Проблемы инвестиций в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы привлечения инвестиций в экономику России и республики Башкортостан, исследование инвестиционной активности и инвестиционного климата в России и Башкортостана, а также основных проблем и трудностей привлечения инвестиций.
Для достижения цели курсовой работы требуется решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность инвестиций;
Рассмотреть основные понятия, формы, виды инвестирования;
Проанализировать состояния инвестиционного климата России и республики Башкортостана.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Ведущим направлением изменения структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку является снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

С развитием рыночных отношений источники финансирования инвестиций становятся все более многообразными. В условиях децентрализации инвестиционной деятельности модифицируются внутренние (собственные) источники инвестиций: помимо традиционных источников используются личные накопления собственников, средства иностранных совладельцев (для совместных предприятий). В качестве внешних (привлеченных и заемных) источников выступают кредиты банков и других финансовых институтов, эмиссия и размещение акций, облигаций, других ценных бумаг, средства бюджетов различного уровня и др.

Современное состояние инвестиционной деятельности в российской экономике характеризуется уменьшением роли государства как непосредственного инвестора и развитием частных инвесторов, появлением новых институциональных структур, формированием инвестиционной инфраструктуры: коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых инвестиционных институтов. Эти процессы постепенно модифицируют структуру инвестиционного капитала по формам собственности и источникам финансирования.

Изменение структуры инвестиционного капитала и статуса субъектов инвестирования, соответствующее по внешним признакам условиям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам - масштабной активизации их инвестиционной деятельности. Свертывание участия государства в реализации инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, связанной с переходом к рынку, но и резким сокращением государственных доходов условиях экономического спада.

Масштабы и темпы сокращения инвестиций за счет федерального и региональных бюджетов, фонда государственной поддержки приоритетных отраслей обусловили перенос центра тяжести в государственной инвестиционной политике на частные структуры: предприятия, банки, население.

По мере изменения структуры собственности государственные источники инвестиционных ресурсов должны были замещаться все более многообразными частными источниками, что должно было привести к развертыванию масштабной децентрализации инвестиционной деятельности, росту масштабов и эффективности инвестирования. [2,c.201]

Таким образом, выделяют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним относят национальные источники, а к внешним – иностранные инвестиции, кредиты. Ведущим направлением изменения структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку является снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных инвестиций и заемных средств.

ГЛАВА 2. Проблемы инвестиций в национальной экономике.

2.1 Привлечение иностранных  инвестиций

Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции - это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем :

  • создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
  • предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может привлекаться в форме государственных, частных и смешанных инвестиций.

Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

Портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Прочие инвестиции - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады.

Основными способами привлечения иностранных инвестиций являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредита от коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

    • в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
    • в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
    • в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
    • в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
    • в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
    • в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
    • в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства. [3,c.8]

Таким образом, интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности. Поэтому правительство должно делать все необходимое, чтобы инвестиционный климат нашей страны был благоприятен для иностранных инвесторов. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

 

 

 

2.2 Инвестиционный климат  республики Башкортостан

В 2010 году на развитие экономики и социальной сферы в Республике Башкортостан, по предварительным данным, было использовано инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 139,6 млрд. рублей, что составило 90,0% к 2009 году. Несмотря на улучшение общеэкономической ситуации, восстановить докризисный уровень объема инвестиций в основной капитал не удалось.

К основным факторам, ограничивающим инвестиционную деятельность организаций в 2010 году, можно отнести как недостаток собственных финансовых средств, так и сжатие масштабов инвестиций, обусловленных снижением использования заемных финансовых ресурсов.

Крупными и средними организациями в 2010 году, по предварительным данным, использовано 81,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 58,4% от общего объема.

Основным источником формирования инвестиций крупных и средних организаций являлись собственные средства предприятий и организаций, доля которых выросла с 44,3% в 2009 году до 52,2% в 2010 году. Значительная часть собственных средств – амортизационные отчисления, доля которых по сравнению с 2009 годом увеличилась на 3,5 процентного пункта и составила 30,0% от объема инвестиций крупных и средних предприятий. За счет прибыли профинансировано 16,8% инвестиций, что практически соответствует уровню 2009 года.

Доля привлеченных средств составила 47,8% и сократилась по сравнению с 2009 годом на 7,9 процентного пункта. Снижение доли привлеченных средств в общем объеме инвестиций произошло в основном за счет уменьшения средств, выделенных предприятиям и организациям из бюджета Республики Башкортостан, доля которых сократилась на 5,1 процентного пункта. Кроме того, в условиях ужесточения кредитной политики на 6,5 процентного пункта сократился удельный вес инвестиций, привлекаемых за счет кредитов банков.

Основную долю в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, как и в предыдущие годы, занимают обрабатывающие производства – на них приходится 18,8% инвестиций крупных и средних предприятий и организаций, на добычу полезных ископаемых – 15,7%, транспорт и связь – 18,9%, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 12,6%.

Значительное снижение инвестиций по сравнению с 2009 годом отмечалось в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, где объем сократился на 41,6%. Объем инвестиций, направленных в обрабатывающие производства, сократился на 31,5%, строительство – 15,2%, транспорт и связь – 15,1%, государственное управление – 53,6%, образование – 24,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 4,1%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 46,3%.

Информация о работе Проблемы инвестиций в национальной экономике