Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции (от лат. investre — облачать) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.

Содержание

Введение
Глава 1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация.
1.1. Сущность иностранных инвестиций
1.2. Классификация иностранных инвестиций
1.3. Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1. Региональное размещение иностранных инвестиций в России
2.2. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Глава 3. Пути улучшения инвестиционного климата в РФ
3.1. Характеристика инвестиционного климата России
3.2. Проблемы и перспективы улучшения инвестиционного климата России на современном этапе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в  экономической литературе, поэтому  данную классификацию следует рассмотреть  подробнее.

Что касается прямых иностранных  инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность  обеспечить инвестору управленческий контроль4 над предприятием.

Закон «Об иностранных  инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит:

а) приобретение иностранным  инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь  создаваемой на территории РФ;

б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем  финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Прямые иностранные инвестиции:

а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и  программ, обеспечивающих оживление  и подъём экономики, насыщение внутреннего  рынка конкурентоспособными товарами и услугами;

б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной  технологии, ноу-хау, современных методов  управления и маркетинга;

в) будучи направленными  в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего  новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;

Согласно классификации  ЮНКТАД5 к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей  и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как  правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве  случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг[7,271].

Основные способы портфельного инвестирования включают:

а) покупку ценных бумаг  на рынках других стран;

б) покупку ценных бумаг  иностранных компаний в своей  стране;

в) вложение капитала в международные  инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных  портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств  зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических  задач:

1) пополнение собственного  капитала российских предприятий  путем размещения акций российских  акционерных обществ среди зарубежных  портфельных инвесторов;

2) аккумулирование заемных  средств российскими предприятиями  для реализации конкретных проектов  путем размещения среди портфельных  инвесторов долговых ценных бумаг  российских эмитентов;

3) пополнение федерального  бюджета и бюджетов субъектов  РФ путем размещения среди  иностранных инвесторов долговых  ценных бумаг, эмитированных соответствующими  органами власти;

Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные  инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме  экономической, технической и военной  помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта  экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные  организации, которые страхуют частных  инвесторов. Государство участвует  в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ6, Всемирный Банк и его группа, ЕБРР7).

 

1.3. Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ.

 

Готовность инвесторов к  вложению капитала в экономику той  или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень  риска капиталовложений и возможность  их эффективного использования. В настоящее  время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным  для полномасштабного привлечения  инвестиций.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное  информационное обеспечение. Взаимосвязь  этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется  разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром  и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой  России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких  слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др[5,167].

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей  международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу  у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в  связи с ухудшением материального  положения значительной части населения  России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований8. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции  России, отрицательно относятся к  сепаратистским настроениям, которые  присущи некоторым руководителям  регионов, краев и областей

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных  сфер коммерческой деятельности, которые  поразили многие звенья внешнеэкономических  связей России.

Неблагоприятно на состояние  инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

    • отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
    • правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
    • неэффективное земельное законодательство;
    • высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
    • низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
    • изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
    • непрогнозируемость таможенного режима;
    • слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
    • сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.

Итак, можно сделать вывод  что, инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира[7,111].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ.

 

           2.1. Региональное размещение иностранных инвестиций в России.

 

Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет  межрегиональные отличия.

С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы  России можно разделить на три  большие группы.

В первую группу (по существу это инвестиционное ядро России) входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры, и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Вторая группа регионов включает наибольшее число субъектов  РФ и характеризуется средним  уровнем привлекательности. Это  Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский  край, Башкортостан и другие.

И наконец, третья группа включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически на направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская  автономная область.

Ниже приведена таблица  с данными о привлечении иностранных  инвестиций в некоторые российские регионы за 2008, 2009 годы.

Таблица 1. Размещение иностранных инвестиций по регионам РФ (в млн. долларов США).

 

 

 

               Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК9.

На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности  в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании. Здесь можно выделить ряд причин:

    1. регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;
    2. постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;
    3. коррупция и криминализация отдельных сфер предпринимательской деятельности;
    4. неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;
    5. высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;
    6. высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;
    7. отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Однако, несмотря на перечисленные  сложности, Россия обладает большим  потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов. Это прежде всего:

    • богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
    • огромный внутренний рынок;
    • кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
    • относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
    • отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
    • возможность получения быстрой сверхприбыли.

Таким образом, можно сделать  вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно  назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации), связанные  с привлечением иностранного капитала:

    • стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путем использования в основном не инфляционных форм его финансирования);
    • подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;
    • ускорение структурной перестройки, развитие новых технических передовых отраслей и производств;
    • становление эффективно действующих хозяйственных единиц;
    • формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников.

Информация о работе Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику