Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инвестиций, содержание инвестиционной деятельности;
- проанализировать состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути привлечения инвестиций в экономику Республики беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность инвестиций, их классификация 6
1.2 Содержание инвестиционной деятельности 7
2 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, государственная инвестиционная политика 17
2.2 Анализ инвестиционной ситуации в Республике Беларусь 22
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Стратегия развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на государственном уровне 28
3.2 Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции 2013.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Из вышесказанного следует, что не нужно испытывать большой  эйфории от присвоения данного рейтинга, а искать внутренние ресурсы инвестирования экономики.

За 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 14,3 млрд. долларов США инвестиций, что на 24,1% меньше, чем за 2011 год.

Основными инвесторами  организаций республики были субъекты хозяйствования России (46,7% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (25,2%), Кипра (6,4%), Австрии (4%).

Наибольшие  суммы иностранных инвестиций поступили  в организацииторговли (39,2% от всех поступивших инвестиций), транспорта (27,8%), промышленности (24,4%).

Данные о  валовом поступлении иностранных инвестиций по видам экономической деятельности представлены на рисунке 2.1

 

Рисунок 2.1 - Структура инвестиций в 2011-2012 годах

Примечание – Источник: собственная разработка по данным [13].

 

Валовое поступление  прямых иностранных инвестиций составило 72,3% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2011 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций снизилось на 21,8%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2012 год составила 8,7 млрд. долларов США, что на 24,9% меньше, чем за 2011 год.

Значительные  объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (48,6% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 4,6 %, Украины – 3,4%.

Наибольшие  суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (47,3% от всех прямых инвестиций), транспорта (36,1%), промышленности (9,9%).

Прочих иностранных  инвестиций (не от прямого инвестора) получено 3,9 млрд. долларов США, или  на 29,9% меньше, чем за 2011 год. На их долю приходилось 27,6% всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы  вложили в организации Минска (73,4%). На организации Минской области приходилось 11,6% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области – 5,5%.

Накопленные иностранные  инвестиции на 1 января 2013 года. Составили 9,8 млрд. долларов США и по сравнению с 1 января 2012 года выросли на 6,8%.

 Основными  инвесторами накопленных на 1 января 2013 года. Иностранных инвестиций  были субъекты хозяйствования  России (31,1% от всех накопленных инвестиций), Кипра (14,1%), Нидерландов (8,9%), Соединенного Королевства (8,6%).

Накопленные прямые иностранные инвестиции составили 48,5% от всех накопленных иностранных инвестиций. По сравнению с 1 января 2012 года накопленные прямые иностранные инвестиции увеличились на 0,7%. Основной формой накопления прямых инвестиций были вклады в уставные фонды (43,9% от общего объема накопленных прямых инвестиций), долговые инструменты (43%).

Значительные  объемы накопленных прямых иностранных инвестиций приходятся на резидентов России (31,6% от общего объема накопленных прямых инвестиций), Кипра (14,4%), Соединенного Королевства (8,6%), Нидерландов (5,9%).

Наибольшие  суммы прямых иностранных инвестиций на 1 января 2013года накоплены организациями промышленности (39,8% от всех накопленных прямых инвестиций), организациями по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (16,6%), торговли (16,3%), транспорта (15,3%).

Прочих иностранных  инвестиций (не от прямого инвестора) накоплено 5 млрд. долларов США, или на 13,3% больше, чем на 1 января 2012 года. На их  долю приходилось 51,4% всех накопленных иностранных инвестиций.

На 1 января 2013 года наибольшие суммы иностранных инвестиций накоплены организациями Минска (48,8%). На организации Минской области приходилось 22,6% накопленных иностранных инвестиций, Гомельской области – 8,5% [13].

Направление иностранных  инвестиций. Из 14,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций, поступивших в 2012 году в реальный сектор экономики республики, организациями республики было использовано 35,4%. Неиспользованные иностранные инвестиции в 2012 году составили 64,6% валового объема поступивших иностранных инвестиций, в том числе задолженность за товары, работы, услуги – 60,8%.

Из общего объема инвестиций, направленных на прочие цели, 41% приходилось на оплату производственных запасов и товаров для реализации, 38,4% – на погашение кредитов, займов и процентов по ним.

За 2012 год организациями  республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 6,1 млрд. долларов США, что на 10,9% больше, чем за 2011 год.

Значительные  объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (35,8% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (16,5%), Украины (13,8%), Нидерландов (9,6%), Германии (8,2%), Швейцарии (4,8%), Австрии (3,8%).

Наибольшие  суммы инвестиций за рубеж направили  организации торговли (53% от всех направленных инвестиций), промышленности (36,1%), транспорта (9,3%).

Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями торговли (43,6% всех направленных прямых инвестиций за рубеж), промышленности (42,9%), транспорта (12,2%).

Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 2 млрд. долларов США, или на 21,5% меньше, чем за 2011 год. На их долю приходилось 32,1% всех направленных инвестиций за рубеж. Основной формой направления прочих инвестиций были денежные средства на собственных счетах организаций-резидентов Республики Беларусь и их представительств за рубежом (69,5% от всех направленных прочих инвестиций за рубеж).

За 2012 год наибольшие суммы инвестиций направили за рубеж  организации Минска (67,4%), Минской (11,7%) и Могилевской (8%) областей. Чистое направление  инвестиций за 2012 год составило 228,2 млн. долларов США против 196,8 млн. долларов США за 2011 год [13].

Таким образом, на основании представленных данных можно отметить снижение инвестиций в экономику Республики Беларусь в 2012 году, что требует совершенствования инвестиционной деятельности.

 

  1. Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

    1. Стратегия развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на государственном уровне

 

Стратегическая цель инвестиционной политики состоит в аккумуляции и направлении инвестиций на реализацию государственных приоритетов страны и переход экономики на инновационный путь развития. Требуется обеспечить максимальное внедрение результатов научных исследований и разработок в экономику Республики Беларусь и совершенствование экономического механизма хозяйствования.

Совершенствование инвестиционного  климата и защита прав инвесторов должны стать приоритетами деятельности Правительства. Необходимо уделять  большое внимание к качественному  использованию инвестиций в основной капитал и развитию бизнес-планирования. Активизировать работу по получению более высокого кредитного рейтинга, соответствующего уровню экономического развития страны о данном рейтинге будет сказано в следующем подразделе работы) [16, с.77].

Реализация приоритетов  государства позволит обеспечить создание материально-технической базы повышения уровня конкурентоспособности отечественной экономики, а также комфортности жизни населения: образовательного, научно-технического и культурного уровня. С этой целью потребуется создать условия для расширения внутреннего спроса на инвестиции в основной капитал и мобилизации сбережений домашних хозяйств (населения) на инвестиционные цели.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности должно работать в следующих направлениях:

- адресная поддержка  стратегически значимых, конкурентоспособных  секторов экономики, а также  высокотехнологичных инвестиционных  программ и проектов в экспортоориентированных  и импортозамещающих отраслях ;

- развитие технологической базы науки, опытных производств;

- модернизация и развитие  стратегически важных для страны  объектов производственной и  социальной инфраструктуры;

- осуществление природоохранных  мероприятий и создание условий  безопасной жизнедеятельности.

Основной рост капитальных вложений в экономику необходимо обеспечить за счет собственных и привлеченных средств отечественных организаций, сформированных из амортизационных отчислений и прибыли, остающейся в их распоряжении, а также кредитных ресурсов. Значительным дополнительным источником могут быть прямые иностранные инвестиции и иностранные кредиты.

Для ориентация инвестиционной политики государства преимущественно  на внутренние финансовые ресурсы нужно  усовершенствовать систему управления инвестициями, большее внимание уделить анализу, планированию, мониторингу, выбору приоритетов и форм государственной поддержки, а также организации бизнес-планирования на всех уровнях управления и подготовки специалистов в этой сфере.

Банковской системе, как  было отмечено в предыдущей части, необходимо активизировать заимствования на внутреннем и внешних денежных рынках посредством выпуска облигационных займов банков. Необходимо реализовать меры, позволяющие снижать процентные ставки по кредитам и кредитные риски. Трансформации частных сбережений в инвестиции будет способствовать развитие вторичного рынка ценных бумаг, создание сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и др.).

Инвестиционную политику государства необходимо направить  на дальнейшее улучшение инвестиционного климата (см приложение В), стимулирование спроса на инвестиционные ресурсы юридических лиц с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин и оборудования. В целях развития инновационной сферы и внедрения новых высоких технологий предусматривается увеличить объемы инвестиций в основной капитал за счет привлечения иностранных источников. Иностранные инвестиции преимущественно будут привлекаться для развития действующих и создания новых производств, в том числе в малых и средних городах.

Активизация инвестиционной деятельности необходимо базировать на дальнейшей реализации мер по созданию универсальных общеэкономических условий хозяйствования, обеспечивающих стабильные и предсказуемые правила для всех участников инвестиционного процесса (зарубежных инвесторов и отечественных товаропроизводителей), развитии лизинга и таких перспективных форм инвестирования, как строительные сбережения, ипотечное кредитование, облигационные займы, проектное (венчурное) финансирование, концессии и др.

    1. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

 

Иностранные инвесторы, в  том числе в рамках постоянно  называют одни и те же причины, препятствующие широкому привлечению инвестиций в Беларусь. Основные из них;

- неоправданно большое  вмешательство государства в  экономику;

- низкие темпы приватизации;

- нестабильность законодательства  и его несогласованность

- большое количество административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;

- непомерное количество  контрольных органов с безграничными  полномочиями;

- высокие штрафные санкции  за незначительные нарушения;

- недостаточные гарантии  права собственности;

- специфическая правоприменительная практика.

 слишком высокая  налоговая нагрузка, сложность налоговых  и таможенных процедур.

Таким образом, инвестиционный рейтинг страны зависит не только от законодательства, но и от того, как оно выполняется на практике.

Итак, общими перспективными направлениями проблемы внешнего финансирования являются:

Сбалансирование валютных поступлений государства с его  внешними финансовыми обязательствами (стимулирование экспорта, рационализация

Обдуманная и последовательная политика в области привлечения иностранных инвестиций, гарантия безопасности иностранного капитала должна, в конечном счете, принести свои плоды. Естественно, все это должно осуществляться не в ущерб белорусским предприятиям, имеется возможность оценить ошибки соседей, так как привлечение иностранного капитала в Беларуси не обрело таких размахов как в Польше, России, применяя их опыт и, делая поправку на особенности нашей экономики можно достичь определенных положительных результатов.

В целях реализации плана  действий Правительства по осуществлению инвестиционных проектов предпринимаются усилия по последовательному совершенствованию правовых условий привлечения иностранных инвестиций в следующих направлениях:

- улучшение условий создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, включая регулирование вопросов собственности, ее отчуждения и использования с последовательным преодолением препятствий для притока прямых иностранных инвестиций в сфере налогов, тарифов, административных процедур и т.д.;

- внедрение системы привлечения иностранных кредитов путем разработки пакетов технологически связанных, эффективных инвестиционных проектов и обеспечения целевого поиска иностранных кредитов;

- разработки основ перехода Правительства от схемы государственного гарантирования возврата иностранных займов к реализации общепринятых в международной практике долгосрочных инвестиционных проектов по схемам взаимопоставок и проектного финансирования;

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь