Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и оценка инвестиционного климата, а так же проблем инвестиционной политики в России.
Задачи, поставленные данной работой: раскрытие теоретических основ исследования инвестиционного климата и инвестиционной политики государства, а именно сущности, характеристик инвестиционного климата, определение цели, задач и направлений инвестиционной политики, формирование представления о проблемах инвестиционной привлекательности экономики современной России и путях их решения, детальное рассмотрение анализа, оценки инвестиционного климата в экономике России 2008-2010гг и особенностей инвестиционной политики в Российской Федерации и приоритетных направлений ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(1).doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, главными задачами инвестиционной политики должны стать:

– кардинальное повышение качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности, а также рост эффективности инвестиционных процессов на основе использования прогрессивных схем привлечения современного оборудования в производство (использование лизинговых схем, венчурного финансирования и т. д.);

– выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций и выгод от участия страны в мировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики (например, переход от инвестирования в добывающие отрасли к инвестированию в наукоемкие отрасли и сельское хозяйство);

– последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования инвестиционных проектов;

– государственная инвестиционная поддержка отдельных предприятий и отраслей;

– централизованное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

– совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

– расширение практики совместного государственного и коммерческого финансирования инвестиционных проектов.9

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Ведущую роль при определении приоритетов инвестиционной политики играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств к числу наиболее значимых для интеграции России в мировую экономику. На современном этапе необходимо завершить формирование модели конкурентоспособной экономики, опирающейся на имеющиеся в стране преимущества и ресурсы развития.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

- выбор источников и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков реализации;

- выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. 10

Таким образом, можно сделать вывод: при формировании инвестиционной политики в условиях открытой экономики идет поиск и анализ альтернативных вариантов инвестиционного развития, обеспечивающих интеграцию страны в мировую хозяйственную систему при оптимальном сочетании степени открытости внутреннего рынка с возможностями успешного участия в глобальной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Проблемы инвестиционной привлекательности экономики современной России и пути их решения

2.1. Анализ и оценка инвестиционного климата в экономике России 2008-2010гг.

В 2008 г. Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами, порожденными мировым экономическим кризисом. В июне 2009 г. Минэкономразвития РФ очередной раз снизил прогнозируемый уровень ВВП России с 6% по предыдущему рабочему прогнозу, сделанному в конце апреля до 8,5% по итогам 2009 г.11 В условиях мирового экономического кризиса финансовое состояние значительной части российских предприятий является либо неустойчивым, либо кризисным. Они сталкиваются с тремя основными проблемами: 
— дефицитом денежных средств и низкой платежеспособностью, вследствие невозможности своевременно выполнять свои платежные обязательства;

— недостаточным удовлетворением интересов собственников, что проявляется в снижении рентабельности собственного капитала предприятия; 
— уменьшением финансовой устойчивости предприятий, которая порождает проблемы с погашением их будущих обязательств, ввиду роста финансовой зависимости от кредиторов.

Фактически ситуация в российской экономике неблагополучна: существует проблема недостатка инвестиционных средств, определяющая значительный разрыв между тем уровнем инвестиций, который есть в экономике, и тем, который необходим для обеспечения устойчивого экономического роста.

В экспортно-ориентированном секторе наблюдается относительный избыток капитала, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, – его явно недостаточно.

Острейшими экономическими проблемами остаются обновление и модернизация современной технологической базы путем освоения новейших достижений науки и техники, совершенствование производственной структуры, использование квалифицированного менеджмента, лизинговых схем, различных видов кредитования и создание венчурных фондов, повышение на этой основе производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Перейдем к анализу инвестиционного климата.

2008 год. Динамика инвестиций в основной капитал являлась до конца 2008 г. позитивной. В 2008 г. они выросли, по предварительной оценке, на 9,8% и составили 8,76 трлн. руб. (однако вследствие кризиса, за январь – ноябрь 2009 г. сокращение инвестиций составило 18,4% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года).

2009 год. Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. достигла, по данным Росстата, 6,7% (62,9 млрд. руб.). По данным ЮНКТАД12, в 2008г. эта доля составляла 19,5%.

Накопленные прямые инвестиции составили 104,1 млрд. долл.(39,7%), портфельные – 12,1 млрд. долл.(4,6%), прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) – 146,2 млрд. долл. (55,7%).

Прочие затраты (прежде всего, пополнение оборотных средств) составили 17,1 млрд. долл. Не были использованы 10,4 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 54,7 млрд. долл. 13

В 2009 году наиболее уязвимыми к росту рисков оказались регионы-тяжеловесы, традиционно лидирующие по масштабу инвестиционного потенциала.14

Что же касается инвестиционного потенциала, то только 24 субъекта РФ смогли улучшить результаты в этом направлении.  Фактором успеха в большинстве случаев стали не масштабные прорывы, а предотвращение серьезных провалов в социально-экономическом положении региона. Лидеры по инвестиционному потенциалу: Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области и Краснодарский край.

2010 год. В сентябре 2010г., по оценке, использовано 897,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 109,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-сентябре 2010г. - 5566,2 млрд.рублей, или 103,8%. В 2010г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 6500,8 млрд.рублей, из них 98,7% приходилось на инвестиции в основной капитал.

 

 

 

 

Таблица 2

Структура инвестиций в нефинансовые активы 
(без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций,

не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

 

2010г.

Справочно

2009г.  
в % к итогу

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

Инвестиции в нефинансовые активы

6500,8

100

100

в том числе:

инвестиции в основной капитал

6413,7

98,7

98,7

инвестиции в нематериальные активы

23,6

0,3

0,4

инвестиции в другие нефинансовые активы

36,7

0,6

0,5

затраты на научно-исследовательские,  
опытно-конструкторские и технологические работы

26,8

0,4

0,4


 

Основным источником финансирования инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) являлись привлеченные средства, которые составили 58,8% от общего объема инвестиций, из них на долю бюджетных средств приходилось 19,4%  против  21,9%  в 2009 году.

Значительный объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) направлен в 2010г. на развитие следующих видов экономической деятельности: транспорта и связи (26,4% от общего объема инвестиций, добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (15,9%), обрабатывающих производств (15,5%), производство, передачу и распределение электроэнергии (12,3%), операций с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (8,9%).

2011год. По состоянию на конец июня 2011г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 315,0 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2010 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд.долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2010 года. 15

Как отмечают аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА», в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают регионы новой формации. Как правило, это относительно некрупные регионы, добившиеся реальных успехов в сфере диверсификации экономики за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропромышленного сектора. Их представительство среди десятки регионов с минимальным инвестиционным риском ежегодно увеличивается. В этом рейтинге к уже обжившимся в группе лидеров по инвестиционному риску Липецкой (третий год подряд обладающей минимальным инвестиционным риском в России), Воронежской, Тамбовской и Пензенской областями добавилась Калужская область, переместившаяся с 17-го на 9 место в рейтинге. Улучшили свои позиции Воронежская и Тамбовская области, занявшие, соответственно, 3-е и 5-е места (в прошлом рейтинге они находились на 7-й и 8-й позициях).

По финансовому потенциалу в России лидируют Москва, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Самарская и Московская области. Их доли в финансовом потенциале России составляют, соответственно, 13,92%; 7,31%; 6,76%; 4,09% и 4,08%.

В первой десятке по инвестиционному потенциалу находятся 6 из 8 регионов-доноров федерального бюджета 1997г. Последние места по-прежнему занимают автономные округа и область, слаборазвитые республики. В наибольшей степени увеличили свой рейтинг два главных ресурсных и экспортоориентированных региона, - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

Самый низкий инвестиционный риск имеет Санкт-Петербург, затем следуют Москва, Белгородская область, Татарстан и Новгородская область. В наибольшей степени снизили инвестиционный риск Вологодская и Ростовская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашия и Мордовия.

Подведем итог: существенно повышенные или пониженные душевые объемы федеральных инвестиций обусловлены объективными факторами. Для одних регионов - это либо напряженная социально-политическая обстановка, либо необходимость ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п., для других (где роль федеральных инвестиций незначительна) - это относительно хорошая обеспеченность собственными инвестиционными ресурсами, позволяющая обходиться минимальными вливаниями из федерального бюджета на эти цели. В ряде случаев региональная дифференциация душевых объемов федеральных инвестиций не имеет внятных объективных объяснений. Поэтому для обеспечения сопоставимости числовых характеристик инвестиционной активности регионов следует исключать из расчетов федеральные инвестиции.

 

 

2.2. Особенности инвестиционной политики в Российской Федерации и приоритетные направления ее развития

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции.

Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условий предпринимательства, решить которые можно только в процессе длительного институционального развития и осуществления структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративной культуры. По данным исследований, считается что:

Информация о работе Инвестиционный климат в России