Причины технико-экономических проблем в сфере железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Железные дороги являются ведущим звеном транспортной системы России, важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Но, к сожалению, приток инвестиции в данный вид транспорта заметно уменьшился, особенно в 1991-1998 гг., когда они сократились более чем в 4 раза. Результатом снижения объема инвестиций стал рост физического и морального износа основных производственных фондов отрасли, который по состоянию на 1 января 2002 г. превысил 56% Проект от 22.05.2007 «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».

В рамках транспортной стратегии предусмотрены два этапа мер: первый — до 2010 г. и второй этап — до 2010—2025 гг.

В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ТЭОЖДТ.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

Причины технико-экономических проблем  в сфере железнодорожного транспорта

Железные  дороги являются ведущим звеном транспортной системы России, важнейшим элементом  производственной инфраструктуры. Но, к сожалению, приток инвестиции в  данный вид транспорта заметно уменьшился, особенно в 1991-1998 гг., когда они сократились  более чем в 4 раза. Результатом  снижения объема инвестиций стал рост физического и морального износа основных производственных фондов отрасли, который по состоянию на 1 января 2002 г. превысил 56% Проект от 22.05.2007 «Основные  направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».

В рамках транспортной стратегии предусмотрены  два этапа мер: первый — до 2010 г. и второй этап — до 2010—2025 гг.

В развитии железнодорожного транспорта большое  внимание уделялось не только строительству  новых дорог, но и технической  реконструкции. Россия занимает 3-е  место в мире (86 тыс. км) по протяженности  железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.

Полностью завершен перевод железных дорог  на электровозную и тепловозную  тягу. Это позволило значительно  повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость  перевозок.

Основным  документом, определяющим государственную  политику в отрасли, является Транспортная стратегия Российской Федерации.

Программа структурной реформы на железнодорожном  транспорте в целом следует концепции, принятой Европейским союзом: разделение инфраструктуры и перевозок, при  этом инфраструктуры остается государственной  монополией. Однако проблемы и структура  российского железнодорожного транспорта значительно отличаются от европейских. Основными целями в развитии конкуренции в сфере перевозок в Европе (в отличие от России) является сокращение субсидий, создание равных условий для компаний из разных стран ЕС и развитие общеевропейского рынка железнодорожных перевозок. Кроме того, если в Европе существует острая конкуренция железнодорожного автомобильного транспорта и потому фактически нельзя говорить о железнодорожном транспорте в Европе как естественной монополии, то в России интермодальная конкуренция практически отсутствует. Программа структурной реформы предусматривает развитие конкуренции только в сфере перевозок и смежных отраслях. Это означает, что в результате реформы монополия в железнодорожном транспорте, по сути, сохранится (издержки инфраструктуры составляют около 80% всех издержек). Сохранение 100% акций ОАО «РЖД» в собственности государства может послужить серьезным препятствием для инвестиций из частных источников».

Сегодня отрасль переживает инвестиционный кризис. Хотя объем инвестиций в  последние несколько лет составил около 100 миллиардов рублей в год, износ подвижного состава и инфраструктуры продолжает расти. Подвижной состав не только изношен, но и технически устарел. Железнодорожный транспорт нуждается не только в «омоложении» основных средств, но в приобретении технически современных и более совершенных подвижного состава и путевого оборудования.

 «Приток  инвестиций в железнодорожный  транспорт необходим для решения  важнейших задач, среди которых  необходимо особо выделить:

- замещение  выбывающих и изношенных основных  производственных фондов;

- улучшение  качества транспортного обслуживания, расширение сервисных услуг;

- повышение  уровня безопасности функционирования  железнодорожного транспорта;

- увеличение  эффективности работы транспорта  за счет внедрения ресурсосберегающих  технологий и совершенствования  эксплуатационной работы сети железных дорог; - повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на международном и внутреннем рынке транспортных услуг;

- развитие  телекоммуникаций, информатизации  и связи для создания единого  информационного пространства.

Базируясь на выводах отраслевой науки и  независимых компаний, имеющих многолетний  опыт работы на международных рынках, можно утверждать, что только для  возобновления основных фондов нужны  инвестиции на предстоящие пять лет  в размере не менее 1130 млрд. рублей или около 225 Проект от 22.05.2007 «Основные  направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», млрд. рублей ежегодно».

«До последнего времени основным источником инвестиций в отрасль оставались собственные  средства предприятий федерального железнодорожного транспорта. Железнодорожный  транспорт оставался сферой деятельности мало привлекательной для инвесторов. Начавшаяся структурная реформа  должна в корне изменить существующую ситуацию в лучшую сторону. В МПС  России при формировании инвестиционных программ вводится обязательный принцип  конкурсности распределения ограниченных инвестиционных ресурсов. Повышенное внимание уделяется обеспечению закупок материальных ресурсов и технических средств, необходимых для выполнения инвестиционных программ, через механизм тендеров и конкурсных торгов».1

Вместе  с тем, уже сейчас ошибочно полагать, что только за счет внутренних резервов железнодорожного транспорта можно  обеспечить его эффективное развитие, решить накопившиеся за десятилетие  проблемы. «Для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожных  дорог существенной корректировки  требует подход к тарифообразованию на услуги отрасли. Выход надо искать в использовании рыночных принципов дифференциации тарифов, на различные виды грузов. Важным стимулом для притока инвестиций станет также повышение открытости отрасли за счет ведения раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности внутри ОАО «РЖД», применения на практике международных стандартов финансовой отчетности. Уже сейчас начинается разработка концепции облигационных заимствований ОАО «РЖД» на рынках капитала, обсуждаются перспективы кредитных операций, позволяющих привлекать инвестиционные ресурсы на долгосрочную перспективу».

Также к  основным проблемам отрасли, требующим  системного решения, относятся:

1) Физическое  и моральное старение технических  средств. Средний износ основных  фондов магистрального железнодорожного  транспорта составляет 59%, а по  тепловозам и грузовым вагонам  - более 80%.

2) Критический  уровень заполнения пропускных  способностей на ряде важнейших  участков. Протяженность «узких  мест» по пропускной способности  уже составляет около 8 тыс.  км, а это почти 30% основных  грузонапряженных направлений сети железных дорог.

3) Крайне  низких уровень транспортного  обеспечения целого ряда регионов  и отсутствие транспортной доступности  перспективных месторождений и  точек экономического роста, прежде  всего в восточных и северных  районах страны. А семь субъектов  РФ не имеют железных дорог  вообще.2

Хотелось  бы также остановиться на территориальных  диспропорциях в развитии железнодорожного транспорта. С одной стороны, четверть железных дорог в центральных  регионах страны и крупных городах  работают в режиме, превышающем оптимальный  уровень загрузки. А с другой - семь субъектов федерации (Республики Алтай и Тыва, Ненецкий и Корякский  автономные округа, Магаданская область, Чукотка и Камчатка) вообще не имеют  рельсовых путей. А еще в десяти железнодорожная сеть недостаточно развита. При этом многие крупнейшие месторождения полезных ископаемых не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного сообщения.

4) Существенное  отставание отечественной железнодорожной  техники и технологий от уровня  передовых стран мира из-за  низкого уровня инвестиций в  железнодорожный транспорт последние  два десятка лет.

5) Не  полностью реализованы возможности  взаимодействия железнодорожного  транспорта с отечественным транспортным  машиностроением, приборостроением  и связью.

6) Отсутствует  необходимая комплексность в  координации развития с другими  видами транспорта.

«Кроме  того, к проблемным вопросам относится  соотношение действующего железнодорожного законодательства с законодательством  о техническом регулировании. Закрепленная федеральным законом о железнодорожном  транспорте в Российской Федерации  компетенция федеральных органов  исполнительной власти по изданию нормативно-технических  актов вступает в противоречие с  федеральным законом о техническом  регулировании.

Требует ревизии перечень прав, обязанностей и ответственности перевозчика, владельца инфраструктуры, пассажира, грузоотправителя, отправителя, грузополучателя, получателя и других физических и  юридических лиц, участвующих в  организации и осуществлении  перевозки, оказании услуг инфраструктуры и иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования».3

Недостаточные темпы развития железнодорожного транспорта, в свою очередь, сдерживает развитие ряда других отраслей. В частности, недостаточная разветвленность  сети железных дорог и слишком  медленное обновление железнодорожного транспорта существенно сдерживает развитие лесной отрасли России. 70% «Аналитический вестник» №8, 2007 процентов  лесных запасов страны не могут в настоящее время быть освоены из-за инфраструктурных ограничений.

Тем не менее, правительство принимает меры и  разрабатывает эффективные программы  для развития железнодорожного транспорта. В следующей главе мы подробнее  рассмотрим те «сдвиги», что уже  произошли в этой отрасли.

Несмотря  на то, что нерешенным остается большое  количество задач, в сфере железнодорожного транспорта достигнуто и немало успехов.

К концу 2007 года мы имели следующие показатели:

«Грузооборот  был увеличен на 4,3%, что соответствует  динамике промышленного роста в  стране. Достигнут прирост пассажирооборота на 3,8%, а это важнейший индикатор  рост социального уровня населения. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1 млрд. 300 млн. пассажиров.

«Данный уровень транспортного обслуживания экономики позволил обеспечить динамичный рост валового внутреннего продукта (а он вырос на 6,8%). При этом Российские железные дороги обеспечили 74% прироста грузооборота в транспортной системе  страны». «Следует подчеркнуть, что  наряду с традиционными массовыми  грузами обеспечивается ускоренный рост контейнерных перевозок, прежде всего  в межгосударственном сообщении. Так, экспортные перевозки грузов в контейнерах  с начала года возросли на 10,9%, в том  числе готовых изделий из металлов - почти на 45%, химикатов - более чем  на 30%.4 Это свидетельствует о создании Российскими железными дорогами условий, соответствующих поставленным

Правительством  задачам по стимулированию отечественных  производителей к наращиванию несырьевого экспорта. А это - одна из задач экономической стратегии государства». Проведена огромная работа по увеличению эффективности использования всех видов ресурсов. Прежде всего, обеспечено повышение производительности труда на 7,5%. (В целом по экономике страны прирост производительности труда составил 6,2%.) Важнейший индикатор хода реформ - это повышение безопасности перевозок. В текущем году достигнуто снижение количества случаев нарушения безопасности поездов в расчете на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы почти на 9%. Крайне важно, что растущий спрос на перевозки удовлетворяется с повышением их качества. Последовательно ускоряется доставка грузов, при этом уровень доставки «точно в срок» превышает 90%, а по ряду грузов составляет 95 и более процентов, что соответствует мировым стандартам качества. Удалось значительно увеличить объемы закупок и модернизации подвижного состава, необходимого для удовлетворения растущего спроса на перевозки. Более чем в полтора раза до 278 единиц, возросли закупки локомотивов, на 13% - пассажирских вагонов, более чем на 71% - грузовых.5

 Значительно  увеличены и объемы модернизации  подвижного состава. Проводимая  в последние годы техническая  политика и внедрение инновационных  технологий позволили существенно  улучшить технические и эксплуатационные показатели работы железных дорог страны. На долю железных дорог приходится 84% грузовых и 46% пассажирских перевозок.6 Транспортная составляющая в цене перевозимых экспортных товаров сокращена более чем на 10%, что расширило возможности доступа отечественных товаропроизводителей на мировые рынки. Также, за счет заказов ОАО «РЖД» и частных оперативных компаний за последние 6 лет объем производства грузовых вагонов в стране вырос более чем в 8 раз, выпуск локомотивов - в 3,6 раза, а пассажирских вагонов - почти в 2. раза.

«В условиях реформирования и все нарастающей  конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок невозможно дальнейшее развитие и улучшение  качества услуг без создания и  применения высокоэффективных и  наукоемких технологий. Сегодня все  больше и активнее идет интеграция железнодорожного транспорта России в европейские и азиатские транспортные системы, что также обязывает нас не только равняться на мировые стандарты, но и продвигать на международные рынки свои новейшие технологии».7

Несомненно, железнодорожный транспорт необходимо развивать, так как отказ от этого  приведет к резкому замедлению темпов экономического роста в стране. Чтобы не допустить этого, была разработана государственная Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ на максимально возможную перспективу-до 2030 г. «Целью стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации является транспортное обеспечение ускоренного экономического роста в России на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства Российской Федерации и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение глобальной конкурентоспособности транспортной системы».

Также была разработана «Программа развития скоростного  и высокоскоростного движения».

Главной целью программы развития скоростного  и высокоскоростного движения является повышение скоростей движения пассажирских поездов, уровня и качества пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Реализация программных мероприятий  позволит обеспечить улучшение транспортных связей, создать для пассажиров более  привлекательные условия, повысить комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократить время в  пути. Создание привлекательных условий  транспортного обеспечения позволит привлечь на железнодорожный транспорт  дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить  убыточность пассажирских перевозок  и воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного  движения на железнодорожном транспорте также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.8

Информация о работе Причины технико-экономических проблем в сфере железнодорожного транспорта