Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и оценка инвестиционного климата, а так же проблем инвестиционной политики в России.
Задачи, поставленные данной работой: раскрытие теоретических основ исследования инвестиционного климата и инвестиционной политики государства, а именно сущности, характеристик инвестиционного климата, определение цели, задач и направлений инвестиционной политики, формирование представления о проблемах инвестиционной привлекательности экономики современной России и путях их решения, детальное рассмотрение анализа, оценки инвестиционного климата в экономике России 2008-2010гг и особенностей инвестиционной политики в Российской Федерации и приоритетных направлений ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(1).doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

- 71% иностранных компаний считают  главным препятствием для инвестиций  коррупцию,

- 66 % - административные барьеры,

- 56% - избирательное толкование  и применение законов,

- 51% - непрозрачность и противоречивость законодательства,

- 29% - конфликт между государством и бизнесом.

Таким образом, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России  является еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.

В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, должны быть ориентированы на самостоятельное развитие регионов. Для этого необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение "рассеянных" инвестиций, а формирование "региональных полюсов роста", которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в   каждом регионе.

Ключевой проблемой инвестиционной политики практически для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства.

Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

-  выгодное географическое положение;

-  транспортная доступность;

- наличие достаточных и высокоэффективных  природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

-  состояние окружающей природной  среды;

-  уровень развития производственной  и социальной инфраструктуры;

-  «цена» рабочей силы;

- наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

- уровень и качество жизни  населения, емкость потребительского рынка;

- деловой климат: уровень деловой  активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. Одним из шагов к достижению поставленной цели может стать создание регионального инвестиционного комплекса.

Инвестиционный комплекс - совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.

Организационные структуры представлены органам государственного управления на уровне субъектов Федерации, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц - участников финансового, фондового и других рынков.

Весь этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.

Инвестиционная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности - методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений. 16

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

 Принципы государственного  регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Главными из них являются 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов.

Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008), и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.17

Д. А. Медведев подчеркнул заинтересованность нашей страны в притоке новых технологий и передовых идей. Президент призвал к созданию в стране максимально комфортной конкурентной среды, в том числе и для привлечения инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные отрасли.

Выступая 18 сентября 2009 г. на экономическом форуме в Сочи, Председатель Правительства В.В.Путин подчеркнул нашу открытость для иностранных инвестиций и стремление предложить инвестору наиболее благоприятные условия и перспективы роста.

В этой связи для сохранения высоких темпов роста экономики, и, в частности, инвестиций в основной капитал и притока иностранных инвестиций Правительством принимаются меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных стратегических инвесторов, прежде всего в транспортную и энергетическую инфраструктуру, телекоммуникации, цифровое телевидение.

Одной из приоритетных задач внешнеэкономической дипломатии остается создание условий для роста инвестиционной привлекательности, формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций, прежде всего прямых и/или долгосрочных.18

Итак, анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу: ряд основных направлений реализации инвестиционной политики на региональном уровне требует:

- формирование благоприятного  инвестиционного климата;

- поиск источников финансирования  структурных преобразований;

- повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

- усиление контроля со стороны  региональных властей за целевым  использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

- снижение инвестиционных рисков и т.д.

Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.

Заключение

Инвестиционный климат - экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.

Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики.

В моей курсовой работе были сделаны попытки объяснить сущность и характеристики инвестиционного климата. Исследованы критерии оценки инвестиционного климата. Мы выяснили, что основными являются инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, природно-ресурсная составляющая, которые в свою очередь также имеют сложную организацию. Определена инвестиционная привлекательность России.

Также в своей работе я выявила цели, задачи и направление инвестиционной политики. Инвестиционная политика - комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Цель - создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Главные задачи ИП - поиск и анализ альтернативных вариантов инвестиционного развития с возможностями успешного участия в глобальной конкуренции.

Я попыталась адекватно оценить инвестиционный климат РФ 2008-2010гг. Также обзорно была дана оценка ИК 2011г. Фактически ситуация в российской экономике неблагополучна: существует проблема недостатка инвестиционных средств, определяющая значительный разрыв между тем уровнем инвестиций, который есть в экономике, и тем, который необходим для обеспечения устойчивого экономического роста. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Мелкие регионы не в состоянии создать устойчивые низкорисковые условия инвестирования.  В целом можно констатировать дальнейшее расслоение между регионами по степени благоприятности инвестиционного климата.

Я попыталась выявить особенности инвестиционной политики РФ и основные ее направления. Одним из главных стратегических направлений по усилению инвестиционной привлекательности является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ.

Можно сказать, что цель данной работы, а именно анализ и оценка инвестиционного климата, а так же проблем инвестиционной политики в России, достигнута, а задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Арсланов А.Ш. Инвестиционный климат в России// Транспортное дело России, №4. – 2008 – с.15-16
  2. Валинурова Л.С. Оценка инвестиционной привлекательности экономических систем: теория и практика/ Валинурова Л.С.  – Уфа: РИО БАГСУ, 2002. – 293 с.
  3. Веслогузова М. В. Трансформация инвестиционных отношений в экономической системе: Вопросы экономической теории. Макроэкономика/Веслогузова М. В.// Проблемы современной экономики. – 2010. - №1 – (http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2970)
  4. Горбунов А. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2009-2011гг/ Горбунов А.//-2011г.- (http://www.raexpert.ru/releases/2010/Dec20a/)
  5. Инвестиции в основной капитал: Федеральная служба государственной статистики –(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/doklad/soderzhanie/ek_sit_RF/investicii/index.html)
  6. Инвестиционный климат и инвестиционная политика России в отношении регионов: сборник материалов по экономической тематике – (http://www.finekon.ru/inv%20klimat.php)
  7. Липсиц И. В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебное пособие/Липсиц И. В., Коссов В. В. – 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 345с.
  8. Лучинкина А.А. Виды инвестиций/Лучинкина А.А./ - (http://www.mepi77.com/st_luchinkina.php)
  9. Мальщукова О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе / О. М. Мальщукова //  Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — М.: РИОР, 2011.
  10. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие/Матвеева Т. Ю.//Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом Гу ВШЭ, 2007. – 511с.
  11. Мингалиев К. Н. Анализ инвестиционной деятельности кризисного предприятия в современных условиях: Экономика, управление и учет на предприятии/Мингалиев К. Н., Булава И. В., Батьковский М. А.// Проблемы современной экономики. – 2009. - №4 – (http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2850)
  12. Министерство иностранных дел РФ Об иностранных инвестициях и формировании инвестиционного климата России/ Министерство иностранных дел РФ// - 2010. – (http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/4d5db17578e45d4143256a0c003fb9a9/43256a0c0033bf7ac3256e0d002c0554!OpenDocument)
  13. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2011 года: Федеральная служба государственной статистики   - (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/183inv24.htm)
  14. Подшиваленко Г. П. Инвестиционная деятельность: учебное пособие/Г. П. Подшиваленко, Н. В. Киселева. – Москва:  изд-во «КНОРУС», 2006.-432
  15. Попков В.П., Семенов В.П. Инвестиционная политика, ее роль и принципы в современных условиях/ Попков В.П., Семенов В.П.// Библиотека "Полка букиниста". –  2009. -  (http://polbu.ru/popkov_investment/ch11_i.html)
  16. Прудникова А. А. Инвестиционная политика в условиях рыночной экономики: научное сообщение/Прудникова А. А.// Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3.
  17. Семенова Ф. З. Инвестиционный капитал и потенциал активизации инвестиционной деятельности региона/Семенова Ф.З.//Аудит и финансовый анализ. – 2009. - №1. – (http://www.auditfin.com/fin/2009/1/Semenova/Semenova%20.pdf)
  18. Тупикина Е. Н. Состояние инвестиционных процессов в России: Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы/Тупикина Е. Н.// Проблемы современной экономики. – 2010. - №1 – (http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3008)
  19. Фетисов Г. Г. Методы оценки инвестиционного климата регионов России и пути его улучшения/ Фетисов Г. Г.// Элитариум: Центр дистанционного образования. – 2011 – (http://www.elitarium.ru/2011/05/30/ocenka_investicionnogo_klimata.html)

Информация о работе Инвестиционный климат в России