Понятие и виды инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

    Одной из форм государственной поддержки  инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технологических программ и проектов. Например, Указом Президента РФ от 17 сентября 1994г. о частных инвестициях (из 112 тыс. организаций промышленности – большинство с акционерной формой собственности) предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от ВВП на финансирование высокоэффективных инновационных проектов, предельный срок окупаемости затрат по этим проектам установлен в пределах 2-х лет. Государственная поддержка инновационных проектов  предусмотрена в размере от 50-40 до 30-20% соответственно на проекты по выпуску продукции, не имеющей зарубежных аналогов, в том числе предназначенной на экспорт, и импортозаменяющей продукции, включая продукцию для удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса. В перечне поддержанных государством проектов насчитывалось около 300 выполненных проектов, что было явно недостаточно для подъема инновационной активности, эти проекты охватывали всего 10 направлений развития науки и техники. Многие проекты наукоемкой продукции не нашли государственной поддержки ввиду ограниченности бюджетных средств и не были профинансированы частным капиталом в связи с более низкой инвестиционной привлекательностью инновационной сферы по сравнению с финансовыми спекуляциями. В результате большинство организаций инновационной сферы осталось без крупных заказов, что стало одной из причин снижения объемов производства в промышленности.

      В последние годы в стране  резко упала инновационная активность  промышленности в целом. Количественно  она выражается показателем удельного  веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992 г. – 16,3%, в 1993г. – 17,3%, в 1994 г. – 19,5%, в 1995 г. – 5,6%. В 1996-1999 гг. этот показатель не превышал 5%. Без коренного изменения отношения к инновационной сфере на всех уровнях принятия решений в ближайшее время не прогнозируется существенного роста инновационной активности промышленных организаций.

    Привлечение инвестиций в обновление основных фондов является обязательным условием преодоления  спада объемов производства в промышленности, произошедшего в годы экономических реформ и структурной перестройки реального сектора российской экономики. Объем инвестиций в промышленное производство составил всего треть уровня 1991г. При этом изменилась структура инвестиций: в структуре затрат на инновации подавляющую роль стали играть собственные средства – 77%, выросла доля иностранных инвестиций – до 10 %, при этом бюджетные ассигнования сократились до 3%. Из внебюджетных фондов на инновационную деятельность было направлено менее 3%. Остальные финансовые ресурсы привлекались на условиях кредитования. Соответственно объемы производства промышленной продукции сократились более чем в 2 раза.

    Учитывая, что 90%  промышленной продукции выпускается  организациями с численностью работающих свыше 10 тыс. чел., заметную роль в оживлении деловой активности могут сыграть дезинтеграционные процессы, связанные с формированием малых организационных структур в сфере инновационного бизнеса. Такие организации (в основном внедренческие) специализируются на выпуске небольших партий новой продукции по имеющимся патентам на изобретения, полезным моделям. В 1994г. создан Федеральный фонд содействия развитию малых форм инновационных организаций. За три года в фонд поступило 1700 заявок, из которых 450 было одобрено и принято конкурсной комиссией. Заявители сопровождали предоставленные на конкурс работы бизнес-планами с обоснованием платежеспособного спроса на отечественном и зарубежном рынках с подтверждением возможностей промышленной реализации инновационных организаций. В результате численность малых инновационных организаций увеличилась на 11-12%, а объем реализованной продукции – на 22-25%.

    В 1998 г принята программа «Активизация инновационной деятельности в России», к которой присоединились регионы, заинтересованные в сотрудничестве по развитию и использованию своего научно-технологического потенциала, в программу входит создание и поддержка инновационно-технологических центров (ИТЦ) с технопарками, бизнес-инкубаторами и другими организационными структурами инновационного бизнеса.

    В сентябре 1998 г. учреждена управляющая  компания первого российского венчурного фонда ОК «Винфин» (Объединенная компания высокорискового инновационного финансирования). Компанию основали Фонд содействия развитию малых форм инновационных организаций, Министерство по науке и технологиям и победитель конкурса на управляющую компанию – научно-производственный центр «Солитон – НТТ». Компания располагает портфелем, в котором насчитывается 15020 проектов, оцениваемых примерно в 20 млн. долл., из которых половину внесут государственные учредители, а остальные средства – частные инвесторы, включая несколько отечественных инновационных и инвестиционных банков (Федеральный банк инноваций и развития, СДМ-банк). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

  2. 1 Понятие и виды инновационных стратегий

    Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

    Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.

    Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработала ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.

    Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы:  

      • стратегии интенсивного развития;
      • стратегии интеграционного развития;
      • стратегии диверсификации;
      • стратегии сокращения.

    В каждой из этих групп имеются непосредственно  инновационные стратегии. Другие стратегии  имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

  2. 1. 1 Особенности инновационных стратегий

    Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

  • повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками;
  • повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления – инновационно-инвестиционный проект;
  • усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегией связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики;
  • усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

2. 1. 2 Инновационный аспект  базовых стратегий  роста

    Каждая  стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы. Многие из этих изменений новы и неожиданны для фирмы и ее контактной аудитории,  т.е. стратегиям присущ инновационный характер.

    При стратегии интенсивного роста организация  постепенно наращивает свой потенциал  путем лучшего использования  своих внутренних сил и лучшего  использования, предоставляемых внешней  средой возможностей.

    Известны  три стратегии интенсивного роста. В первой из них, направленной на более глубокое проникновение на данный рынок с данным продуктом, инновационная составляющая незначительна. Вторая стратегия, направленная на развитие рынка, заключается в поиске нового рынка для данного продукта и закреплении на нем. Она содержит в основном маркетинговую инновацию. Третья стратегия, заключающаяся в развитии товара, состоит в модернизации или создании нового товара для его реализации на данном рынке. Здесь мы имеем дело с продуктовой инновацией.

    Стратегии интенсивного роста хорошо описываются матрицей И. Ансоффа  «новые/старые товары и технологии – новый/старый рынок». Рассмотренные ситуации охватывают все четыре квадрата матрицы:

  1. при известных товарах и рынках наблюдается лишь локальные инновации;
  2. «старые товары и технологии – новый рынок» (инновационная маркетинговая стратегия);
  3. «новые товар и технологии – старый рынок» (инновационная продуктовая и технологическая стратегия);
  4. квадрант с ситуацией «новые товары и технологии – новый рынок» относится конгломератным диверсификационным стратегиям, когда мы имеем дело с комплексным инновационным проектом: конструкторским, технологическим, маркетинговым, организационным и управленческим.

    Стратегии интеграционного роста – это стратегия интеграции с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз); стратегия интеграции с промышленными потребителями и сбытовыми структурами (вертикальная интеграция вверх); стратегия интеграции с отраслевыми разрабатывающими и производящими организациями (горизонтальная интеграция). Все три стратегии интеграционного роста связаны с организационными инновациями.

    В группу стратегии диверсификации входит стратегия конструкторской диверсификации (ее еще называют «центрированной», поскольку технология, отрасль и  рынок не изменяются). Она направлена на поиск и использование заключенных в существующем деле (бизнесе) дополнительных возможностей для производства конструктивно новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре дела, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены  в освоенном рынке, используемой технологии (технология должна быть «плодотворной»), опоре на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внутри рыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.

    Еще одна стратегия диверсификации –  конгломеративная («чистая» или полная) диверсификация. Фирма осваивает  виды деятельности, не связанные с  ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции  обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция – новый рынок»: в наличии и продуктовая, и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.

    Стратегии сокращения заключаются в выявлении  и сокращении нецелесообразных издержек, которые могут повлечь за собой инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных структур.

    Многообразие  конкурентных стратегий и организационных  форм хозяйствующих субъектов создает  множество стратегических  позиций и вариантов для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и соответствовать новой рыночной структуре, необходимо адекватно оценить свое положение в ней.

    Необходимо  четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что, возможно, предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей аналитика является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.

2. 1. 3 Классификация типов конкурентного поведения

    В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие  научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных  промышленных структур. В основу при  этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:

    1. виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
    2. патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
    3. эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
    4. коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Информация о работе Понятие и виды инновационных стратегий