Основы формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в инвестиционном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное формирование и управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в их распоряжении. Для организации такого управления необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента, уметь применять на практике его приемы

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования и управления финансовыми ресурсами предприятия 4
1.2 Порядок формирования, распределение и использование финансовых ресурсов 10
1.3 Методы управления финансовыми ресурсами предприятия 18
Заключение 27
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

инвест. менеджмент.docx

— 78.64 Кб (Скачать файл)

Реализация этих принципов составляет основное содержание процесса управления формированием финансовых ресурсов предприятия в системе обеспечения его финансовой безопасности [22, с. 51].

Успешное развитие предприятия при прочих равных условиях зависит от мобилизации всех источников получения финансовых средств.

Источники формирования средств предприятия представлены в приложении 2.

Из них наиболее важными для предприятия с точки зрения их величины и самостоятельности являются финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств, а также заемные средства. При этом важно отметить, что каждый источник, приведенный приложении 2, характеризуется спецификой своего образования. Так, например, получение прибыли связано со многими обстоятельствами. Условно их можно разделить на четыре основные группы.

Первая группа – это выбор производства таких товаров и оказания услуг, которые пользуются спросом у населения (миссия предприятия).

Вторая группа – это умелое использование производственных и хозяйственных факторов, обеспечивающих выпуск товаров с издержками производства ниже общественно необходимых и высокого качества.

Третья группа связана с умением эффективно осуществлять сбыт продукции и снабжение производства сырьем, материалами и т. д. по приемлемым ценам.

Четвертая группа включает в себя факторы экономического роста на основе расширения производства, внедрения новых технологий, техники и освоения новых продуктов, позволяющих обеспечивать получение прибыли.

Потребности в финансовых средствах, как показывает практика, возникают в краткосрочном и долгосрочном планах. Основными их источниками являются собственные и заемные средства.

Практика выработала две формы их обеспечения. Одна представляет собой собственные средства, включающие в себя: уставный капитал, резервный фонд, фонды накоплений, целевые финансовые поступления, средства от других организаций и частных лиц, поступления от сдачи имущества в аренду, нераспределенную прибыль прошлых лет, прибыль отчетного года. Вторая – заемные средства, включающие в себя долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы банков и организаций.

Вместе с тем практика свидетельствует о том, что собственные средства, как правило, используются на расширение производства, модернизацию оборудования и на долгосрочную перспективу. Наиболее предпочтительным источником подобного финансирования является нераспределенная прибыль. Но если этих средств не хватает, то прибегают к заемным средствам. Основными формами их получения являются кредиты, ссуды, лизинг и т. д.

В ходе текущей деятельности финансовые средства могут понадобиться на пополнение запаса на складе или оплату непредвиденных расходов. Эти потребности носят, как правило, краткосрочный характер. Их финансирование осуществляется преимущественно за счет заемных средств в форме взятия кредита. На практике различают две основные его формы – коммерческий и банковский кредиты.

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. В развитых странах коммерческий кредит составляет 20-30% всех кредитных сделок. В России в силу нестабильной экономической среды и недостаточного количества эффективно-хозяйствующих субъектов рынка он получил несколько ограниченное распространение.

Банковский кредит предоставляется в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями (различные инвестиционные фонды, финансовые компании и т. д.).

Кредиты выдаются, как правило, под залог или гарантии. Наиболее распространенной формой обеспечения кредита являются банковские гарантии, товарораспорядительные документы, товары, недвижимое имущество, наличные депозиты и векселя.

Если заемщик не в состоянии выплатить ссуду, залог может перейти в собственность ссудодателя. Под залог могут быть выставлены счета дебиторов. В данном случае деньги, полученные в уплату за товар, отправляются в банк на счет ссудодателя. Положительной стороной данного вида финансирования является более низкий процент за получение кредита по сравнению с необеспеченным займом.

Особый вид обеспечения банковского кредита – залог недвижимости. В этом случае выдаваемые ссуды называются ипотечным кредитом [12, с. 198].

Помимо вышеназванных кредитов в практике финансирования предприятий применяются такие формы, как: кредитная линия, аккредитив, факторинг, автоматически возобновляемый кредит, кредит с платежом в рассрочку, факторинг.

Кредитная линия. Банк дает фирме определенную сумму до определенной величины на повторяющейся основе и на короткий срок (как правило, до одного года) при условии, что у банка есть свободные средства. Цель кредитной линии заключается в ускорении процедуры займа денег, чтобы фирме не приходилось каждый раз подавать новую заявку на рассмотрение. Обычно банк начисляет комиссионные проценты, на свои обязательства, предоставив предприятию денежные средства в объеме неиспользованной кредитной линии.

Преимуществами в данном случае являются: достаточно легкий и незамедлительный доступ к финансированию в условиях стесненного денежного рынка, возможность использовать заемные средства в нужном объеме, немедленное возвращение долга при поступлении ожидаемых средств. Целесообразно пользоваться кредитной линией и тогда, когда предприятие работает по большим конкретным проектам в течение длительного времени и рассчитывает получать незначительные или не получать вовсе денежные средства до окончания работ. Недостатки кредитной линии объясняются необходимостью предоставлять имущественный залог и дополнительную финансовую информацию для банка-кредитора. Осуществляя заем по кредитной линии, предприятие иногда имеет компенсационный остаток (счет без начисления процентов) для конкретного банка. Этот остаток бывает в количестве процентного дохода с займа и, следовательно, увеличивает стоимость предоставленной ссуды. Компенсационный остаток может распространиться и на неиспользованную часть кредитной линии, тогда в данном случае размер процентной ставки уменьшается [25, с. 138].

Аккредитив – документ, выпущенный банком и гарантирующий оплату переводного векселя клиента на определенную сумму в течение указанного периода. Фактически кредит банка заменяется кредитом покупателя, при этом риск продавца снижается до минимума. Оплата может быть произведена по предоставлении доказательств произведенной отгрузки или после выполнения других условий. Аккредитивы используются преимущественно в международной торговле.

Существуют различные виды аккредитивов, например товарный, обычно выставляемый в пользу третьей стороны, или подтвержденный, который предоставляется корреспондентским банком и гарантируется выставляющим банком. Преимущества такого вида финансирования состоят в том, что компании не требуется производить авансовые выплаты за отгрузку товара, используя средства, которые могут быть применены в другом коммерческом деле.

Автоматически возобновляемый кредит – соглашение между банком и заемщиком, в котором банк обязуется предоставлять ссуды до определенной общей суммы в течение соответствующего периода, при этом векселя являются краткосрочными (обычно 90 дней). Когда ссуда выплачена, денежные средства в объеме, равном выплаченной сумме, снова могут заимствоваться на условиях того же соглашения. Преимущества такого кредита – это возможность немедленного кредитования и минимальные ограничения (по сравнению с кредитной линией), а основной недостаток – ограничения, налагаемые банком.

Кредит с платежом в рассрочку требует ежемесячных выплат процентов и основной суммы ссуды. Когда сумма ссуды достигает определенного (небольшого) предела, предприятие может получить возможность повторно финансироваться по более низкой процентной ставке. Преимущество этого вида ссуды в том, что она обычно точно соответствует сезонным финансовым потребностям предприятия. Ссудный процент по кредиту может оплачиваться как при наступлении срока платежа (обычный процент), так и авансом (дисконтирование ссуды). Когда он выплачивается авансом, сумма заемных средств уменьшается, а реальная процентная ставка увеличивается.

Факторинг – это один из наиболее дорогостоящих источников финансирования. Смысл его состоит в том, что предприятие продает свои дебиторские счета с большой скидкой. Уровень скидки зависит от длительности дебиторской задолженности (невозвращение долгов) [25, с. 147].

К внутренним счетам финансирования относят обычно ускорение инкассо дебиторских счетов и сокращение расходов.

Привлеченный капитал, как свидетельствует зарубежная практика, – это средство, поступающее на предприятие за счет займа ссудных организаций или через продажу долговых обязательств. Долгосрочные ссуды обычно дороже, чем краткосрочные, так как в долг идет более значительная сумма, а дата возврата денег удалена во времени. Долгосрочные ссуды, как правило, выдаются под определенное обеспечение (недвижимость, оборудование, ценные бумаги). Если фирма не в состоянии получить деньги у финансовой организации, она может выпустить в продажу облигации. Последние являются долговой распиской фирмы.

Собственный капитал создается за счет продажи акций. Новые акции, как свидетельствует опыт зарубежных стран, обычно выпускаются по более высокой стоимости, чем старые. Считается, что предприятие на протяжении какого-то времени добивается устойчивой эффективности своей работы, поэтому стоимость его акций должна быть выше первоначальной. Поскольку дивиденды не вычитаются из налогооблагаемой прибыли, последняя уменьшается на сумму дивидендов, а, следовательно, может сложиться такое положение, что выгоднее будет брать кредит. Однако получить кредит на большую сумму денежных средств не всегда удается. Из вышеизложенного следует, что существуют различные источники финансирования. В связи с этим задачей руководства предприятия является поиск таких источников финансирования, которые обеспечивали бы получение денежных средств по самой низкой стоимости, а их использование приносило бы наибольшую прибыль. Распределение финансовых ресурсов предприятия представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

- финансирование затрат  на производство и реализацию  продукции, работ, услуг;

- реальные и финансовые  инвестиции;

- образование денежных  фондов специального назначения;

- платежей в бюджет  и внебюджетные фонды;

- погашение кредитов и  ссуд;

- благотворительные цели [14, с. 125].

Таким образом, можно сказать, что финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности, а основным направлением использования финансовых ресурсов предприятия является финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

1.3 Методы  управления финансовыми ресурсами  предприятия

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

- выживание предприятия  в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе  с конкурентами;

- максимизация рыночной  стоимости фирмы;

- приемлемые темпы роста  экономического потенциала фирмы;

- рост объемов производства  и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной  деятельности и т. д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия [11, с. 37].

Таким образом, управление финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его развития.

Управление финансовыми ресурсами предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

На первом этапе изучается общий объем формирования финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного и заемного капиталов темпам прироста имущества и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных и заемных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного и заемного капиталов за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в отчетном периоде.

На четвертом этапе, проводится оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных и заемных финансовых ресурсов [29, с. 93].

Основными методами, связанными с оценкой и последующим управлением финансовыми ресурсами являются методы экономического анализа и в частности финансовый анализ. На основании финансового анализа текущего состояния ресурсов предприятия проводится разработка рекомендаций, которые позволили бы оптимизировать их структуру.

Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности, что позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные [17, с. 52].

1. Дескриптивные модели  – это модели описательного  характера. Они являются основными  для оценки финансового состояния  предприятия. К ним можно отнести  построение системы отчетных  балансов, представление финансовой  отчетности в разрезах, вертикальный  и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.

Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени. В зависимости от вкладываемого смысла горизонтальным анализом также называют сравнение статей актива и пассива баланса и сравнительный анализ статей форм отчетности одного предприятия с другими предприятия данной отрасли.

Информация о работе Основы формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в инвестиционном менеджменте