Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инвестиций, содержание инвестиционной деятельности;
- проанализировать состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути привлечения инвестиций в экономику Республики беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность инвестиций, их классификация 6
1.2 Содержание инвестиционной деятельности 7
2 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, государственная инвестиционная политика 17
2.2 Анализ инвестиционной ситуации в Республике Беларусь 22
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Стратегия развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на государственном уровне 28
3.2 Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции 2013.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

В республике, как и во многих других, механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности выступает, как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется государственной инвестиционной политикой в конкретный период. В соответствии с этим подходом механизм воздействия государства на инвестиционную политику определяется использованием макроэкономических, микроэкономических и институциональных мер. К макроэкономическим относятся те меры, которые характеризуются бюджетно-кредитной и налоговой политикой и определяют изменение процентной ставки по кредитам, темпы роста экономики, внешнеторговый режим. К микроэкономическим – относятся меры, воздействующие на инвестиционную деятельность отдельных отраслей: налоговые ставки, правила амортизации, предоставление гарантий, льготных кредитов. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ различных инвесторов на основе взаимодействия государственных органов, частных и коллективных инвесторов [9, с. 167].

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности, как организация этого процесса, включает формирование соответствующих организационных отношений, структур, обеспечивающих эффективность управления, и включает: государственные структуры; смешанные и структуры, основанные на негосударственных формах собственности. Государственные органы управления можно разделить на республиканское и региональные. Республиканские органы управления могут быть разделены на центральные и отраслевые. В настоящее время идет процесс реформирования структуры органов государственной власти.

Организационная структура  управления инвестициями, (см. приложение 1) включает министерства и ведомства, обеспечивающие функционирование государства как системы, но не оказывающие прямого управляющего воздействия на экономику. В эту группу входят центральные органы, объектом управления которых является все народное хозяйство, и имеющие многофункциональные задачи. В этот блок входит само Правительство (включая Аппарат Правительства), Министерство экономики, Национальный банк, Министерство финансов и Государственный комитет по науке и технологиям. Отличительной особенностью данного блока является наличие таких управляющих функций, как выработка стратегии регулирование инвестиционной деятельности и координация деятельности всех центральных органов с целью реализации этой стратегии. При этой группе действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям при Правительстве Республики Беларусь. Консультативный совет по иностранным инвестициям был учрежден в 2001 году, в его состав входят представители иностранных компаний и международных организаций. При Консультативном совете по иностранным инвестициям действуют:

1. Постоянный комитет.

2. Рабочие группы по:

- совершенствованию инвестиционного  законодательства;

- формированию благоприятного  инвестиционного имиджа Республики  Беларусь за рубежом;

- совершенствованию налоговой  политики и системы бухгалтерского учета;

- совершенствованию таможенных  процедур;

- координации деятельности свободных  экономических зон [7, с.16].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, как процесс, включает этапы: планирования; принятия решений; реализацию решений; контроль. Отправным началом этого процесса является выработка государственной инвестиционной политики, определяющей цели и меры государственного воздействия на инвестиционный рынок, которые обеспечат наибольшую эффективность инвестиционной деятельности участникам рынка с учетом целевых установок социально-экономического развития страны. Инвестиционная политика является частью государственной экономической политики и формируется на каждом этапе экономического развития, исходя из особенностей, состояния и тенденций развития национальной экономики и направлена на достижение стабильных значений совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, обеспечения устойчивого экономического роста.

Основные направления государственной  инвестиционной политики изложены в следующих документах:

  • Национальной стратегии устойчивого развития;
  • Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;
  • Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015 г.;
  • Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2010–2020 гг.;
  • Концепции и Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 2010–2015 гг.;
  • Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны;
  • Годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.

Так, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В Программе дана следующая характеристика состояния инвестиционной сферы, цели и задачи инвестиционной политики в республике Беларусь.

Несмотря на положительные достижения последних лет – рост ВВП и стабилизацию промышленного производства, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной политики. – в развитии экономики имеют место негативные тенденции [8, с.9].

Согласно, указанной выше программе в 2010–2015 годах источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них.

Важнейшая проблема белорусской экономики – инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75–84,4% при критическом – 60%. Целью Национальной программы привлечения инвестиций на 2010–2015 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства. Основными задачами на период 2010–2015 гг. становятся: улучшение инвестиционного климата по всем его составляющим; восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики; усиление инвестиционной ориентации банковской системы; увеличение иностранного капитала [15, с. 59].

Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2010–2015 годы составит 39 млрд. долларов США. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2015 г. должен возрасти по сравнению с 2010 г. в 2,2–2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2010 г, он возрос в 1,51 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2015 г. 26–28% (в 2010 г. – 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах [15, с.68].

Инвестиционный кодекс (статья 8) формулирует формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Они предусматривают:

- прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

- принятия государственных  инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

- предоставления централизованных  инвестиционных ресурсов из средств  республиканского бюджета для  финансирования инвестиционных  проектов на основе платности,  срочности и возвратности;

- предоставления гарантий  Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

- проведения государственной  комплексной экспертизы инвестиционных  проектов;

- предоставления концессий  национальным и иностранным инвесторам.

Исходя из целей государственной инвестиционной политики и задачи обеспечения перехода к устойчивым темпам экономического роста на основе инновационного развития экономики, актуальными направлениями государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:

- совершенствование механизма финансового обеспечения инновационного развития в условиях переходного периода и в долгосрочной перспективе;

- стимулирование предприятий по использованию прибыли и амортизации в целях инвестирования;

- осуществление государственной  поддержки, таким образом, чтобы повысить эффективность финансирования инвестиций за счет формирования инвестиционной инфраструктуры, создания специализированных государственных финансовых институтов и их взаимодействие с банковскими учреждениями и вновь созданными небанковскими финансовыми институтами для государственного долгосрочного кредитования реального сектора экономики;

- освоение механизма  кредитования крупномасштабных  проектов на основе проектного финансирования;

- обеспечение правовой  базы концессионных соглашений;

- завершение формирования  нормативно-правового поля для  функционирования институциональных (коллективных) инвесторов (негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов) и обеспечения защиты прав инвесторов;

- повышение эффективности национального фондового рынка, на котором обращаются акции и облигации отечественных эмитентов. Формирование предложения на рынке инвестиций высоколиквидных и надежных ценных бумаг;

- расширение смешенного  финансирования при взаимодействии  специализированных, региональных (отраслевых) фондов развития с создаваемыми небанковскими финансовыми институтами (негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами);

- разработка нормативных  документов для освоения венчурного финансирования, ипотеки;

- привлечение в экономику  иностранных инвестиций [1].

Ежегодная потребность  белорусской экономики в прямых иностранных инвестициях на 2013 год оценивается в 4,5 млрд. долларов США.

    1. Анализ инвестиционной ситуации в Республике Беларусь

 

В приложении Б представлены данные по развитию инвестиций в Республике Беларусь за период с 2008 по 2012, на основании указанных данных можно сделать следующие выводы :

- индексы инвестиций  в сопоставимых ценах постоянно растет;

- как положительный момент можно отметить стабильную динамику роста инвестиций в удельном весе ВВП за указанный период удельный вес вырос с 17,8% до 23,7 %, то есть на 5,9%, что свидетельствует о повышении уровня инвестиций в экономике. Показатель удельный вес инвестиций в ВВП является одним из основных, характеризующих объем инвестиций в экономике, но он не характеризует эффективность их использования;

- остальные указанные  в таблице показатели имеют  положительную динамику за указанный период и характеризуют повышение эффективности экономики республики.

Рейтинговая оценка дается специализированными  институтами, рейтинговыми агентствами, проводящими всесторонний анализ финансового положения заемщика и инвестиционных характеристик выпущенных им долговых инструментов. Крупнейшими и наиболее авторитетными среди них являются Moody’s, Standard& Poor’s и Fitch Ratings.

Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s в Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» («Стэндарт анд Пуэс») в апреле 2013 года пересмотрело прогноз по рейтингам Беларуси со «стабильного» на «позитивный». В нашей стране экономика продолжает стабилизироваться.

Положительное влияние на рейтинги оказали относительно высокий показатель ВВП на душу населения (почти 7 тысяч долларов в прошлом году), умеренный дефицит бюджета, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы

 В ходе процесса присвоения рейтинга агентством были определены ключевые факторы, в наибольшей степени влияющие на присвоенные значения рейтинга для Беларуси.

Среди положительных факторов Standard&Poor's отмечает: стабильно высокие темпы роста экономики, успехи в борьбе с инфляцией, высокий для стран СНГ уровень жизни населения, а также наличие квалифицированной рабочей силы.

В современном мире суверенный рейтинг – обязательный атрибут каждого эмитента на финансовом рынке, – важная характеристика самого рынка. Общедоступная оценка риска в форме суверенного рейтинга снижает затраты инвесторов на исследования, направленные на определение риска того или иного долгового инструмента.

Однако так ли радужны  перспективы привлечения Республику Беларусь в связи с повышением данного рейтинга иностранных инвестиций? В приложении указана расшифровка представленных выше индексов. Таким образом, рейтинг республики определяется, как:

- в национальной валюте  долгосрочный - умеренная надежность. Способность заемщика своевременно погасить задолженность и проценты существует, однако негативные изменения экономических или финансовых условий могут привести к задержкам выплат.

- в иностранной валюте долгосрочный и краткосрочный, а также краткосрочный в национальной валюте - существенный риск. Эмитент платежеспособен в настоящий момент, но существует риск невыполнения обязательств в случае изменения экономической ситуации.

Из этого следует, что  инвестировать экономику можно, но только краткосрочные проекты, которые быстро окупаются и не требуют долгосрочных инвестиций.

Значит если иностранные  инвестиции и будут поступать  в республику, то на короткий срок, а кредитовать Республику Беларусь будут под высокий процент, который компенсирует потери инвестора в случае невозврата. Республика же нуждается в долгосрочных инвестициях в отрасли, где затраты не окупаются за год-два. к данным отраслям относятся химическая промышленность, машиностроение, капитальное строительство, информационные технологии.

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь