Источники иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:18, реферат

Краткое описание

Источники иностранных инвестиций – финансовые, кредитные ресурсы нерезидентов. Они регламентируются Законам «Об иностранных инвестициях» и «Об свободных экономических зонах».
Иностранные инвесторы – иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.

Вложенные файлы: 1 файл

3.Иностранные инвестиции.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

 

1.Инвестиционный климат  и рынок.

 

Источники иностранных инвестиций – финансовые, кредитные ресурсы нерезидентов. Они регламентируются Законам «Об иностранных инвестициях» и «Об свободных экономических зонах».

Иностранные инвесторы – иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

В настоящее время в Республике Беларусь иностранное инвестирование осуществляются следующим образом:

- по кредитным линиям, в том  числе в виде прямых и двусторонних  соглашений;

- в форме создания иностранных, совместных

 предприятий;

- в виде вложений иностранных  инвесторов на рынке ценных  бумаг.

Сегодня мы имеем широкое представительство иностранного капитала в Республике Беларусь. Это более 2300 с участием фирм из 86 стран мира.

Основные объекты инвестиций поступили из Нидерландов – 26%, Германия -  21%, США – 17%, Польша – 6%.

76% иностранных инвестиций направляется  в промышленное производство. 10% торговля и общественное питание. Наибольший удельный вес приходится  на пищевую промышленность (29%) и машиностроение (21%), а также на медицинскую, деревообрабатывающую и лёгкую промышленность (30%).

Наибольший % инвестиций – Минская обл.(45%),

Минск-32,3%,

Гомельская обл. – 9%,

Витебская обл. – 3,8%,

Гродненская обл. – 3,5%,

Могилёвская обл. – 2,9%,

Созданы 4 СЭЗ –  г. Бреста, г. Минска, г. Гомеля, г. Витебска.

Численность рабочих на предприятиях с иностранными инвестициями составляет 1,6%.

Инвестиционный климат – совокупность условий социально-экономических, политических и организационно-правовых, определяющих вложение или невозможность вложения капитала.

Необходимо учесть, что привлечение иностранных инвестиций не в состоянии компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Мировой опыт показывает, что активизация иностранных инвесторов возможна при активности национальных инвесторов и предоставлении иностранцам национального режима. Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций должна быть до 10%.

Следует отметить, что Западные Правительства и деловые круги заинтересованы в увеличении существующего технологического отставания развивающихся стран, основной поток инвестиций направляется в сырьевые отрасли, и там, где сильно загрязняется окружающая среда создаются большие нагрузки на природные ресурсы.

Сильная конкуренция за иностранные инвестиции приводит к необходимости расчёта альтернативных вариантов. В основе этих расчётов лежат следующие критерии:

- общественно-политические условия  страны, принимаемой капитал;

- технологические требования и  возможность реализации проекта,

- период возврата инвестиций.

Экономические условия Республики Беларусь по пяти бальной шкале Европейского Банка Реконструкции и Развития оцениваются всего в 2 балла. Польша, Чехия – 4 балла.

Данная интегральная шкала по оценке факторов интенсивности и законодательного регулирования инвестиций и инвестиционных рисков ситуацию в Республике Беларусь оценивает в 3 балла. Это означает, что в Республике Беларусь не существует серьёзных препятствий к созданию инвестиционных проектов, безопасности имущества и репатриации доходов.

К высшему баллу относится законодательство, регулирующее портфельные инвестиции.

По эффективности законодательства Республика Беларусь оценена самым низким баллом – 1, так как законы Республики Беларусь адаптируются к местным законам, а не к международным нормам. Часть инвестиционной деятельности регулируется Указами Президента Республики Беларусь. Время между принятием закона и публикацией – 6 месяцев, отсюда – инвестиционный риск.

С введением Инвестиционного Кодекса многие проблемы снялись.

По оценке независимых экспертов по степени благоприятности инвестиционного климата Республика Беларусь занимает 140 место в мире. По финансовым рискам – между 140 и 160 местами, опережая Узбекистан, Азербайджан, Молдову.

Мировой инвестиционный процесс осуществляется в форме прямых инвестиций и непрямых (портфельных) инвестиций. Последние представляют собой операции иностранных инвесторов с ценными бумагами на вторичном рынке. Прямые долгосрочные инвестиции осуществляются в устойчиво развивающейся экономике или с устойчивыми тенденциями при проведении реформ.

Для Республики Беларусь важно уделить больше внимания привлечению инвестиций на вторичный рынок, где инвестор , работая с местными фондовыми инструментами, надеется получить больший доход, чем на родине.

В соответствии с международной классификацией участников мировых инвестиций рынок может быть

- эмбриональным,

- возникающим,

- развитым.

Деление рынка осуществляется в зависимости от следующих характеристик:

1) хранение ценных бумаг осуществляется  в физической и банковской форме;

2) торговля усложняется низкой  ликвидностью ценных бумаг;

3) число автоматизированных торговых  и расчётных систем недостаточно;

4) рынок открыт для манипуляций;

Наблюдается увеличение числа новых ценных бумаг, зарегистрированных на местной бирже;

1) торговая деятельность неустойчива, затруднены своевременные расчёты  и надёжное депозитарное хранение;

2) средства нормативно-правового  контроля неэффективны;

3) недостаточно информации.

Если характеристик менее 3, то рынки развитые, от 3 до 6 – развивающие, свыше 6 – эмбриональные.

Возникающие могут быть небольшими и новыми.

Международные инвестиции на возникающих рынках – 1тр. 1300 млр. долларов.

 

2. Правовое регулирование и правовой  режим. Рублевые счета иностранных  предприятий.

 

Проблема иностранных инвестиций имеет комплексный характер в национальной экономике. Это связано с тем, что на инвестиционную деятельность влияет политика, экономика, право.

В истории специального регулирования иностранных инвестиций в зарубежных странах можно выделить 4 этапа.

1. Возникновение и развитие законодательства  об иностранных инвестициях (50-60 г.г. XX ст.) В этот период развивающиеся страны стали перед необходимостью привлечь иностранный капитал и потребовалось создать благоприятный режим для инвестиций.

2. 70-ые годы прошлого века. Законодательство  об иностранных инвестициях значительно  изменилось, стало приспосабливаться  к рыночным условиям. Если на 1-м  этапе – политика открытых  дверей, то на 2-м – льготный  режим.

3. 80-ые годы. В индустриально развитых странах появляется законодательство, регулирующее иностранные инвестиции. В основном они были направлены на предоставление равных условий отечественным и  иностранным компаниям на национальном рынке. Это вызвано тем, что многие страны подписали соглашение о тарифах и торговле ГАТТ. Правила, закреплённые в ГАТТ, требовали привести внутреннее законодательство в соответствие с ним. Изменилась внутренняя политика развитых стран, государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность.

4. 90-ые годы. Распад социалистической  системы. Вчерашние противники стали  партнёрами. Запад заинтересован  в оттоке капитала, Восток –  в притоке капитала.

 

Обобщая законодательство Республики Беларусь по регулированию деятельности иностранных инвесторов, можно выделить следующие наиболее значимые для них льготы:

1) Приобретение в собственность  земли при приватизации государственной  собственности для реализации  инвестиционной деятельности на  правах аренды на 99 лет;

2) Освобождение от уплаты налога  на прибыль на 3 года, если доля в уставном фонде более 30% и на 50% ещё уменьшается, если очень важная продукция;

3) Освобождение от уплаты таможенной  пошлины и НДС на товары, предназначенные  для формирования уставного фонда;

4) Безлицензионный экспорт и  импорт продукции собственного производства, если доля иностранного инвестора в уставном фонде более 30%. Оставление в распоряжении предприятия всей валютной выручки от экспорта продукции собственного производства;

5) Льготы на высокотехнологичные  инвестиционные проекты. Они дифференцируются следующим образом:

категория А – производство конкурентной продукции при условии защищённости её патентами Республики Беларусь и других стран;

категория Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке не менее 30% от объёма реализации;

категория  В – производство импорта заменяющей продукции с более низким уровнем цен. 70% в сравнении с импортом;

категория Г – производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

В зависимости от категории инвестиционных проектов варьируются объекты государственной поддержки. Так проекты категории А могут быть профинансированы на 50%, Г – на 20%.

Рублёвые счета иностранных инвесторов.

Платежи, полученные иностранным инвестором в Республике Беларусь и из источников на территории Республики Беларусь, в соответствии с законодательством по Инструкции Национального Банка поступают в рублях на счета, открытые иностранным инвестором.

Нерезиденты в Республике Беларусь на своё имя могут открывать следующие счета:

1) рублёвые счета типа Т, которые  открываются для обслуживания  экспортно-импортных операций, а  также для содержания в Республике  Беларусь их филиалов и представительств. Расчётные счета типа Т открываются  на имя нерезидентов следующих категорий:

- банков и других кредитных  учреждений, имеющих представительство  на территории Республики Беларусь  исключительно для содержания  этих организаций;

- представительства, имеющие на  территории Республики Беларусь  филиалы;

- международные правительственные организации, имеющие на территории Республики Беларусь представительства и филиалы;

- официальные представительства.

2) рублёвые счета типа И –  для инвестиционной деятельности  в Республике Беларусь, а также  для покупки иностранной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных в результате инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

 

 

3.Межправительственные  соглашения о поощрении и защите  капитала.

 

        Порядок их  заключения определён Правительством  Республики Беларусь Постановлением «О заключении соглашений между Правительством Республики Беларусь и Правительством иностранных государств о поощрении и взаимной защите капвложений».

Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов Республики Беларусь проводит переговоры с правительством других государств о таких соглашениях и подписывают их.

Инвестор – это любое физическое лицо, являющееся гражданином договаривающейся стороны и любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством.

Капиталовложения охватывают все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны вкладывают на территории другой. Имеются в виду здания, сооружения, имущественные права, денежные средства, акции, право требования по денежным средствам, которые вкладываются в создание экономических ценностей, авторские права, ноу-хау, право на осуществление хозяйственной деятельности.

Под доходами в соглашении подразумевается суммы, получаемые в результате капиталовложений, в частности в качестве прибыли дивидендов и лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техпомощь и обслуживание.

Каждая из договаривающихся сторон принимает обязательство по поощрению инвесторов другой стороны для осуществления капиталовложений на своей территории, гарантирует правовую защиту капвложений другой стороны. Обеспечивает справедливый и равноправный режим для капвложений, исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать капвложениям.

 

 

4.Международные финансовые организации.

 

Международная финансовая организация – это юридическое лицо, одной из функциональных задач которой является международная деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства.

Существует классификация международных организаций:

I. По сфере распространения:

      1. Мировые учреждения (МВФ, ГАТТ, МБРР и т.д.);
      2. Организации одного государства (хозяйствующие субъекты)

Информация о работе Источники иностранных инвестиций