Особенности инвестиционной деятельности в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать теоретические основы инвестиционной деятельности, оценить состояние инвестиционной деятельности в регионе и предложить перспективы ее развития.
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1. изучить сущность и виды инвестиционной деятельности региона;
2. рассмотреть роль государства в регулировании инвестиционной деятельности региона;
3. исследовать инвестиции в регионах РФ;
4. предложить направления развития инвестиционной деятельности в регионе и обосновать эффективность этих рекомендаций.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по инвестициям!!!.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Размещение средств федерального бюджета осуществляется, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год. [4, стр.28]

Бюджет развития, исходя из требований Федерального закона "О бюджете развития Российской Федерации" от 26.11.2007г. № 181-ФЗ предназначен для осуществления государственной поддержки инвесторов путем предоставления им государственных гарантий либо путем непосредственного выделения им средств (в форме ссуды) на условиях возвратности, срочности и платности. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Средства Бюджета развития образуются за счет следующих источников:

–  внутренних и внешних заимствований на цели инвестирования;

–  части доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;

–  части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

–  доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных ассигнований на условиях возвратности, срочности и платности и др.

Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов Главного управления федерального казначейства Минфина РФ и в учреждениях Центрального банка России.

Денежные средства Бюджета развития направляются на:

–  финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

–  исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития.

Отвлечение временно свободных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов, не допускается. Предоставление средств за счет Бюджета развития осуществляется:

–  путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к собственным средствам;

–  посредством прямых вложений в имущество коммерческих организаций, осуществляющих проекты при соответствующем увеличении доли государства в их уставном капитале. [19, стр.171-172]

Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и "законсервированные" стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также концессии отечественным и зарубежным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

Третий блок – иные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности включает экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. [2, стр.32]

Защита прав субъектов инвестиционной деятельности выражается в следующем:

–  обеспечении равных прав при осуществлении данной деятельности;

–  гласности при обсуждении инвестиционных проектов;

–  праве обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

Капитальные вложения могут быть:

– национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, понесенных субъектами инвестиционной деятельности;

– реквизированы по решению органов государственной власти в случаях и порядке, определенных Гражданским Кодексом РФ.

Страхование капиталовложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Для регулирования денежных потоков в инвестиционной сфере государства целесообразно сочетать методы денежно-кредитной и финансовой политики. Денежно-кредитная политика может быть разработана на долгосрочную перспективу и является, поэтому приоритетной. Финансовая политика определяется финансовыми возможностями государства формировать в достаточном объеме бюджет развития. [7, стр.77-78]

Таким образом, в данной главе рассмотрены теоретические аспекты инвестиционной деятельности в регионе; изучены сущность и виды инвестиционной деятельности региона. Так же рассмотрена роль государства в регулировании инвестиционной деятельности региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в РФ

2.1 Инвестиции в регионах РФ

О результативности деятельности Правительства РФ по улучшению инвестиционного климата в стране свидетельствует объем иностранных инвестиций в 29 млрд. долларов за 9 месяцев 2010 года, что в 1,5 раза превышает показатель соответствующего периода предыдущего года. Восстановление доверия к России зарубежного инвестиционного сообщества выразилось также в повышении рейтинга России до инвестиционного уровня в октябре 2009 года инвестиционным рейтинговым агентством Moody’s и в 2010 году рейтинговым агентством Fitch. Но экономика России как перспективный реципиент прямых иностранных инвестиций имеет препятствия в виде незавершенных реформ в области государственного регулирования, которые существенно увеличивают риски вложения в Россию и как следствие сдерживают потенциальный приток иностранного капитала в российскую экономику. Правительство РФ при определении социально-экономической политики учитывает рекомендации иностранных инвесторов в отнесении к числу приоритетных - административной реформы, реформы правоприменения и реформы технического регулирования. Российская экономика нуждается в иностранном капитале, поэтому Правительство РФ содействует сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально учитывает пожелания иностранных инвесторов. Формирование объективной оценки инвестиционного климата в России в целом и ее регионах должно помочь инвесторам в принятии ими решений в пользу российской экономики.

В экономическом развитии регионов России существенным качественным итогом 2009 года явилось увеличение объема ВВП Российской Федерации не только за счет регионов-лидеров, но и за счет увеличения темпов роста ВРП в регионах других групп. Анализ структуры промышленного производства в субъектах РФ показал сохранение моноотраслевого характера экономики в значительной части регионов. Эти регионы можно разделить на две группы: ориентированные на внешний спрос и специализирующиеся на топливной промышленности или цветной и черной металлургии и ориентированные на внутренний спрос с лидирующими машиностроением и пищевой промышленностью. Несмотря на значительные колебания и неустойчивый характер конъюнктуры внешнего спроса интерес инвесторов к первой группе регионов был значительно выше, чем ко второй. Это привело к еще большей концентрации капитала в ориентированных на экспорт регионах России. Но при этом потенциал второй группы регионов в последние годы имеет рост за счет повышения внутрироссийского спроса на товары и услуги. Позитивным фактором, свидетельствующим об устойчивости процессов экономического развития в регионах, является сокращение межрегиональных различий в индексах потребительских цен. Межрегиональные различия по этому показателю в 2009 году составили 1,2%, в то время как в 2006 году они были 3,1%. При динамичном росте доходов населения регионов в последние годы (в 2009 году до 139% к уровню 2007 года) и замедлении роста потребительских цен на продовольственные товары, покупательная способность доходов населения в 2009 году существенно возросла во всех группах регионов. Но значительная межрегиональная дифференциация этого показателя по группам регионов сохраняется. Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в экономическом развитии всех групп регионов в последние годы интерес инвесторов по прежнему проявляется к 14 наиболее экономически развитым регионам России, где в 2009 году было сосредоточено более половины всех инвестиций в основной капитал, а доля иностранных инвестиций увеличилась с 58,8% до 74,3%.

Существенным фактором дифференциации регионов по инвестиционной активности по-прежнему является недостаточный уровень и глубина проводимых экономических и социальных реформ на региональном уровне. Федеральное правительство с 2011 года приступит к проведению мониторинга реформ в регионах, по результатам которого будет принимать решения об оказании из средств федерального бюджета поддержки экономического и социального развития тех регионов, которые успешно осуществляют необходимые преобразования для повышения конкурентных возможностей региона в привлечении капитала и рабочей силы.

Привлечение инвестиций является одним из важнейших рычагов воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Однако, ряд субъектов РФ, обладающих высоким уровнем инвестиционной привлекательности, характеризуются низкой активностью по привлечению инвестиций. По уровню использования инвестиционной привлекательности, определяемой как отношение индекса инвестиционной активности к индексу инвестиционной привлекательности, регионы России можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем использования инвестиционной привлекательности. К числу регионов, которые не в полной мере реализуют свою привлекательность, относятся Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская, Вологодская и Пермская области и другие регионы, имеющих развитую инфраструктуру, интеллектуальный потенциал, высокотехнологичные отрасли промышленности. В наибольшей степени реализуют свою высокую инвестиционную привлекательность такие регионы, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Также в полной мере используют свои инвестиционные ресурсы большинство регионов самой многочисленной группы со средним уровнем использования инвестиционной привлекательности. Эти субъекты РФ обладают наибольшим потенциалом для повышения своей инвестиционной активности в будущем при условии улучшения качества экономической среды. Повышению конкурентоспособности данных регионов будет способствовать диверсификация промышленности и содействие малому бизнесу, снижение безработицы и повышение доходов населения, реконструкция и модернизация инфраструктуры. Динамика изменения уровня использования инвестиционной привлекательности за 2006-2009 годы говорит о положительных процессах в развитии инвестиционной деятельности в России. Все субъекты РФ, за исключением республики Дагестан, повысили уровень использования своей инвестиционной привлекательности. Наиболее интенсивно это происходило в основных сырьевых регионах России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа, Читинская и Сахалинская области), а также в Чеченской республике. Наибольших значений увеличение уровня использования инвестиционной привлекательности (8 раз в 2009 году по сравнению с 2006 годом) достигло в Ненецком автономном округе, что обусловлено ростом промышленного производства и повышением уровня развития малого предпринимательства. Читинская область повысила уровень использования своей инвестиционной привлекательности в 4,8 раза в 2009 году по отношению к 2006 году за счет роста промышленного производства и сокращения доли убыточных предприятий.

Другие регионы наращивали уровень использования инвестиционной привлекательности медленнее. Незначительные улучшения в основном характерны для регионов, расположенных в староосвоенной части территории России, в пределах главной полосы расселения страны, среди которых Московская, Рязанская, Оренбургская, Тамбовская, Саратовская, Новосибирская области. Причем большинство субъектов РФ, наиболее интенсивно использующих свою инвестиционную привлекательность, не входили в рассматриваемом периоде в число регионов с высоким уровнем социально-экономического развития (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Однако их активная инвестиционная деятельность в 2009 году создает условия для последующего повышения уровня социально-экономического развития в ближайшие годы.

 

2.2 Инвестиционная деятельность Пермского края

Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Численность населения (на 01.01.2009 г.) - 2708,4 тыс. человек, городское население составляет 74,6%. В г. Пермь проживает 985,8 тыс. человек.

          Регион входит в Приволжский Федеральный округ.

Определяющей предпосылкой устойчивого развития региона является его инвестиционное развитие. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России в официальных расчетах приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Инвестиционный потенциал, как оценочный показатель, учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (потребительского, трудового, интеллектуального, производственного, инфраструктурного, инновационного, финансового, природно-ресурсного), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей.

Среди регионов России по инвестиционному потенциалу Пермский край занимает 13-е место. В 2010 году опубликован рейтинг самых перспективных мегаполисов по версии журнала «Русский репортер», в котором Пермь заняла 6-е место.

На территории края действуют Камская и Боткинская ГЭС и Пермская ГРЭС.

Развитие инвестиционной деятельности дает основания предполагать рост экономического потенциала Перми в долгосрочной перспективе. Инвестиционный климат в Пермском крае и в городе Перми оценивается экспертами неоднозначно, его слабыми сторонами считаются недостаточные условия безопасности для бизнеса, риски социальной нестабильности.

Информация о работе Особенности инвестиционной деятельности в регионе