Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции (от лат. investre — облачать) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.

Содержание

Введение
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация.
1.1. Сущность иностранных инвестиций
1.2. Классификация иностранных инвестиций
1.3. Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1. Региональное размещение иностранных инвестиций в России
2.2. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климата в РФ
3.1. Характеристика инвестиционного климата России
3.2. Проблемы и перспективы улучшения инвестиционного климата России на современном этапе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

 

Создаваемые в России благоприятные  условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации  позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные  инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Сделаем анализ. Сначала по видам инвестиций.

По состоянию на конец 2010г. накопленный иностранный капитал10 в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2009г. - 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).[8,97]

Основные страны-инвесторы в 2010 г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В 2010 г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2009 году. В I квартале 2010 г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010 г. 68,0 млрд.долларов, или на 16,3% больше, чем в 2009 году. В I квартале 2010 г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд.долларов США (больше на 6,9%).

Таблица 2. Поступление иностранных инвестиций по типам.

 

 

2010г.

Справочно 2009г. в % к

млн. долларов США

в % к

2009г.

итогу

2008г.

итогу

Инвестиции

114746

71,8

100

в 1,1р.

100

из  них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямые  инвестиции

13810

121,4

26,0

в 2,0р.

23,0

в том  числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взносы  в капитал

7700

107,4

15,3

168,7

12,2

из  них реинвестирование

618

176,0

0,6

80,7

0,3

лизинг

168

в 2,0р.

0,2

91,9

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

4610

83,9

9,4

в 2,5р.

9,7

прочие  прямые инвестиции

1195

95,1

1,1

136,4

1,0

портфельные инвестиции

1415

33,7

1,4

131,8

3,5

из  них акции и паи

1126

27,8

1,1

140,5

3,4

прочие  инвестиции

99860

84,7

72,6

87,3

73,5

в том  числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торговые  кредиты

17594

115,4

15,6

111,3

11,6

прочие  кредиты

79146

78,5

55,8

83,2

61,0

из  них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на  срок до 180 дней

9617

193,0

6,4

112,2

2,8

на  срок свыше 180 дней

51278

72,9

49,4

в 1,8р.

58,2

прочее

1264

107,8

1,2

в 2,2р.

0,9


 

Таблица 3. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам – инвесторам в млн. долларов США.

 

 

Накоплено на конец 2010г.

В том  числе

Справочно поступило в 2010г.

всего

в % к итогу

прямые

порт- фельные

прочие

Всего инвестиций11

264599

100

122392

5627

136580

114746

из  них по основным странам-инвесторам

226203

85,5

101523

5271

119409

83353

в том  числе: Кипр

52202

21,5

40732

1328

10442

19857

Нидерланды

43346

17,5

32931

41

10374

14542

Люксембург

36402

13,0

3217

273

32912

7073

Великобритания

20511

12,6

4647

2339

13825

14940

Германия

20325

12,6

7275

26

13124

10715

Виргинские  острова (Брит.)

15462

8,7

6480

0,4

9182

2903

Китай

10242

2,6

1927

198

7914

6157

Ирландия

9169

2,3

3193

662

5314

2773

Япония

8567

2,1

5470

200

2597

3529

Франция

8077

1,9

4651

1

3425

864


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климата в РФ.

 

3.1. Характеристика инвестиционного климата России.

 

Регионы с наиболее благоприятным  инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской  части страны. Особо благоприятным  климатом отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных  округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного  потенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь  ниже среднероссийского.[12,44] По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционный климат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. В Дальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти в полтора раза, а в Южном - в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России.

Регионы первых трех вышеназванных  федеральных округов доминируют и среди лидеров по инвестиционному  риску. За все годы рейтингования  первая десятка12 по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров – выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.

По потенциалу преимущество европейской тройки округов не столь  значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров  относятся к вышеперечисленным  округам.

Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, как по потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному  и Приволжскому федеральным округам.

Если же учитывать частоту  представительства регионов каждого  федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вот Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров: по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и даже не пример.

В каждом федеральном округе могут и должны выделяться регионы, претендующие на роль лидеров в формировании благоприятного инвестиционного климата. Если в ряде округов такие лидеры уже есть, то, например, в Южном  ФО на их роль могут претендовать Краснодарский  и Ставропольский края, в Уральском  – Свердловская область, в Сибирском  – Красноярский край и Иркутская  область, на Дальнем Востоке –  Хабаровский край.

Выявленное в прошлом  рейтинге инвестиционное ядро России, расположенное между Москвой  и Санкт-Петербургом, пока не обладает достаточной устойчивостью благоприятного инвестиционного климата. Его центр  сместился на Северо-запад в Санкт-Петербург, поскольку и Москва, и Московская область снизили свою инвестиционную привлекательность. Из него выпала Тверская область, резко увеличила риск Ленинградская  область. В то же время значительно  улучшился инвестиционный климат в  Вологодской и Ярославской областях.

Формирование благоприятного климата в России начинает приобретать  вид постепенно затухающих концентрических  волн повышенной инвестиционной привлекательности, идущих от «инвестиционного ядра» к  периферии. Это проявилось в значительном улучшении инвестиционного климата  в регионах, находящихся на ближней  периферии инвестиционного ядра – в Белгородской, Нижегородской, Костромской областях и в Татарстане. Для того чтобы эта волна роста  инвестиционной привлекательности  регионов пошла дальше на периферию, там должны формироваться субцентры13 и новые инвестиционные ядра – возникать регионы с минимальным инвестиционным риском.

В первую очередь на роль таких субцентров может претендовать Татарстан, который уже имел минимальный  риск., а также Краснодарский и  Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тюменская  области.

Дополняющими такие крупные  центры могут стать относительно небольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вроде Новгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах, если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могут претендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области.

В 2009 году был создан Национальный Совет по развитию инвестиционного  климата, который занимается вопросами, связанными с улучшением инвестиционного  климата и привлечением иностранных  инвестиций в РФ.

 

3.2. Проблемы и методы улучшения инвестиционного климата России на современном этапе.

 

В России главной особенностью препятствий на пути инвестирования является то, что с течением лет эти препятствия не изменяются. Инвесторам мешают работать административные барьеры, коррупция и другое.  
           В феврале 2007 года правительство одобрило в целом законопроект, регулирующий участие иностранцев в капитале российских компаний в стратегических отраслях  промышленности. Данный законопроект в целом способствует инвестиционному климату, так как подразумевает процедуру отказа от принятия инвестиций мотивированной и усложненной. Инвестиционная комиссия может принимать  только положительные решения в регламентированный срок.[13,232] Решения по отказу принимаются совместно с правительством, в  случае    если иностранный   контроль над акциями создает угрозу национальной безопасности.  
            В том же году был принят законопроект, четко регламентирующий права и обязанности иностранных инвесторов в сфере разработке недр. Были прописаны сферы влияния иностранных инвесторов. Они не смогут участвовать в разработке месторождений урана и алмазов, а также некоторые крупны месторождения золота и меди, также не смогут контролировать разработки континентального шельфа, а также месторождения нефти и газа с запасами более 70 млн. тонн и 50 млн. куб. м соответственно.  Не смотря на то, что законопроект ограничивает действия инвесторов, они им довольны, так как законопроект устанавливает четкие правила инвестирования.  
             Другая проблема заключается в сильном налоговом бремени, созданном правительством. Наряду с этим, на данный момент не регламентирован порядок налоговой инспекции, что позволяет налоговым службам произвольно подвергать проверке любое предприятие. Также часто происходят конфликты между налоговой инспекцией и частными компаниями. 

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование  инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений14 (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона «Об инвестициях», закона «О концессиях» и закона «О свободных экономических зонах». Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений15, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

    • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
    • ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
    • радикализация борьбы с преступностью;
    • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
    • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
    • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
    • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
    • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
    • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

Информация о работе Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику