Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть роль и законодательную основу иностранных инвестиций
в экономике России
- провести анализ динамики и структуры притока иностранных инвестиций в экономику страны;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Роль и законодательная основа иностранных инвестиций
в экономике России………………………………………………………………..…..6
2.Портфельные инвестиции в экономике РФ……………………………………….14
3.Прямые иностранные инвестиции в экономике РФ……………………………...17
4. Исследование инвестиций в экономике РФ……………………………………....22
5.Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики……..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ВЭО.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

  По сравнению с  первым полугодием 2009 г. доля нефтедобывающей  промышленности и цветной металлургии в общей сумме поступления ресурсов заметно повысилась, других отраслей – осталась примерно прежней или немного понизилась.

  Крупнейший компонент  притока иностранного капитала  – «прочие инвестиции» - распределились в первом полугодии 2010 г. следующим образом: торговля, включая оптовую, и общественное питание – 48%, промышленность – 36%, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 5,6%, связь – 4%, прочие отрасли – 6,4% [10. с. 77].

 Среди промышленных  отраслей основными получателями «прочих инвестиций» были все та же нефтедобывающая отрасль, черная и цветная металлургия, а также пищевая промышленность.

Из незначительных по размерам портфельных инвестиций почти  половина пришлась на долю промышленности.

В развитых экономиках основная часть прямых иностранных инвестиций в промышленности обычно падает как раз на долю машиностроения.

   Практически не привлекает иностранный капитал находящаяся в глубоком кризисе отечественная легкая промышленность.

    Уменьшились в 2010 году объемы прямых инвестиций в черную металлургию, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасль.

    Основными источниками прямых иностранных инвестиций, поступивших в российскую промышленность, в 2010 году являлись Великобритания (16,7%), США (15,5%), Кипр (13,7%), Германия (12,6%). В том числе основная часть вложений в машиностроение и металлообработку поступила из США (47,8%) и Германии (19,6%).

         Наиболее заметно отличие по США, которые в первом списке занимают лишь шестое место (их инвестиции в российскую экономику сократилось за год на 32%), а во втором списке – второе место (среди прямых инвесторов – даже первое). А вообще второй список за год почти не изменился – лишь Франция и Великобритания поменялись в нем местами (таблица 3).

 Таблица 3 - Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам, млн. долл. [12. с. 847].

Страна

2009 г.

2010 г.

всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

Всего

8368

38150

18579

1442

18129

В том числе:

         

Германия

1627

7164

1524

384

5256

США

554

5356

4096

68

1192

Кипр

1116

4807

3594

335

878

Великобритания

906

4189

1973

143

2073

Франция

492

3364

276

0.1

3088

Нидерланды

682

2637

2244

21

372

Италия

193

1588

186

1

1401


Отметим еще, что в 2009 г. на второе место по размерам накопленных  прямых инвестиций вышел Кипр, вложения которого в экономику России в последние годы особенно возросли.

   Однако, инвестиции Кипра – это фактически беглый российский капитал, возвращающийся в страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Проблемы улучшения инвестиционного климата российской экономики.

 

Приток иностранных  инвестиций в Россию, а также их эффективность определяется характером инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые предопределяют, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

      Понятие инвестиционного климата чрезвычайно емкое. Анализ его должен дать представление о той системе ценностей, в которой действуют иностранные инвесторы, о совокупности факторов, принимаемых ими при выборе инвестиционной стратегии на рынке. Если инвестиционный климат в стране неблагоприятен, то возрастает риск инвестирования и страна – реципиент инвестиций несет более высокие издержки по привлечению иностранного капитала, чем страны с благоприятным инвестиционным климатом. Такие издержки связаны с созданием более льготного по сравнению с национальным правового и хозяйственного режима для инвестирования, призванного увеличить прибыльность иностранному инвестору, с тем, чтобы компенсировать высокий инвестиционный риск. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой их эффективности.

       Моделирование инвестиционного климата принимающей страной является важным элементом выработки государственной политики привлечения и использования иностранных инвестиций.

      Обязательное условие роста капитальных вложений в российскую экономику – наличие благоприятного инвестиционного климата. В последнее время Правительством Российской Федерации были приняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе – снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями;  освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений.

      Отмечено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли.

       Принято решение об отмене налога на нормативное превышение расходов на оплату труда.

       Решающее значение приобретают улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей, действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства.

      В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах – конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

       Решение проблемы стимулирования инвестиций в экономику нашей страны во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства.

      Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, в которых испытывают потребность эти страны.

       Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной их таких форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

      Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на вышеуказанном оборудовании.

     Наряду с созданием организационно-правовых условий  и государственной поддержкой «Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ» должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура  инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

     По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая  структура – Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата,              налогового и таможенного законодательства страны, принимающей инвестиции, для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций. Важное значение имеет сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

      В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.

     Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Подобно многим странам мира, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор ускорения технического и экономического прогресса, модернизации производственного аппарата, овладения новыми технологиями и передовыми методами организации производства, а также более глубокого включения своей экономики в мировое хозяйство. И все-таки  пока Россия выглядит на этом фоне бесперспективной страной.

      Во-первых, приток капитала сдерживается медленным становлением рыночных отношений, отсутствием разветвленных мощных частных структур, аналогичных тем, которые имеются в других промышленно-развитых странах.

    Во-вторых, хотя в стране и есть законы о защите иностранных инвесторов, но до сих пор нет механизма их осуществления в полной мере. В частности, отсутствуют гарантии исполнения арбитражных и судейских решений.

     В-третьих, предприятия с иностранными инвестициями испытывают на себе тяжелые последствия переходного периода в России.

     И, в-четвертых, пожалуй, самой главной причиной, заставляющей зарубежных граждан остерегаться вкладывать деньги в нашу страну, является политическая нестабильность в России и других государствах СНГ.

      Важным фактором вывоза капитала за границу является перевод денежных средств из собственности предприятий в личную собственность и использование капитала за рубежом для приобретения недвижимости или вложения в акции для контроля над российскими акционерными обществами.

      Улучшение инвестиционного климата и обеспечение шагов к экономическому процветанию – практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста.

    Соответственно, и получение инвестиционного рейтинга не может рассматриваться как первоочередная цель, поскольку ее достижение совсем не обязательно повлечет за собой серьезные позитивные сдвиги в экономике.

      Задача «поворота» образующегося в стране капитала от вывоза к инвестициям внутри страны должна рассматриваться как первоочередная. Следующий этап – возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала. Только после того как возвратный поток будет существенным и стабильным, можно надеяться на приход в страну значительных прямых инвестиций из-за рубежа на приемлемых условиях. Ключевое значение для переориентации российского капитала на инвестирование в России имеет совместная работа государственной власти и бизнеса над этой проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Юристъ, 2009.
  2. Андрианов В. Иностранный капитал в экономике России // Экономист. – 2007.
  3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранный сектор в экономике России // МЭиМО. – 2009. - №5.
  4. Бачурин А. О едином рынке стран Содружества // Экономист. – 2009. 
  5. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты //МЭиМО. – 2010. - №9. – С. 11-23.
  6. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - Мн.: «Ураджай», 2010. - 592 с.
  7. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции // МЭиМО. - 2009. - №8. - С. 17 - 52.
  8. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Межд. отнош.,2009. - 448 с.
  9. Козик Л., Кохно П. СНГ: реалии и перспективы // Рос. эконом. журнал. – 2010. - №10. - С. 26-29.
  10. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Рос. эконом. журн. – 2010. - №5. - С. 69 -78.
  11. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? //  Инвестиции в России. – 2009. - № 11. - С. 14 - 17.
  12. Международные экономические отношения: Учебн. для вузов / Е.Ф. Жуков М.: ЮНИТИ, 1999. - 485 с.
  13. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Юристъ, 2008.
  14. Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2010.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России