Привлеченные ресурсы коммерческого банка: аспекты и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение вопроса организации привлечения средств в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, на примере одного из его отделений (Мытищинского ОСБ № 7810) и рекомендации направленные на улучшение функционирования отделения по данному вопросу.
Для достижения выше названной цели в работе решены следующие задачи:
дано понятие привлеченных средств;
раскрыта классификация депозитных источников привлечения средств;
дана характеристика недепозитных источников привлечения средств;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты привлечения ресурсов коммерческими банками………………...3
1.1. Понятие и особенности структуры привлеченных средств коммерческого банка……..6
1.2. Классификация депозитных источников привлечения средств и их характеристика…6
1.2.1. Вклады (депозиты) населения. Классификация и характеристика..9
1.2.2. Банковские сертификаты и банковские векселя как инструмент привлечения
средств кредиторов…………………………………………………………………………….17
1.3. Характеристика недепозитных источников привлечения средств и их классификация………………………………………………………………………………….26
1.4 Ресурсы, привлекаемые с использованием банковских карт……………………………30
2. Деятельность Среднерусского сберегательного банка в области привлечения ресурсов…………………………………………………………………………………………36
2.1. Организационно-экономическая характеристика Среднерусского сберегательного банка……………………………………………………………………………………………..36
2.1.1 Организационная структура банка………………………………………………………36
2.1.2. Экономическая характеристика Среднерусского сберегательного банка на основе публикуемой отчетности……………………………………………………………………….41
2.2. Анализ операций по привлечению ресурсов на основе отчетности банка……………………………………………………………………………………………..50
3. Пути совершенствования деятельности Среднерусского Сберегательного банка в области привлечения ресурсов………………………………………………………………..................59
3.1. Совершенствования депозитных операций………………………………………………59
3.2.Влияние системы страхования вкладов на рынок депозитов и поведение населения....61
Заключение……………………………………………………………………………………...73
Список использованной литературы………………………………………………………….76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

pravilxnyivariant.doc

— 998.00 Кб (Скачать файл)

 

Карандаев Геннадий Никифорович, д.э.н., академик РАЕН, профессор кафедры                    «Финансов, инвестиций и банковского дела»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  Привлеченные ресурсы коммерческого банка: аспекты и   перспективы                 развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008 

Оглавление

Введение

1. Теоретические  аспекты привлечения ресурсов  коммерческими банками………………...

1.1. Понятие и особенности структуры  привлеченных средств коммерческого  банка……..6

1.2. Классификация депозитных источников  привлечения средств и их характеристика…6

1.2.1. Вклады (депозиты) населения. Классификация и характеристика..9

1.2.2. Банковские  сертификаты и банковские векселя как инструмент привлечения

  средств  кредиторов…………………………………………………………………………….17

1.3. Характеристика недепозитных источников привлечения средств и их классификация………………………………………………………………………………….26

1.4 Ресурсы,  привлекаемые с использованием  банковских карт……………………………30

2. Деятельность  Среднерусского сберегательного  банка в области привлечения  ресурсов…………………………………………………………………………………………36

2.1. Организационно-экономическая характеристика  Среднерусского сберегательного  банка……………………………………………………………………………………………..36

2.1.1 Организационная структура банка………………………………………………………36

2.1.2. Экономическая характеристика Среднерусского сберегательного банка на основе публикуемой отчетности……………………………………………………………………….41

2.2. Анализ операций по привлечению  ресурсов на основе отчетности  банка……………………………………………………………………………………………..50

3. Пути  совершенствования деятельности  Среднерусского Сберегательного банка в области привлечения ресурсов………………………………………………………………..................59

3.1. Совершенствования депозитных операций………………………………………………59 
3.2.Влияние системы страхования вкладов на рынок депозитов и поведение населения....61

Заключение……………………………………………………………………………………...73

Список  использованной литературы………………………………………………………….76

Приложения

 

 

Введение

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Специфика  банковского учреждения состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет привлеченных средств.

Формирование ресурсной  базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически  играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. С первых дней существования банков данная задача являлся первостепенной.

Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации. Этим обусловлена мотивация выбора направления дипломной работы.

В условиях конкуренции  между банками возрастает необходимость  привлечения как можно большего количества клиентов, вкладчиков, денежные средства которых являются источником пополнения ресурсной базы банка.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности  в денежных ресурсах для осуществления  активных операций. Из них средства населения составляют (в среднем по России) около 70-80 процентов.

В настоящее время  на руках у населения России сосредоточено, по разным оценкам, от 70 до 120 млрд. долларов США.

Не разумное хранение наличных денег в чулке, по данным социологов понимают трое из четырех  россиян. Деньги должны работать. Упущенная выгода населения составляет около 2 млрд. долларов США в год. Фактор безопасности играет также немалую роль. Хранящиеся дома купюры не защищены от злоумышленников, ни от природных стихий.

Но это не заставляет население выстраиваться в очередь к коммерческим банкам. Мешают другие факторы. Главным из них – недоверие к банковской системе в целом. В памяти абсолютного большинства до сих пор живы воспоминания о 17 августа 1998 года.

Наиболее привлекательными для  банков являются граждане, относящиеся к так называемому среднему классу. Так по оценке мониторингового агентства «Эксперт МА» – 76% «средних русских» имеют в собственности жил площадь, где постоянно проживают, 89% располагают личным автомобилем, 49% являются владельцами дачных участков. Иными словами все не так уж и плохо. Основные покупки уже сделаны, теперь можно отложить деньги на обучение детей, на создание своего дела, приобретения нового автомобиля. Это является основной целью сбережения.

Сбербанк России по праву занимающий лидирующие позиции в банковском секторе страны, оказывая широкий спектр услуг своим клиентам, как частным вкладчикам, так и корпоративным партнерам – предприятиям различных форм собственности, банк неизменно нацелен на обеспечение оптимальных условий для привлечения и сбережения вкладов именно населения. Инвестируя аккумулированные средства в реальный сектор экономики, банк тем самым содействует развитию экономики России.

Поэтому проблема привлечения  свободных денежных средств физических лиц – одна из наиболее актуальных сегодня, как для отдельно взятого банка, так и для банковской системы РФ в целом, которая должна опираться на интересы вкладчиков, чтобы максимально заинтересовать их в хранении средств на банковских счетах.

Целью исследования является изучение вопроса организации привлечения средств в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, на примере одного из его отделений (Мытищинского ОСБ № 7810) и рекомендации направленные на улучшение функционирования отделения по данному вопросу.

Для достижения выше названной  цели в работе решены следующие задачи:

дано понятие привлеченных средств;

раскрыта классификация  депозитных источников привлечения  средств;

дана характеристика недепозитных источников привлечения  средств;

осуществлен анализ деятельности отделения Среднерусского сберегательного Банка, в частности: баланса банка за 2004-2005 гг. и отчета о прибылях и убытках;

выполнен анализ привлеченных средств Мытищинского отделения;

сформулированы направления  оптимизации взаимоотношений банка и населения.

В процессе работы над  исследованием была изучена законодательная, учебная, научно-методическая и специальная  литература, публикации в специальных  изданиях по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Понятие и особенности  структуры привлеченных средств коммерческого банка

 

Для осуществления своей  деятельности любой хозяйствующий  субъект должен обладать определенной суммой денежных средств – ресурсами(Ресурсы  – это средства, ценности, запасы, возможности; источники средств, доходы.[35, с. 524]) Ресурсы или источники средств обеспечивают основу функционирования, способность к развитию, формируют экономический потенциал предприятий, организаций, коммерческих банков. По структуре они подразделяются на собственные и привлеченные средства, или заемные. При этом для коммерческого банка характерна высокая доля привлеченных ресурсов, которые носят кредитный характер, т.е. они позаимствованы на определенный срок или до востребования и, как правило, под определенный процент. В среднем соотношение между собственными и привлеченными ресурсами в российских кредитных организациях составляет 1/8, а у других хозяйствующих субъектов 1 /2, т.е. банки занимают на единицу собственных средств восемь привлеченных.

Это означает, что перспективы  деятельности банка во многом зависят от совокупности имеющихся в их распоряжении  ресурсов, особенно привлеченных, которые приобретаются им на конкурентной основе.

Ресурсы коммерческого  банка – совокупность собственных  и привлеченных средств, имеющихся  в его распоряжении, предназначенных для размещения в активы, приносящие доход.

Привлеченные ресурсы  – это средства, заимствованные у клиентов (предприятий, организаций, физических лиц) на определенный срок или без конкретного срока  их возврата, а также на денежном рынке. Их размер и структура зависят от клиентской и продуктовой специализации банка, конъюнктуры банковского рынка, макроэкономической ситуации, политики Банка России и других факторов.

Основными способами  привлечения ресурсов банками являются[8, с 243]:

открытие и ведение текущих и расчетных счетов предприятий, организаций и граждан, а также корреспондентских счетов банков-корреспондентов;

привлечение во вклады и  депозиты денежных средств физических и юридических лиц;

выпуск собственных  долговых обязательств;

привлечение кредитов и займов от других банков, в том числе от Банка России.

Для структуры привлеченных средств коммерческих банков характерен высокий удельный вес средств, хранящихся на расчетных, текущих счетах и депозитах  до востребования. Доля этой категории ресурсов составляет около 57%. Структура банковских ресурсов по отдельным коммерческим банкам отличается большим разнообразием, что объясняется его индивидуальными особенностями.

В зависимости от структуры  ресурсов коммерческие банки можно  классифицировать следующим образом:

по режиму функционирования счетов:

банки с большим весом  до востребования;

банки с большим удельным весом срочных вкладов;

по характеру клиентов:

       преобладание  вкладов частных лиц;

       с  большим удельным весом МБК.

В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются:

На депозитные привлеченные средства;

Недепозитные привлеченные средства;

 

 Основную часть  привлеченных ресурсов банков  составляют депозиты, т.е. денежные  средства, внесенные в банк клиентами  для хранения на определенные счета  используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством.

Согласно ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» отношения между  Банком России, банками и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора[6, с. 311], включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках, если иное не установлено законом.

Порядок открытия, ведения  и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 29 Закона «О банках и банковской деятельности»  процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются банком по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено Законом[1, с.15]. Банк не имеет право в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Законом[1, с.16].

Недепозитные привлеченные средства – это средства, которые банк получает в виде займов (кредитов) с  целью поддержания своей ликвидности  и расширения ресурсной базы. Поэтому  инициатива привлечения этих средств  исходит от самого банка.

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация депозитных  источников привлечения средств  и их характеристика

 

1.2.1. Вклады (депозиты) населения.  Классификация и характеристика

 

Депозитные источники привлечения  средств, как было показано выше, занимают основное место в структуре ресурсов и деятельности кредитных организаций.

Основная часть заемных  ресурсов большинства банков – это  депозиты (вклады).

Термин «депозит» имеет  несколько значений. В банковской практике под депозитом чаще всего  понимают, во-первых, денежные средства, внесенные в банк физическими и юридическими лицами в форме вкладов на определенных условиях, закрепленных в договоре банковского вклада (или в договоре банковского счета), во-вторых, записи в банковских книгах подтверждающие денежные требования владельцев депозита к банку.

Депозит есть форма выражения кредитных отношений банка с вкладчиками по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование[10;с.843].

Исследуя сущность банковского  депозита, Э.С. Каценеленбаум отмечал особенность депозита, заключающуюся в его двойственной природе. «Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить соответствующую сумму в циркуляцию. Но в то же время «банковские деньги» приносят процент. Они выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой стороны. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты... и недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал. Этот пониженный процент — не случайное явление, а существенный момент природы банка. Ибо вся сущность природы банка заключается в том, что процент, платимый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различных предприятиях капитал. Эта разница в процентах... составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям[13;с. 75].

Информация о работе Привлеченные ресурсы коммерческого банка: аспекты и перспективы развития