Инвестиционный климат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования. Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ.docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

        Инвестиционная привлекательность, исходя из смыслового содержания слова «привлекательность», является понятием субъективным, иными словами - она определяется субъективным восприятием объекта инвестиционной деятельности потенциальным инвестором. Процесс инвестирования можно представить как процесс перехода инвестиционных ресурсов из одной среды в другую. Следовательно, инвестиционная привлекательность определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов. Инвестиционная привлекательность отражает субъективное отношение потенциального инвестора к объекту инвестирования и в отличие от инвестиционного климата, отражает объективное состояние внешней среды предмета инвестирования. В свою очередь инвестиционную привлекательность региона формируют две составляющие, имеющие тесную взаимосвязь - региональные инвестиционные риски и инвестиционный потенциал региона. Под инвестиционным потенциалом региона понимается набор характерных свойств или условий, способствующих привлечению инвестиций. Основными составляющими инвестиционного потенциала региона выступают частные потенциалы - ресурсно-сырьевой, интеллектуально-трудовой, потребительско-сбытовой, производственный, инновационный, институциональный, экономико-географический, демографический и финансовый. Каждый из частных составляющих характеризуется рядом уточняющих показателей.

     Ресурсно-сырьевой потенциал представляет собой совокупность накопленных запасов основных видов природно-сырьевых и материальных ресурсов, выражающую возможность инвестиционной сферы обеспечить процесс воспроизводства капитала. Реализацию инвестиционного потенциала невозможно осуществить без использования интеллектуально-трудового потенциала, который представляет собой способность трудовых ресурсов квалифицированно, с минимальными затратами и в установленные сроки обеспечить инвестиционный процесс. С интеллектуально-трудовым потенциалом неразрывно связан инновационный потенциал, характеризующий уровень развития научных знаний и степень внедрения в производственно-технологические процессы достижений научно-технического прогресса. Институциональный потенциал представляет собой степень развития ведущих институтов рыночной экономики, способствующих обеспечению функционирования механизмов инвестиционного рынка. Под финансовым потенциалом понимается совокупность накопленных финансовых ресурсов, выраженных в форме денежного капитала, которую хозяйствующий субъект может выделить в целях обеспечения инвестиционного процесса. Производственный потенциал тесно взаимосвязан с ресурсно-сырьевым потенциалом и представляет собой совокупность средств производства, не используемых в данный момент времени (законсервированных), которые инвестиционная сфера может выделить в качестве инвестиций для воспроизводства капитала. Эти два потенциала можно объединить в один - производственный. Потребительско-сбытовой потенциал характеризует потенциально возможный объем продаж определенных товаров в границах конкретной инвестиционной сферы в течение заданного периода. Объем продаж зависит от величины спроса на товар, общей конъюнктуры рынка, доходов населения и деловой активности. Демографический потенциал характеризует возможности инвестиционной сферы в восполнении выбывающих трудовых ресурсах с целью обеспечения инвестиционного процесса. Экономико-географический потенциал имеет взаимосвязь с институциональным потенциалом и представляет собой совокупность производственной и социальной инфраструктуры, способной создать необходимые условия для нормального функционирования инвестиционного процесса.

       С точки зрения экономической теории инвестиционный потенциал можно охарактеризовать с позиции спроса и предложения. Инвестиционная деятельность осуществляется на инвестиционном рынке, определяющим компонентом которого является совпадение равновесия между спросом и предложением. Необходимо учитывать два вида спроса: потенциальный спрос и конкретный - как реальное предложение капитала. Конкретный спрос можно определить как реальное предложение владельцев инвестиционного капитала на инвестиционном рынке в каждый данный момент. Потенциальный спрос - это спрос на инвестиционный капитал (инвестиционные ресурсы), определяемый покупательной способностью и объемом потенциальных инвестиционных потребностей. Экономическая сущность инвестиционного потенциала выражается в экономических явлениях, тесно связанных с функционированием инвестиционного рынка и выполнением его основных функций. Определение категории «инвестиционного потенциала» можно сформулировать следующим образом.

        Инвестиционный потенциал - это совокупность инвестиционных ресурсов, способных быть вложенными в объекты инвестиционной деятельности. Они представляют часть капитала в форме потенциального инвестиционного спроса, готового и способного превратиться в реальное инвестиционное предложение. Обратимся к другой составляющей инвестиционной привлекательности региона - региональным инвестиционным рискам. В экономической литературе можно встретить различные определения понятия риска. Как правило, эти определения даются применительно к какой-либо конкретной деятельности. И.Т. Балабанов дает следующее определение: «Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - это историческая и экономическая категория» 3

        Под риском предлагают считать вероятность неожиданного воздействия на экономический процесс определенных факторов, под влиянием которых может произойти отклонение от запланированного результата. Под проектными рисками понимается совокупность рисков, которые представляют угрозу экономической эффективности проекта. В. Москвин определяет категорию «риск» как возможность наступления события под влиянием каких-либо факторов, а понятие риска - возможность неполучения ожидаемых средств от финансирования данного проекта.4 В общеэкономическом смысле под риском принято понимать опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества в связи со случайным изменением условий экономической деятельности. Понятие инвестиционный риск, как экономическая категория, представляет собой возможность возникновения различного рода событий под влиянием каких-либо факторов или совокупности этих факторов, обуславливающих ухудшение инвестиционного климата. Негативные тенденции способны отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность и уровень инвестиционной активности.

         Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала. При наличии региональных инвестиционных рисков возникает вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона. К основным инвестиционным рискам относят: законодательный, политический, финансовый, социальный, экологический, криминальный.

      Под законодательным риском принято понимать факторы, оказывающие влияние на законодательно-правовую составляющую инвестиционной деятельности субъекта. Имеется в виду несовершенство, противоречивость законодательно-правовых актов, действенность законодательных гарантий и др. Политические риски оказывают влияние на политическую составляющую инвестиционного процесса. К ним, как правило, относят: изменения в политической ситуации внутри страны (региона); изменения во внешней политике; различного рода изменения административно-экономического уклада, связанные с проведением выборов; административные ограничения в осуществлении инвестиционной деятельности и ряд других.

        Экологический риск характеризуется факторами, оказывающими отрицательное влияние на деятельность инвестируемых объектов и, как следствие, на процесс принятия решения потенциальным инвестором на вложение инвестиционных ресурсов. Экологический риск учитывает такие факторы, как: радиационную обстановку; состояние окружающей среды; наличие разного рода экологических программ и движений (например, «Green peace») и др. Факторы, оказывающие влияние на социальную составляющую инвестиционной деятельности, учитываются при рассмотрении социальных инвестиционных рисков. Ими являются: социально-деловая активность субъектов и отдельно взятых личностей; моральные и материальные стимулы в обществе; межслужебные отношения; индивидуальные реакции конкретных индивидуумов общества.

        Финансовые риски связаны с факторами, оказывающими влияние на финансовую составляющую инвестиционной деятельности. Они включают:

- текущее состояние бюджетной,  финансовой, инвестиционной и налоговой  политики;

- состояние и эффективность  функционирования банковской системы  и финансово-инвестиционной инфраструктуры;

- состояние и регулирование  цен в национальной и иностранной  валюте;

- стабильность курса национальной  валюты; ограничения на вывоз  прибыли и капитала за рубеж;

- наличие стимулов на  ввоз капитала и его вложения  в национальную экономику;

- присутствие различного  рода дефолтов и других финансовых  потрясений.

        Перечисленные выше понятия имеют причинно-следственную связь. С одной стороны, инвестиционные риски влияют на инвестиционный потенциал региона, обуславливая его привлекательность. От уровня инвестиционной привлекательности зависит величина инвестиционной активности в регионе. С другой стороны - инвестиционным потенциалом регулируется уровень региональных инвестиционных рисков, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона и повышении его инвестиционной активности. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой

           В условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов. По мнению автора данной работы, методика оценки для страны и региона должна быть единой и соответствовать принципам международных стандартов оценки инвестиционного климата.

1.3 Инвестиционные рейтинги регионов.

Рейтинг инвестиционной привлекательности  регионов России 2013 года показал наличие  двух ярко выраженных причин, позволяющих  регионам быть привлекательными для  инвесторов. Первой причиной является обладание региона базовыми преимуществами, привлекательными для инвесторов. К  таким базовым характеристикам  относятся прежде всего богатые запасы природных ресурсов, столичный статус и выгодное географическое положение. Второй причиной роста инвестиционной привлекательности региона является целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующей привлечению крупных инвесторов и развитию бизнеса. Регионам, ведущим такую работу, удалось войти в число регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, хотя многие их ближайшие соседи, обладающие аналогичными «стартовыми позициями» получили средний или умеренный рейтинг.

 1. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2011-2012 гг.

Регион

Риск

Потенциал, %

Группа

1

Белгородская  область

0.164

1.417

2A

2

Брянская  область

0.269

0.721

3B1

3

Владимирская  область

0.243

0.827

3B1

4

Воронежская область

0.193

1.116

3A1

5

Ивановская  область

0.313

0.547

3B2

6

Калужская область

0.202

0.983

3B1

7

Костромская область

0.344

0.401

3B2

8

Курская область

0.286

0.795

3B1

9

Липецкая  область

0.173

0.719

3A1

10

Московская  область

0.181

6.249

11

Орловская область

0.298

0.504

3B2

12

Рязанская область

0.250

0.659

3B1

13

Смоленская  область

0.288

0.690

3B1

14

Тамбовская  область

0.190

0.636

3A1

15

Тверская  область

0.326

0.701

3B1

16

Тульская  область

0.215

0.864

3B1

17

Ярославская область

0.240

0.782

3B1

18

г.Москва

0.199

14.832

19

Республика  Карелия

0.343

0.577

3B1

20

Республика  Коми

0.300

0.695

3B1

21

Архангельская область (без НАО)

0.312

0.688

3B1

22

Ненецкий  авт.округ

0.311

0.108

3B2

23

Вологодская область

0.321

0.637

3B1

24

Калининградская область

0.268

1.000

3B1

25

Ленинградская область

0.192

1.068

3A1

26

Мурманская  область

0.361

0.752

3C1

27

Новгородская  область

0.287

0.501

3B2

28

Псковская область

0.323

0.483

3B2

29

г.Санкт-Петербург

0.178

5.434

30

Республика  Адыгея

0.276

0.318

3B2

31

Республика  Калмыкия

0.495

0.171

3C2

32

Краснодарский край

0.169

2.654

33

Астраханская  область

0.279

0.578

3B1

34

Волгоградская область

0.277

1.128

3B1

35

Ростовская  область

0.204

1.914

36

Республика  Дагестан

0.493

0.975

3C1

37

Республика  Ингушетия

0.564

0.314

3D

38

Кабардино-Балкарская Республика

0.348

0.541

3B2

39

Карачаево-Черкесская Республика

0.387

0.338

3C2

40

Республика  Северная Осетия - Алания

0.467

0.526

3C2

41

Чеченская Республика

0.600

0.445

3D

42

Ставропольский  край

0.255

1.112

3B1

43

Республика  Башкортостан

0.234

1.929

44

Республика  Марий Эл

0.329

0.373

3B2

45

Республика  Мордовия

0.336

0.471

3B2

46

Республика  Татарстан

0.191

2.521

47

Удмуртская  Республика

0.310

0.777

3B1

48

Чувашская Республика

0.310

0.658

3B1

49

Пермский  край

0.304

1.904

50

Кировская область

0.321

0.587

3B1

51

Нижегородская область

0.267

1.969

52

Оренбургская  область

0.253

1.017

3B1

53

Пензенская  область

0.287

0.684

3B1

54

Самарская область

0.250

1.930

55

Саратовская область

0.261

1.139

3B1

56

Ульяновская область

0.249

0.687

3B1

57

Курганская  область

0.358

0.448

3C2

58

Свердловская  область

0.239

2.723

1B

59

Тюменская область (Без ХМАО и ЯНАО)

0.260

0.996

3B1

60

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

0.255

1.730

61

Ямало-Ненецкий авт.округ

0.275

1.095

3B1

62

Челябинская область

0.260

1.907

63

Республика  Алтай

0.421

0.190

3C2

64

Республика  Бурятия

0.355

0.659

3C1

65

Республика  Тыва

0.579

0.200

3D

66

Республика  Хакасия

0.337

0.332

3B2

67

Алтайский край

0.266

1.079

3B1

68

Забайкальский край

0.388

0.666

3C1

69

Красноярский  край

0.289

2.462

70

Иркутская область

0.291

1.382

71

Кемеровская область

0.298

1.701

72

Новосибирская область

0.271

1.628

73

Омская  область

0.241

0.997

3B1

74

Томская область

0.256

0.691

3B1

75

Республика  Саха (Якутия)

0.296

1.200

3B1

76

Камчатский  край

0.494

0.415

3C2

77

Приморский  край

0.263

1.154

3B1

78

Хабаровский край

0.271

0.945

3B1

79

Амурская  область

0.288

0.487

3B2

80

Магаданская область

0.402

0.341

3C2

81

Сахалинская область

0.252

0.663

3B1

82

Еврейская авт.область

0.357

0.202

3C2

83

Чукотский авт.округ

0.422

0.248

3C2


 

 

1А - максимальный потенциал - минимальный риск

1В - высокий потенциал - умеренный риск

1С - высокий потенциал - высокий риск

2А - средний потенциал - минимальный риск

2В - средний потенциал - умеренный риск

2С - средний потенциал - высокий риск

3А1 - пониженный потенциал - минимальный риск

3А2 - незначительный потенциал - минимальный риск

3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск

3С1 - пониженный потенциал - высокий риск

3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск

3С2 - незначительный потенциал - высокий риск

3D - низкий потенциал - экстремальный риск

 

2. Инвестиционные рейтинги регионов России 2013г

 

Алтайский край

3B1 

13.12.2013

Амурская  область

3B2 

13.12.2013

Архангельская область

3B1 

13.12.2013

Астраханская  область

3B1 

13.12.2013

Белгородская  область

2A 

13.12.2013

Брянская  область

3B1 

13.12.2013

Владимирская  область

3B1 

13.12.2013

Волгоградская область

3B1 

13.12.2013

Вологодская область

3B1 

13.12.2013

Воронежская область

3A1 

13.12.2013

Еврейская автономная область

3C2 

13.12.2013

Забайкальский край

3C1 

13.12.2013

Ивановская  область

3B1 

13.12.2013

Иркутская область

2B 

13.12.2013

Кабардино-Балкарская Республика

3C2 

13.12.2013

Калининградская область

3B1 

13.12.2013

Калужская область

3B1 

13.12.2013

Камчатский  край

3C2 

13.12.2013

Карачаево-Черкесская Республика

3C2 

13.12.2013

Кемеровская область

2B 

13.12.2013

Кировская область

3B1 

13.12.2013

Костромская область

3B2 

13.12.2013

Краснодарский край

1A 

13.12.2013

Красноярский  край

2B 

13.12.2013

Курганская  область

3B2 

13.12.2013

Курская область

3B1 

13.12.2013

Ленинградская область

3A1 

13.12.2013

Липецкая  область

3A1 

13.12.2013

Магаданская область

3C2 

13.12.2013

Москва

1A 

13.12.2013

Московская  область

1A 

13.12.2013

Мурманская  область

3B1 

13.12.2013

Ненецкий  автономный округ

3B2 

13.12.2013

Нижегородская область

2B 

13.12.2013

Новгородская  область

3B2 

13.12.2013

Новосибирская область

2B 

13.12.2013

Омская область

3B1 

13.12.2013

Оренбургская  область

3B1 

13.12.2013

Орловская область

3B2 

13.12.2013

Пензенская  область

3B1 

13.12.2013

Пермский  край

2B 

13.12.2013

Приморский  край

3B1 

13.12.2013

Псковская область

3B2 

13.12.2013

Республика  Адыгея

3B2 

13.12.2013

Республика  Алтай

3C2 

13.12.2013

Республика  Башкортостан

2B 

13.12.2013

Республика  Бурятия

3B1 

13.12.2013

Республика  Дагестан

3C1 

13.12.2013

Республика  Ингушетия

3D 

13.12.2013

Республика  Калмыкия

3C2 

13.12.2013

Республика  Карелия

3B1 

13.12.2013

Республика  Коми

3B1 

13.12.2013

Республика  Марий Эл

3B2 

13.12.2013

Республика  Мордовия

3B2 

13.12.2013

Республика  Саха (Якутия)

3B1 

13.12.2013

Республика  Северная Осетия - Алания

3C2 

13.12.2013

Республика  Татарстан

1A 

13.12.2013

Республика  Тыва

3D 

13.12.2013

Республика  Хакасия

3B2 

13.12.2013

Ростовская  область

2A 

13.12.2013

Рязанская область

3B1 

13.12.2013

Самарская область

2B 

13.12.2013

Санкт-Петербург

1A 

13.12.2013

Саратовская область

3B1 

13.12.2013

Сахалинская область

3B1 

13.12.2013

Свердловская  область

1B 

13.12.2013

Смоленская  область

3B1 

13.12.2013

Ставропольский  край

3B1 

13.12.2013

Тамбовская  область

3A1 

13.12.2013

Тверская  область

3B1 

13.12.2013

Томская область

3B1 

13.12.2013

Тульская  область

3B1 

13.12.2013

Тюменская область

3B1 

13.12.2013

Удмуртская  Республика

3B1 

13.12.2013

Ульяновская область

3B1 

13.12.2013

Хабаровский край

3B1 

13.12.2013

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2B 

13.12.2013

Челябинская область

2B 

13.12.2013

Чеченская Республика

3D 

13.12.2013

Чувашская Республика

3B1 

13.12.2013

Чукотский автономный округ

3C2 

13.12.2013

Ямало-Ненецкий автономный округ

3B1 

13.12.2013

Ярославская область

3B1 

13.12.2013

Информация о работе Инвестиционный климат