Иностранные инвестиции в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучить понятия и формы иностранных инвестиций, их роль в национальной экономике и механизм привлечения, оценить инвестиционный климат и обосновать направления по его совершенствованию.
Для написания данной работы я использовала нормативные акты и специальнуюлитературу таких авторов какЛ.В.Матраева, Д.П.Пинчук, Л.А.Зубченко и С.Т.Шершнева, рассматривающих влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие страны, роль нашей страны в международном инвестиционном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 176.76 Кб (Скачать файл)

Определяющая роль прямых иностранных инвестиций заключается в том, что они оказывают ощутимое воздействие на национальную экономику, активизируя инвестиционные процессы, содействуя общей социально–экономической стабильности, стимулируя развитие малого и среднего бизнеса. Они содействуют росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширяя тем самым налоговую базу. Вместе с прямыми инвестициями в страну также поступают новые технологии, передовые способы организации производства и управления, высококвалифицированные кадры.

Портфельные инвестиции не предполагают обязательного создания новых производств и контроль за ними. Инвестор полагаясь в управлении реальными активами на других, ограничивается лишь приобретением акций, паев в уставном капитале предприятия или иных ценных бумаг принимающих государств. Обычно инвестор просто покупает существующие ценные бумаги, обеспечивая себе право на получения прибыли в будущем.

Портфельное инвестирование может осуществляться следующими способами: покупкой ценных бумаг на рынках за границей, покупкой ценных бумаг иностранных компаний на территории своей страны, вложением капитала в международные инвестиционные фонды.

Привлечение портфельных инвестиций играет для России значимую роль. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов можно решить многие экономические задачи. Во–первых, пополняется собственный капитал национальных предприятий за счет размещения акций российских акционеров среди зарубежных портфельных инвесторов. Во–вторых, российские предприятия аккумулируют заемные средства для воплощения определенных проектов, размещая долговые ценные бумаги среди портфельных инвесторов. Также происходит эффективная реструктуризация внешнего долга России путем его конвертации в государственные облигации, которые впоследствии размещаются среди зарубежных инвесторов.

В национальной статистике существует также категория прочих инвестиций, которая занимает основную долю всего объема инвестиций (81.5 процентов по итогам 2013 года). В основном это государственные инвестиции, так как государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в виде экономической, технической и военной помощи развивающимся странам. Также создаются государственные организации, занимающиеся страхованием частных инвесторов. Государство принимает участие в деятельности международных финансовых учреждений, возрастает его роль как гаранта экспорта частного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль и значение  иностранных инвестиций в экономике  России

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны во многом определяется сложившимся в ней инвестиционным климатом.

Под инвестиционным климатом принято понимать систему отношений, сложившихся под влиянием широкого круга взаимосвязанных процессов политического, экономического, юридического, социального, бытового, инфраструктурного характера, определяющих степень риска инвестиционных вложений и возможность их эффективного использования. Инвестиционный климат определяет возможности территории привлекать иностранные инвестиции, развивать и расширять инвестиционную деятельность, характеризует инвестиционный потенциал данной территории и возможность реализации данного потенциала. Он формирует новые возможности и стимулы для эффективного вложения инвестиций. Иными словами, он способствует росту доходов предприятий и снижает затраты и риски. В конечном счете, позитивный инвестиционный климат создает общественный эффект в виде роста производительности труда, внедрения инноваций, повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышения занятости населения, повышения занятости населения, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Благоприятный климат стимулирует субъекты экономики к повышению эффективности деятельности, в результате чего происходит рост доходов и капитала, предназначенного для инвестирования. Он повышает степень доверия иностранных инвесторов к стране, тем самым дает толчок для долгосрочного инвестирования.

Необходимо отметить, что данное понятие довольно сложное и емкое, и может рассматриваться на многоуровневой основе. Структура инвестиционного климата состоит из следующих элементов: инвестиционной привлекательности, включающей инвестиционный потенциал и инвестиционные риски, а также инвестиционной активности, подразделяющуюся на деловую, текущую и прогнозную. Под инвестиционной привлекательностью следует понимать обобщенную характеристику достоинств и недостатков территории как объекта инвестирования с точки зрения конкретного инвестора по формируемым им требованиям и критериям. Говоря об инвестиционном потенциале, мы имеем в виду объективные предпосылки для инвестиций и будущего развития бизнеса. Инвестиционный риск– это вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала территории, зависящая от внешних негативных факторов. Инвестиционная активность–это интенсивность развития инвестиционной деятельности, которая характеризуется объемом и темпами привлечения инвестиций в регион.

К 2014 году в России сложилась ситуация острого «инвестиционного голода». По данным Росстата иностранные инвестиции в Россию за девять месяцев 2013 года увеличились на 15,7%. Однако этот результат нельзя назвать положительным, поскольку за тот же период 2012 года инвестиции сократились на 14,4%. Инвестиционная привлекательность России снижается с каждым годом все больше и больше [23].

В последние годы наше правительство имело двойственное отношение к зарубежным компаниям. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым иностранным инвестициям, однако иностранные предприниматели, пытаясь инвестировать средства в экономику России, постоянно сталкиваются с невероятными трудностями и негативным настроем многих российских политиков, считающих, что иностранные компании попросту эксплуатируют российскую экономику. Законодательство в России нестабильно, инвестиционная деятельность постоянно сталкивается с множеством бюрократических препятствий.

Одной из основных причин, сдерживающих поток инвестиций, является отсутствие устойчивой правовой базы, которая регулировала бы деятельность отечественного и иностранного капитала. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность постоянно претерпевает изменения, что затрудняет деятельность иностранных инвесторов на территории России. Опасения иностранных предпринимателей вызывает также рост социальной напряженности в обществе, вследствие ухудшения материального положения значительной части населения нашей страны, что неудивительно, поскольку социальная стабильность является важным компонентом инвестиционного климата и основой проведения радикальных экономических преобразований. На динамику движения иностранного капитала оказывает влияние неразвитая инфраструктура, то есть связь, телекоммуникации, транспорт и гостиничное хозяйство – отсутствуют условия для большинства бизнесменов.

Одним из факторов, негативно влияющим на инвестиционный климат, является коррумпированность и криминализация некоторых сфер коммерческой деятельности, которые парализовали многие звенья внешних экономических связей нашей страны. Можно выделить и другие факторы, которые весьма негативным образом сказываются на привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов. К ним относят: правовую нестабильность, заключающуюся в противоречивости и количестве законодательных актов; высокий уровень инфляции; недостаточное развитие рыночной инфраструктуры а также изношенность производственной и транспортной инфраструктуры; трудности в прогнозировании таможенного режима; недостаточную осведомленность иностранных инвесторов о возможных объемах, возможных направлениях инвестирования в отраслях и регионах; отсутствие научно обоснованной экономической и социальной концепции страны; сложность открытия и ведения собственного бизнеса.

Необходимость создания в РФ привлекательного инвестиционного климата не вызывает никаких сомнений. Основа привлечения иностранных инвестиций – развитое законодательство, благоприятный налоговый режим, создание благоприятных условий для конкуренции, развитая инфраструктура и минимальные административные барьеры. Необходимо также уделять внимание вопросам культуры корпоративных отношений, то есть взаимодействию акционеров, персонала, менеджеров и общества. Но при формировании благоприятного инвестиционного климата мы должны брать во внимание тот факт, что инвесторы – это довольно широкий круг лиц, имеющих разные интересы, приоритеты, цели и принципы инвестиционной политики. Все они нуждаются в информации, потенциальные инвесторы должны иметь четкое представление об экономической стратегии государства и обо всех назревающих изменениях в законодательстве страны. Повышение инвестиционной привлекательности и укрепление доверия иностранных инвесторов к России должно стать одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.

По данным организаций, предоставивших статистическую отчетность накопленный иностранный капитал в экономике России по состоянию на конец 2013 года составил 384,1 млрд.долларов США, что на 6,0% больше по сравнению с 2012 годом. Накопленный организацией иностранный капитал – общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 65,7 % (на конец 2012 года – 60,1%), доля прямых инвестиций составила 32,8% (37,5% – 2012), портфельных – 1,5% (2,4% в 2012 году). В 2013 году в экономику России поступило 170,2 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 10,1% больше, чем в 2012 году. Объем погашенных инвестиций составил 172,2 млрд.долларов, или на 6,9% меньше, чем в 2012 году [24].

Структура и динамика иностранных инвестиций представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура и динамика иностранных инвестиций в России

Как мы видим, наибольшую сумму в притоке иностранных инвестиций составляют прочие инвестиции, включающие займы и кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ и банковские вклады. Эти инвестиции являются тяжелым бременем для государства. Сумма портфельных инвестиций незначительна, причиной чего является отсутствие ликвидного фондового рынка, соответствующего масштабам российской экономики, а также нежеланием российских предпринимателей продавать свои акции внешним инвесторам. Что касается прямых иностранных инвестиций, то их приток в Россию за прошедший год вырос на 84% и составил 94 млрд. долларов.

На рисунке 2 представлены основные страны, инвестирующие средства в экономику России.

Рисунок 2 – Объем накопленных иностранных инвестиций по основным странам–инвесторам на 2013 год

Россия нуждается в огромных финансовых средствах для того, чтобы продолжать осуществление структурных реформ и модернизировать экономику. Специалисты оценивают потребность РФ в прямых иностранных инвестициях примерно в 15–20 миллиардов долларов в год. Однако, Министерство экономического развития уже дважды ухудшало прогноз по динамике роста инвестиций в 2014 году. Сейчас этот показатель выглядит как 3,9%. Прогноз аналитиков ЦМАКП оказался еще менее оптимистичным – всего лишь 3%. Центр развития Высшей школы экономики прогнозирует рост инвестиций всего на 2,2%. К сожалению, общая ситуация с количеством, а самое главное с качеством привлеченных инвестиций складывается неутешительная. Низкая инвестиционная привлекательность России вполне закономерна, ведь вкладывать средства в экономику, которая практически не развивается, невыгодно ни отечественным, ни иностранным инвесторам. Для исправления этой ситуации экономика нашей страны нуждается в серьезном реформировании и кардинальных мерах.

 

 

3 Государственное  регулирование по привлечению  иностранных инвестиций в Россию

Российские предприятия на сегодняшний день как никогда нуждаются в финансировании. Развивающаяся экономика и все возрастающие рыночные потребности требуют значительных капиталовложений. Кроме того, конкуренция на мировых рынках требует не только производства продукции высокого качества, но и ускоренное внедрение нововведений и конкурентную себестоимость. Все это означает потребность в огромных объемах инвестиций. Проблема их привлечения ложится на плечи государства, которое должно найти пути стимулирования потоков иностранных финансовых средств в экономику России.

К первоочередным мерам общего характера следует отнести: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и другими общественными организациями; радикализацию борьбы с преступностью и создание в стране цивилизованного некриминального рынка; пересмотр налогового законодательства с целью его упрощения и стимулирования производства; систематизацию законодательных актов в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

В ближайшей перспективе государство намерено совершенствовать законодательную базу функционирования иностранных инвестиций путем принятия новой редакции Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большое значение также имеет законодательное определение земельных прав собственности. Для того, чтобы облегчить иностранным инвесторам доступ к информации о положении дел на российском рынке, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям. Он занимается формированием банка предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Наиболее подробно необходимо рассмотреть свободные экономические зоны, как одну из форм привлечения капитала иностранных инвесторов. Под свободной зоной (либо «зоной–франко») понимают часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности. Создание свободной зоны прежде всего направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции. В России создаются свободные экономические зоны четырех типов: промышленно–производственные (в Липецкой области и Республике Татарстан), технико–внедренческие (в Санкт–Петербурге, Зеленоградском административном округе Москвы, в Дубне и Томске), туристско–рекреационные (в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях, в Республике Алтай, Республике Бурятия и в Иркутской области), портовые экономические зоны.

Информация о работе Иностранные инвестиции в российской экономике