Иностранные инвестиции в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучить понятия и формы иностранных инвестиций, их роль в национальной экономике и механизм привлечения, оценить инвестиционный климат и обосновать направления по его совершенствованию.
Для написания данной работы я использовала нормативные акты и специальнуюлитературу таких авторов какЛ.В.Матраева, Д.П.Пинчук, Л.А.Зубченко и С.Т.Шершнева, рассматривающих влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие страны, роль нашей страны в международном инвестиционном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.76 Кб (Скачать файл)

На этих территориях действует режим свободной таможенной зоны, позволяющий размещать иностранные товары без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

В целом свободные экономические зоны являются важным механизмом частно–государственного партнерства, который направлен на привлечение инвестиций с целью модернизации российской экономики и повышения ее международной конкурентоспособности.

На сегодняшний день перед государством стоит очень важная задача, состоящая в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Для этого необходимо дать ответы на два вопроса: во–первых, в какие сферы российской экономики приток должен быть ограничен, а во–вторых, в какие отрасли и в каком виде необходимо в первую очередь его привлекать.

Иностранный капитал может иметь доступ практически во все сферы экономики (за исключением тех, что находятся в государственной монополии) не причиняя ущерба национальным интересам. Отраслевые ограничения должны распространяться лишь на прямые иностранные инвестиции. Их приток необходимо ограничивать в те отрасли, в которых эксплуатируются национальные природные ресурсы (например, добывающие отрасли, вырубка леса, рыбный промысел), в производственную инфраструктуру, телекоммуникационную и спутниковую связь. В этих отраслях необходимо использовать альтернативы прямым инвестициям. Ими могут быть зарубежные кредиты и займы. С одной стороны, они увеличивают государственный долг, но с другой – их привлечение оправдывается с точки зрения соблюдения национальных интересов и быстрой окупаемости капиталовложений в перечисленные сферы экономики. Но для достижения этой цели, следует создать эффективную систему управления использованием иностранных кредитов. Иностранный капитал в форме предприятий со стопроцентным иностранным участием следует привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (включая жилищное), с целью выпуска товаров народного потребления и в развитие деловой инфраструктуры. Портфельные инвестиции необходимо привлекать во все хозяйственные отрасли, поскольку этот вид инвестиций обеспечивает приток финансовых средств без потери российской стороной контроля над объектом инвестирования. Эти инвестиции необходимо использовать в тех отраслях, которые имеют стратегическое значение для России, и в первую очередь они должны быть связаны с добычей ресурсов. Но как уже отмечалось в данной работе, привлечению портфельных инвестиций уделяется недостаточное внимание, и их объем в России незначителен.

Для создания привлекательного инвестиционного климата необходимо не только предпринимать меры по улучшению деятельности иностранных инвесторов, но укреплять и систематизировать законодательную базу в сфере регулирования иностранных капиталовложений. Речь идет о развитии правовых основ регулирования инвестиционной деятельности. Оно осуществляется в двух направлениях. Во–первых, совершенствуется российское законодательство в области международного инвестиционного сотрудничества, во–вторых, заключаются международные договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Для регулирования инвестиций в России, как и в других странах, используется целый комплекс законов, главным из который является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях», принятый в 1991 году и утративший свою силу с принятием 9 июля 1999 года Федерального закона №160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, при регулировании иностранных инвестиций используются законы «О налогообложении», «Об акционерных обществах» (1995), «О соглашении о разделе продукции» (1995), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003) [16, c. 95].

На сегодняшний день, законы в области регулирования иностранных инвестиций делятся на три группы. Первая группа – нормативные акты, затрагивающие общие моменты любой предпринимательской и инвестиционной деятельности. К ним относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №64–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Ко второй группе относят законопроекты, непосредственно регулирующие основные направления инвестиционной деятельности (ФЗ «Об иностранных инвестициях», Закон от 25 февраля 1999 года №39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемый в форме капитальных вложений», Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», ФЗ «О концессионных соглашениях»). Третья группа – нормативные акты по регулированию отдельных вопросов деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В эту группу можно отнести Таможенный Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» и некоторые другие законы [18].

Важную роль в регулировании иностранных капиталов играют двусторонние соглашения и многосторонние договоры России. Регулирование деятельности иностранных инвесторов осуществляется на основе международных договоров и норм международного права.

Россия участвует в следующих многосторонних договорах: Суэльской конвенции, Вашингтонской конвенции, Европейской энергетической хартии. Данные Соглашения устанавливают обязательства между государствами, состоящие в поощрении и создании благоприятных условий для инвестиций; обязуются обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; обеспечивать беспрепятственный перевод доходов инвестора в свободно конвертируемую валюту; рассматривать споры с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.

Все правовые основы в области регулирования иностранных инвестиций свидетельствуют о том, что российское законодательство стремится предпринять все возможные меры, чтобы уравнять в правах иностранных инвесторов с российскими, лишь бы они были заинтересованы во вложении средств в экономику России. Однако стоит отметить, что для формирования необходимых условий для иностранных предпринимателей, нашей стране постоянно нужно совершенствовать налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе были рассмотрены основные теоретические аспекты иностранных инвестиций и проблемы их привлечения. В первой главе мы определили сущность иностранных инвестиций и их классификацию. Во второй главе была рассмотрена роль иностранных инвестиций, инвестиционный климат России и общий объем и структура иностранных капиталовложений. Третья глава посвящена роли государства в регулировании и привлечении потоков иностранных инвестиций, улучшении инвестиционного климата. По итогам проведенных исследований, можно сделать следующие выводы.

Иностранные инвестиции – это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально–ориентированного общества, характеризующегося высоки качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранные инвестиции в нашей стране незначительны по объему, однако их значение нельзя недооценивать. В настоящее время в России складываются довольно неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. На это есть множество причин и в первую очередь – это плохой инвестиционный климат в целом, нестабильная политическая ситуация, проблемы в развитии экономики, плохо развитая инфраструктура (финансовая, транспортная, сервисная, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности крайне негативно сказываются на инвестиционной деятельности в стране. Основной причиной низкой активности иностранных предпринимателей является политика государства, не способствующая поддержке иностранного инвестирования.

Для выхода из сложившейся ситуации государство должно решить следующий перечень проблем. Во–первых, необходимо предпринять меры по борьбе с коррупцией, которая в нашей стране возросла до невероятных размеров. Только по официальным данным размер нецелевого использования бюджетных средств в 2011 году превысил в три раза тот же показатель 2001 года. Следующим шагом Россия должна облегчить открытие и ведение бизнеса как для российских, так и для иностранных предпринимателей. Высокая бюрократизация всех важных процедур в бизнес–сфере серьезно тормозит развитие экономики в целом по стране. Затем необходимо серьезно заняться законодательной базой России, устранить её противоречивость и огромное количество законодательных актов. Правительству необходимо систематизировать все законы и нормативные акты в ближайшее время. Приоритетной задачей также является борьба с экономической преступностью. В нашей стране уровень экономической преступности гораздо превышает среднемировой и среднеевропейский уровень. В такой ситуации иностранные предприниматели не рискуют вкладывать свои средства в экономику России. Отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка.

В последние годы мы наблюдаем также отток капитала из нашей страны. Такая ситуация объясняется тем, что из–за отсутствия в стране по–настоящему интересных инвестиционных проектов, средства российских предпринимателей переводятся за рубеж в качестве инвестиций. Вторая причина – вклад денежных средств в покупку зарубежной недвижимости.

Борьба со всеми перечисленными выше проблемами должна привести к укреплению позиций российских предприятий на мировом рынке, расширению возможностей внутреннего потребления, развитию экономического потенциала России. А это в свою очередь будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и улучшению инвестиционного климата в целом.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция РФ
  2. Российская Федерация. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160–ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). – Ст. 2.
  3. Федеральный Закон от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 N 208 – ФЗ
  5. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225–ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
  6. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173–ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле»
  7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №64–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115–ФЗ "О концессионных соглашениях"
  9. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 г. № 51–ФЗ в ред. от 29.12.2004 г. М., 2005.
  10. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 г. № 14–ФЗ в ред. от 29.12.2004 г. М., 2005.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.08.1998 г. в ред. от 02.11.2004 г. М., 2005.
  12. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117–ФЗ в ред. от 30.12.2004 г. М., 2005.
  13. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61–Ф3
  14. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Шершнева, С.Т. Экономика. Иностранные инвестиции в России. – М.: Лаборатория книги. 2010. – 35 с.
  15. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Зубченко, Л.А. Экономика. Учебное пособие для вузов. Иностранные инвестиции. – М.: Книгодел, 2012. – 184 с.
  16. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Матраева, Л.В.,     Ерохин, С.Г. Экономика. Монография. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике. – М.: Информационно–внедренческий центр «Маркетинг», 2013. – 196 с.
  17. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Пинчук, Д.П. Экономика. Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику России. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 180 с.
  18. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Демидкин, И.М. Экономика. Правовая основа привлечения иностранных инвестиций. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 154 с.
  19. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Николаева, И.П. Экономика. Учебник. Инвестиции. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 256 с.
  20. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Мехавов, Р.Т. Учебник. Инвестиции и их роль в экономике. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 95 с.
  21. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Нешитой, А.С. Учебник. Инвестиции. 8–е издание. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 372 с.
  22. ЭБС «Университетская библиотека «ONLINE»: Болдаков, Р.А. Развитие и деятельность предприятий с участием иностранного капитала в РФ. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 114 с.
  23. www.investmentrussia.ru
  24.   www.gks.ru

Информация о работе Иностранные инвестиции в российской экономике