Проблемы инвестиций в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы привлечения инвестиций в экономику России и республики Башкортостан, исследование инвестиционной активности и инвестиционного климата в России и Башкортостана, а также основных проблем и трудностей привлечения инвестиций.
Для достижения цели курсовой работы требуется решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность инвестиций;
Рассмотреть основные понятия, формы, виды инвестирования;
Проанализировать состояния инвестиционного климата России и республики Башкортостана.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

На фоне общего сокращения инвестиций в основной капитал выросли инвестиции, направленные на добычу полезных ископаемых – на 33,6% к 2009 году, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 13,5%, оптовую и розничную торговлю – 52,8%, финансовую деятельность – 35,8%, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 2,9%.

В 2010 году завершена реализация ряда крупных инвестиционных проектов, имеющих большое значение для экономики Республики Башкортостан.

В феврале 2010 года запущена первая производственная линия по производству силовых трансформаторов на ОАО "Уфимский трансформаторный завод" с суммарной мощностью до 27 млн. кВА в год, что позволит предприятию стать одним из крупнейших по производству трансформаторов в России и обеспечить работой до 2000 человек.

На нефтеперерабатывающем заводе в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (в январе 2011 года переименовано в ОАО "Газпром нефтехим Салават") состоялся ввод первого пускового комплекса по производству суспензионного полиэтилена высокой плотности мощностью 120,0 тыс. тонн в год, что позволило создать 130 новых рабочих мест.

В ЗАО "Строительные материалы" г.Стерлитамак введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс цементного производства с установкой трех цементных мельниц замкнутого цикла помола, предусматривающий увеличение мощностей по помолу цемента до  
1,3 млн. тонн в год.

В декабре 2010 года в г.Уфе в ООО "ЕСМ" запущено производство первого в Республике Башкортостан предприятия по производству экологически чистых электрохимических станков нового поколения, которые будут предназначены для прецизионной нанометрической обработки практически всего спектра металлов, включая твердые сплавы и наноструктурированные металлы. Финансовыми инвесторами являются государственная корпорация "Роснанотех" и фонд "РВТ-инвест". Общий бюджет проекта составил 285,0 млн. рублей, из которых 120,0 млн. рублей принадлежит государственной корпорации "Роснанотех".

В рамках реализации регионального инвестиционного проекта "Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры города Уфы Республики Башкортостан" из Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии с Инвестиционным соглашением между Республикой Башкортостан и Министерством регионального развития Российской Федерации, подписанным 13 ноября 2009 года, Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года было выделено 913,9 млн. рублей, из них освоено 896,2 млн. рублей.

В целях эффективного привлечения инвестиционных ресурсов в Республике Башкортостан в настоящее время функционируют 7 технопарков, 2 центра трансфера технологий и 3 бизнес-инкубатора. Начата работа по формированию "пилотных" кластеров: энергомашиностроительного, лесопромышленного и кластера индустриального обеспечения туризма.

В прошедшем году была активизирована работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию нормативной правовой базы инвестиционной деятельности.

В этом направлении был принят Закон Республики Башкортостан "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений". Кроме того, разработан проект закона о налоговых льготах инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в Республике Башкортостан, направленный на стимулирование инвестиционной активности налогоплательщиков, осуществляющих финансирование капитальных вложений через систему льготного налогообложения прибыли и налога на имущество.

Указом Президента Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 730 создано ОАО "Корпорация развития Республики Башкортостан", на которое возлагаются функции внедрения целенаправленной и системной работы по повышению инвестиционной привлекательности, поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в республику, созданию режима "единого окна" для инвесторов, сопровождению и мониторингу реализации инвестиционных проектов, координации работы создаваемых индустриальных и технопарков, организации всех форм государственно-частного партнерства, решению земельных и других вопросов.

Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность республики.

Международное рейтинговое агентство "Standard&Poor`s" 30 апреля 2010 года подтвердило рейтинг "ВВ+" Республики Башкортостан с прогнозом "стабильный".

В настоящее время Республика Башкортостан имеет также долгосрочный кредитный рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством "Moody's" на уровне "Ва1" (прогноз "стабильный").

На состоявшемся 17 декабря 2010 года в г.Москве VIII Российском региональном конгрессе "Региональные институты развития и инвестиционная привлекательность регионов: возможности, проблемы, практика" Республика Башкортостан заняла 1-е место в номинации "За минимальные экономические риски инвестирования". Организатором форума выступило рейтинговое агентство "Эксперт РА", ежегодно публикуемый рейтинг которого стал признанным инструментом для оценки эффективности действий исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наличие данных рейтингов свидетельствует о финансовой открытости республики, создает более благоприятный имидж и репутацию региону в инвестиционном и банковском сообществе, способствует расширению круга потенциальных инвесторов и кредиторов.

Иностранные инвестиции. Одним из основных направлений инвестиционной политики Республики Башкортостан является создание благоприятного климата для притока в республику иностранных инвестиций, а вместе с ними – новейших технологий, разработок, ноу-хау.

По состоянию на конец декабря 2010 года общий объем накопленных иностранных инвестиций в Республике Башкортостан, полученных с начала вложения, с учетом их погашения составил 925,3 млн. долларов США с ростом на 83,0% к соответствующему периоду 2009 года.

Накопленный в Республике Башкортостан иностранный капитал на 93,4% сформирован за счет поступления инвестиций из следующих стран: Нидерланды (391,5 млн. долл. США), Австрия (135,5 млн. долларов США), Кипр (121,5 млн. долларов США), Турция (69,2 млн. долларов США), Великобритания (68,8 млн. долларов США), Ирландия (52,4 млн. долларов США) и Чехия (25,1 млн. долларов США).

За 2010 год в экономику Республики Башкортостан привлечено иностранных инвестиций из 14 стран мира на сумму 506,8 млн. долларов США, что в 3 раза превышает уровень 2009 года и в 48,5 раза уровень 2000 года. По итогам 2010 года объем поступивших иностранных инвестиций достиг максимального уровня за десятилетний период статистического учета данного показателя в Республике Башкортостан.

Наибольший удельный вес в структуре привлеченных иностранных инвестиций в 2010 году занимали прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (торговые и прочие кредиты), составив 85,8%. Прямые инвестиции составили 12,2%, портфельные – 2,0%. Дополнительно получено иностранных инвестиций от резидентов Российской Федерации на сумму 257,0 млн. долларов США.

Основной объем полученных в 2010 году иностранных инвестиций по-прежнему направлен в сектор обрабатывающих производств, в том числе на развитие производства кокса и нефтепродуктов, производства прочих неметаллических минеральных продуктов.

Основной приток иностранных инвестиций в течение 2010 года обеспечен реализацией инвестиционных проектов с иностранным участием на следующих предприятиях: ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (инвестиции из Нидерландов), ОАО "Нефтеавтоматика" (из Кипра), ООО "Русджам-Уфа" (из Турции), ОАО "Крупнопанельное домостроение" (из Кипра), ООО «Торговый дом "Русьимпорт-Уфа"» (из Кипра), ООО "Мастер вин" (из Кипра), ОАО "Башкирская химия" (из Кипра), ООО "АТЭК" (из Кипра), ЗАО "Ойлфилд Продакшн Сервисез" (из Панамы), ЗАО "Винка" (из Канады), ООО "ОЙО-Гео Импульс Интернэшнл" (из США), а также филиал ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" (инвестиции от резидентов Российской Федерации).

В настоящее время в республике действует 830 предприятий с участием иностранного капитала.

С 2005 по 2010 год между Республикой Башкортостан и иностранными инвесторами было подписано более 20 соглашений и протоколов на общую сумму более 1,5 млрд. долларов США.

Таким образом, республика Башкортостан характеризуется как регион с благоприятным инвестиционным климатом. Основные направления региональной инвестиционной политики сконцентрированы на реализации комплекса системных мер, предусматривающих качественное улучшение инвестиционного климата в республике, обеспечивающих создание условий для существенного притока инвестиций.

Статистические данные о поступлении иностранных инвестиций по основным странам в республику Башкортостан  и об основных показателях, характеризующих инвестиционный климат, представлены в приложениях.

 

 

2.3 Инвестиционный климат в РФ и пути его улучшения

Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

В их числе:

    • природные ресурсы и состояние экологии;
    • качество трудовых ресурсов;
    • уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
    • политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
    • макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний;
    • качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
    • законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации;
    • уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
    • защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
    • обязанность исполнения партнерами контрактов;
    • качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
    • качество банковской системы и других финансовых институтов;
    • доступность кредитования;
    • открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
    • административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок;
    • уровень монополизации экономики.

Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере решается путем развития нормативно-правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершенствования российского законодательства в сфере международного инвестиционного сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежание двойного налогообложения. Данные соглашения предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, гарантии инвестиционной деятельности, защиту прав и интересов, а также возмещение убытков.

В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия страны в международном инвестиционном сотрудничестве.

В июне 1999г. введен в действие Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, обеспечение стабильности условий их деятельности, соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Закон устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В законе определены условия осуществления инвестиционной деятельности, в отношении которых может быть применен специальный законодательный режим. Они связаны с участием иностранных инвесторов в приоритетных инвестиционных проектах. Установлены гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерации, которое распространяется на коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале выше 25%.

Для привлечения иностранных инвестиций в последние годы в России реализован ряд мер по облегчению налогового бремени, введен ряд освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль. Так, освобождаются от уплаты НДС: товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов; товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия).

Информация о работе Проблемы инвестиций в национальной экономике