком  рейтинге России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени риска во всех странах мира.

Таким образом, ситуация на российском рынке ПИИ имеет огромный потенциал для существенного роста в перспективе, но без ликвидации внутренних и внешних барьеров ее будущее может быть под большим вопросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ особенностей механизма привлечения и регулирования иностранных инвестиций

2.1 Анализ факторов, определяющих объем ПИИ в регионах России

Инвестиционная привлекательность  является характеристикой, которая  может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Этот параметр отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора [10].

В международной практике обычно под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом объекта (территории, региона, организации) понимается совокупность некоммерческих рисков `вхождения` инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента. Такие действия принимающего государства могут заключаться в принятии нормативных правовых актов, ущемляющих имущественные интересы иностранных инвесторов, в осуществлении экономической политики или в проведении в жизнь определенных политических решений, таких как начало боевых действий или провоцирование гражданских беспорядков), или предприятие и осуществления им инвестиционного проекта.

 Рассматривая понятие шире, можно использовать следующее определение: инвестиционная привлекательность региона – это совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала [12].

В целом, инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

В литературе выделяется ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов [22]. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы (более подробно представленные в приложении 6):

  • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
  • потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
  • интеллектуальный (образовательный уровень населения);
  • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

В приложении 7 представлено разделение регионов России по типам и особенностям инвестиционного потенциала.

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности  региона – инвестиционный риск. Его уровень отражает вероятность  потери инвестиций и дохода от них. В том или ином регионе этот риск определяется общеэкономическими (тенденции в экономическом развитии региона), финансово-валютными (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий), политическими (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти), законодательными, социальными (уровень социальной напряженности), экологическими, криминальными и другими факторами.

Финансовые риски в  регионе принято характеризовать как общим балансом задолженностей между регионом и Федеральным центром, так и внутренней взаимной задолженностью предприятий региона [9]. Основное внимание при анализе финансовых рисков в регионе должно уделяться таким факторам как:

  • финансовый статус региона в Федеральном бюджете (донор, реципиент);
  • валовой региональный продукт;
  • наличие финансовых гарантий инвесторам и прочие факторы.

Экономический риск региона  определяется, прежде всего, структурой экономики региона, при анализе  экономического риска региона можно использовать такие факторы как [23]:

  • удельный вес убыточных предприятий;
  • индекс роста стоимости потребительской корзины;
  • доля региона в валовом национальном продукте и другие.

Социальный риск региона  определяет возможность создания и  развития производств с привлечением новой рабочей силы. В этой связи для оценки социального риска принято использовать следующие факторы [23]:

  • наличие жилья и социальной инфраструктуры;
  • уровень доходов населения;
  • состояние рынка труда в регионе;
  • состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в регионе;
  • демографическая и экологическая ситуация и другие.

Криминогенный риск предназначен для оценки степени зависимости  успешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции. При  оценке криминогенного риска появляется возможность оценить безопасность инвестиций. В этой связи, возникает необходимость оценки такого обобщающего показателя как экономическая безопасность региона [26].

Также для инвесторов большое значение имеет политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит привлекательность региона как объекта инвестиций.

Таким образом, уровень  инвестиционной привлекательности  региона в целом определяется соотношением инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, насколько, исходя из существующего положения и перспектив будущего развития региона, риски, связанные с инвестированием в данный регион, компенсируются доходами, которые на эти инвестиции можно получить [22].

Локальные преимущества, т.е. факторы инвестиционной привлекательности на уровне региона, представлены в приложении 3, где они  формализованы в виде шести агрегированных групп факторов привлечения прямых иностранных инвестиций [23].

Первую группу факторов составляют экономические факторы, включающие три характеристики экономической конъюнктуры региона, которые значительно варьируются между российскими регионами, создавая различия в стимулах для потенциальных иностранных инвесторов к прямым иностранным инвестициям Это –размер рынка; цены факторов производства; качество факторов производства.

Вторую группу составляют показатели, характеризующие развитость инфраструктуры региона. Уровень развития инфраструктуры региона показывает, насколько сложно и затратно найти  поставщиков и распределить товар между различными рынками.

Наличие современных  средств коммуникации, уровень развития кредитно-финансовой инфраструктуры также  являются неотъемлемыми факторами, способствующим притоку ПИИ в  регион.

Уровень институционального развития региона. Регион с развитыми институтами, характеризующийся принятием решений на основе четких правил и норм, хорошей собираемостью налогов, высоким уровнем участия населения в выполнении гражданских обязанностей, сигнализирует о благоприятной экономической обстановке в нем.

Региональная экономическая  политика. Политическая ситуация в  регионе относительно экономической  активности, в первую очередь зарубежных экономических агентов может  играть важную роль. Для ее измерения  используются две переменные. Первая – это инвестиционный рейтинг российских регионов, в том числе рейтинги инвестиционного потенциала и риска. Одним из первых такие рейтинги стал публиковать журнал «Эксперт». Вторая переменная, имеющая отношение к региональной политической обстановке, определяющая зарубежную экономическую активность, – это внутренние частные инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал отражает общий инвестиционный климат в регионе. Активность внутренних инвесторов является положительным сигналом для инвесторов иностранных.

Открытость региона  внешнеэкономическим отношениям. Степень  открытости региона связана прежде всего с внешней торговлей  и объемами импорта и экспорта.

Географические особенности  региона образуют шестую группу переменных, потенциально значимых для объяснения внутристрановой структуры притока ПИИ, как считают некоторые исследователи. Россия – очень большая страна, таким образом, ее регионы имеют различные географические характеристики, например, резкость климата, выход к морю и др. Применительно к России географический фактор приобретает дополнительное значение, связанное с наличием транзакционных издержек – издержек на ведение переговоров, оформление необходимой документации, согласование и координацию и тому подобное. В этой связи, чем ближе регион расположен к Москве, тем больше вероятность того, что инвестор осуществит ПИИ, поскольку в этом случае транзакционные издержки будут значительно ниже.

Перечисленные выше группы факторов, формируют сравнительное  преимущество региона в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом иностранные инвесторы учитывают региональные факторы не только по отдельности, но и в их совокупности для конкретного региона.

2.2 Анализ механизма привлечения иностранных инвестиций,  проблемы и эффективность использования

Механизм привлечения иностранных инвестиций предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, т.к. без конкретно закрепленного в законодательства отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным не то чтобы в получении прибыли, но даже в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и не отходя от плана.

На первом этапе данной политики надо проанализировать некоторые  макроэкономические показатели, прежде всего объём и структуру ВВП, объём и структуру капиталовложений, уровень сбережений, на основании которых надо определить нужный стране объем иностранных инвестиций с учетом определенных критериев экономической и долговой безопасности данной страны. Далее надо определить приоритеты для иностранных капиталовложений, а также принципы их увеличения. Затем, учитывая современные тенденции международного экспорта капитала надо определить особенно привлекательные формы привлечения иностранного капитала.

Конкретные предпосылки  закладываются в национальное законодательство страны и в организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций. Приведённая последовательность реализации механизма привлечения иностранных инвестиций позволяет строить эффективную и комплексную модель, с целью привлечения иностранных инвестиций.

Информация о работе Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав