Основные показатели финансовой оценки инвестиций в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:52, лекция

Краткое описание

В последнее время в России все большее число банков, инвестиционных компаний и фондов проявляют интерес к современным методам финансовой оценки инвестиций. Объясняется это необходимостью выполнения подробных предынвестиционных исследований, как одному из возможных путей снижения риска инвестирования в крайне нестабильных условиях.
Рассмотрим основные показатели, используемые для оценки инвестиционных решений в странах с развитой рыночной экономикой.

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции материал.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

                               ВВЕДЕНИЕ

 

     С учетом  необходимости преодоления дальнейшего  спада производства и ограниченности финансовых  возможностей  государства  инвестиционную политику  в  1995-1996  годах предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

     последовательная  децентрализация инвестиционного   процесса  путем развития многообразных  форм собственности,  повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

     государственная  поддержка предприятий  за  счет  централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе;

     размещение  ограниченных  централизованных  капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов  производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе.  Обязательным условием принятия решений о финансировании должна стать предварительная экспертиза каждой инвестиционной программы и проекта на предмет  их  соответствия целям и   приоритетам  социально-экономической  политики,  окупаемости централизованных капитальных вложений;

     усиление  государственного   контроля   за  целевым  расходованием средств федерального бюджета,  направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

     значительное  расширение практики совместного  (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов,  в т.ч. с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса;  использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса,  независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства.

     Перечисленные  факторы будут способствовать  по мнению ряда  экономистов  расширению числа инвестиционных  проектов.

     В этих  условиях на первый план выдвигаются  вопросы  совершенствования экономической  оценки предлагаемых инвестиционных  проектов.

                             

     ОБЗОР   ОСНОВНЫХ  МЕТОДОВ  ОЦЕНКИ  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ПРОЕКТОВ

 

     Прежде  всего следует отметить основные принципы, выдвинутые ведущими экспертами  журнала "Коммерсант" еще в конце 1993 г.,  которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

     Коллектив  авторов отмечает, что государственное  структурное регулирование должно  осуществляться на принципах структурно-инвестиционной политики.

     Смысл этой  политики состоит в том, чтобы  начавшемуся под влиянием рыночных  преобразований  стихийному  процессу  реструктуризации производства придать максимально управляемый характер,  осуществляя  прямую инвестиционную поддержку жизнеобеспечивающих производств (естественно, на более эффективных принципах инвестирования).

     Прямые  государственные вложения должны  делаться в те производства (любых  форм собственности), где согласны внедрять и использовать передовые технологии. Параллельно должен всеми возможными способами стимулирования собственный  спрос  предприятий  на  высокие технологии – за счет снижения налогов на реинвестируемую в  них  прибыль  и  повышения нормы амортизации этой техники.

     Далее поскольку  государственное инвестирование  в ближайшее  время по-прежнему способно  осуществляться лишь на дефицитной (инфляционной) основе, то особенно важно обеспечить высокую отдачу вкладываемых государством средств.  Для этого государственное инвестирование должно проводится исключительно  через  конкурсное  размещение  целевых централизованных капиталовложений  по  критериям высокой экономической эффективности проектов - безотносительно,  частный или государственный подрядчик берется за проект.

     Для реализации  этой схемы предлагаются следующие  группы критериев:

     Критерии для государства. Главное гарантировать инвесторам пайщикам прямое участие в имуществе и прибылях инвестируемых проектов в соответствии с долей вложенных средств.  Возможно, пай инвестора в собственности должен быть и больше его доли в стартовых  капиталовложениях в зависимости от настоятельности проекта для государства.

      В числе  льгот могут быть также предусмотрены:

     - широкие   налоговые льготы,  касающиеся не только видов деятельности инвестора,  напрямую связанных с государственным проектом,  но и распространяющиеся до  некоторого предела и на остальной бизнес предпринимателя. До каких именно пределов - решать надо в каждом конкретном случае;

     - обеспечение инвесторов централизованными кредитными ресурсами в размере лимитов кредитования,  выделенных под тот или иной проект и на срок, соответствующий периоду окупаемости проекта.  Возврат кредита  и его обслуживание при этом следует разрешить относить на себестоимость;

     - увеличение  норм амортизации на оборудование, устанавливаемое в рамках проекта.  Эта  мера особенно важна :  она не только стимулирует использование передовой техники,  но и ускоряет сроки окупаемости  инвестиционных проектов и возврата авансированного капитала;

     - смягчение  условий регулирования цен на  продукцию,  выпуск которой предусматривается  в рамках проекта;

     - льготы  по использованию инвесторами  государственной инфраструктуры (пониженные  тарифы на топливо, электроэнергию, транспортные услуги и т.п.).

     КРИТЕРИИ  ДЛЯ ИНВЕСТОРА. Вторая группа  условий привлечения частного  капитала к государственным проектам лежит на  стороне  инвестора  и связана  с  соображениями элементарной выгоды:  проект попросту должен быть прибыльным.  Мы естественно,  не можем сразу сказать какие именно

предложения частным  инвесторам со стороны государства окажутся выгодными. Однако общие критерии оценки потенциальной рентабельности предложить готовы.

     Прежде  всего надо отметить,  что все  проекты стоит  разделить  на ориентированные на  внутренний  спрос и на внешний рынок:  критерии их оценок хоть и пересекаются, однако в известной степени и разняться.

     Что касается  проектов,  нацеленных на внутренний  рынок,  то здесь необходимо прежде всего убедиться в отсутствии конкуренции со  стороны импорта. Этот критерий главный: экономическая политика правительства, сочетающая поддержание стабильного курса доллара и инфляцию  издержек, уже привела к тому,  что некоторые отрасли промышленности стали неконкурентоспособными и свертываются.  Поэтому  пускаясь  в  производство чего либо,  надо  убедится  в высокой стоимости импортных аналогов той продукции, выпуск которой предусмотрен в рамках проекта. Полезно к тому же оценить,  высок ли импортный тариф на товар-аналог и узнать, каковы проекты изменения этого тарифа,  оценить стоимость доставки товара-аналога.

     Второй  критерий надежности инвестиционного  проекта  -  отсутствие проблем с поставками оборудования, сырья и комплектующих деталей.

     Третий  критерий - возможность сориентировать проект на программы, патронируемые государством.

     Четвертый  критерий - независимость всех участников  проекта от мобилизационных планов

     Если же  речь идет о экспортноориентированных проектах, то первое, что нужно иметь в виду, это то, что разрыв между планируемой себестоимостью выпускаемой по проекту продукции и мировыми ценами на  зарубежные аналоги должен составлять десятки раз.  Только в этом случае будет обеспечен надежный запас рентабельности,  иначе же  инфляция  издержек довольно скоро просто сделает продукцию неконкурентоспособной.

     Второе  условие "экспортного" инвестиционного   проекта  -  возможность "встроить" продукцию в технологические  цепочки в развитых экономиках.

     Третий  критерий надежного проекта - его нацеленность на поддержку еще оставшихся за рубежом реликтовых технологических укладов.

     Четвертый  критерий общего порядка - возможность  привязать проект к поставкам по межправительственным соглашениям  или  к  международным некоммерческим проектам.

 

     СОСТАВЛЕНИЕ  РЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ОТРАСЛЕЙ

 

     С изложенными  общими подходами предлагается  использовать  систему частных показателей:

     - отношение  рентабельности по реализованной   продукции  к  рентабельности  по  произведенной:  чем  выше этот показатель,  тем меньше у предприятий отрасли проблем со сбытом;

     - новизна  фондов - показатель обратный степени  их изношенности;

     - норма  прибыли к капиталу;

     - нетто-задолженность  (отношение просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей):  отражает потенциальную  кредитоспособность отрасли;

     - уровень  загрузки оборудования;

     - тепм роста  цен на продукциюотрасли:  при  прочих равных чем выше индекс цен, тем больше спрос на продукцию отрасли;

     - абсолютный  уровень заработной платы:  высокие заработки свидетельствуют, что положение дел в отрасли получше, чем в других;

     - темп спада  в отрасли;

     - экспортоспособность  (доля экспорта в валовой продукции);

     - конкуренция  со стороны импорта и импортозависимость ( отношение объема импорта соответствующих товаров к объему производства в  отрасли).

     Авторы  признают,  что не все показатели  вполне адекватны  поставленной  задаче.  Скажем новизна фондов в угольной промышленности свидетельствует об их ненадежности:  комбайны быстро выходять из строя,  их меняют на новые, но такие же плохие, если не хуже.

     Высокое  отношение рентабельности  по  реализованной  продукции   к рентабельности по  произведенной  может  отражать одномоментный скачок цен в отрасли или,  например широкомасштабное использование предоплат.

Высокая заработная плата - это вообще доживающий последние  дни показатель: для собственника много платить наемному персоналу  значит  лезть себе в карман.

     Затраты   и  доходы  принимаются  во внимание по абсолютной величине с поправкой только на инфляцию. Фактор времени при этом не учитывается.  Однако даже при отсутствии  инфляции денежные доходы, полученные сегодня, для предпринимателя имеют гораздо большую ценность, чем те же суммы, но поступающие завтра. Это объясняется тем,  что за время отсрочки платежа предприниматель не имеет возможности оборачивать деньги,  и,  таким образом, теряет потенциальную прибыль.

     Учесть  фактор времени при оценке  проектов позволяет использование методов дисконтирования, т.е. методов , принимающих во внимание снижение ценности (дисконтирование) отсроченных денежных поступлений.  Экономический смысл  ставки  (дисконта)  денежных сумм во времени – норма упущенной прибыли за этот период.  Проблема  усложнения  расчетов  при применении этих  методов  отпадает благодаря использованию специальных компьютерных программ, позволяющих рассчитывать ряд новых показателей:

срок окупаемости  проектов (с учетом дисконтирования),  чистая текущая стоимость проекта, рентабельность инвестиций, внутренняя норма прибыли проекта.

     Срок окупаемости  проекта показывает, через какое  время сумма дисконтированных (т.е.  с учетом фактора времени) доходов  покроет все первоначальные инвестиционные  издержки.

     Чистая  текущая  стоимость проекта -  эта сумма дисконтированных чистых доходов от осуществления проекта за срок жизни проекта.

     Рентабельность  инвестиций - показатель,  характеризующий  дисконтированный доход,  полученный на единицу вложенных средств. Этот показатель используется  для оценки сравнительной эффективности проектов с различными объемами инвестиций.

     Внутренняя  норма  прибыли  -  отношение   чистой текущей стоимости проекта к дисконтированным издержкам по проекту.  Этот показатель  характеризует, в  частности,  максимальную стоимость финансовых ресурсов (ставку кредита),  которые могут быть использованы для финансирования проекта: если  процент по кредиту превысит внутреннюю норму рентабельности, то осуществление проекта при его финансировании за счет заемного капитала станет убыточным.

     Принципиальная  проблема,  с которой приходится  сталкиваться  при использовании методов дисконтирования,  - выбор дисконта (ставки сравнения денежных доходов или платежей,  разделенных во времени). Целесообразно в этом качестве использовать ставку рефинансирования ЦБ РФ как минимальную рыночную стоимость финансового капитала.

 

 

               ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  ФИНАНСОВОЙ  ОЦЕНКИ

                 ИНВЕСТИЦИЙ  В  РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

 

     В последнее  время в России все большее число банков,  инвестиционных компаний и фондов проявляют интерес к современным методам  финансовой оценки инвестиций. Объясняется это необходимостью выполнения подробных предынвестиционных исследований,  как одному  из  возможных путей снижения  риска  инвестирования в крайне нестабильных условиях.

Информация о работе Основные показатели финансовой оценки инвестиций в рыночной экономике