Инвестиционная политика коммерческих банков РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России сложилась тяжелая инвестиционная ситуация, кризис недоинвестирования. Этот кризис не позволяет своевременно осуществлять процесс непрерывного воспроизводства субъектов экономической и социальной деятельности и постепенно ведет к их деградации.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание инвестиционной политики. Нормативная база, регламентирующая инвестиционную деятельность коммерческих банков в РФ
2. Методика расчета эффективности инвестиционных проектов
2.1. Инвестиционный цикл и содержание прединвестиционных исследований
2.2. Определение экономической эффективности инвестиционного проекта
2.2.1. Постановка задачи
2.2.2. Показатели экономической эффективности инвестиционного цикла
2.2.3. Чистый поток платежей
2.2.4. Потребность в оборотном капитале
3. Инвестиционный климат в России на современном этапе (факторы, влияющие на инвестиционную деятельность)
3.1. Общее состояние на рынке инвестиционных кредитов в РФ
3.2. Методы снижения инвестиционного риска, применяемые банками Российской Федерации
3.2.1. Вступление банка в финансово - промышленную группу
3.2.2. Степень зависимости риска банка от ставок доходности
3.3. Характеристика реальных инвестиционных проектов
3.4. Трудности осуществления инвестиционных проектов в РФ
3.5. Трудности привлечения иностранного капитала для инвестиционных проектов в РФ
Заключение
Список использованных источников:

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика коммерческих банков РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Хотя по краткосрочным  коммерческим операциям ставки выше, возвратность средств ниже - долгосрочные вложения в основные фонды более  контролируемы, поэтому фактическая  эффективность долгосрочных вложений с учетом невозвратов не ниже. Если же брать вложения в акции, то доход на росте их стоимости иногда не ниже, а иногда и превышает доходность по краткосрочным кредитам.

По данным еженедельника  «Коммерсант», для некоторой части  особо эффективных инвестиционных проектов сложившиеся процентные ставки вполне приемлемы.

Вполне возможно, инвестиционное кредитование растет также и потому, что многие банки в ходе приватизации стали хозяевами заводов и  фабрик.

Хотя доходность краткосрочных  финансовых инструментов велика, но непостоянна, а ведь так хочется иметь хоть что-то прочное, приносящее стабильный доход. А долгосрочные вложения позволяют надеяться на столь желанную стабильность.

И еще. В реальных инвестициях  можно влиять на сущность технологии и, в конечном счете, товара, который  обещает принести прибыль.

За последний год  практически все банки отмечают рост интересных инвестиционных заявок со стороны реального сектора, и, самое главное, повышение среднего уровня их обоснованности.

Препятствия развитию инвестиционной деятельности в России:

Во-первых, имеет место  дефицит профессиональных руководящих  кадров. Отсюда пока очень невелико число обоснованных инвестиционных проектов, представляемых в банки. Требуется  высокий профессионализм банкиров, чтобы оценить их реальность и  гарантии возвратности.

Во-вторых, большинство  инвестиционных проектов не окупается  при ныне действующих процентных ставках.

Все вышеперечисленное  говорит о том, что инвестиционная деятельность банков находится пока в ранней стадии развития.

3.2. Методы снижения  инвестиционного риска, применяемые банками Российской Федерации

С целью снижения коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных операций банки применяют различные  методы работы. Они зависят от форм инвестиций, от гарантий, от качества подготовки проектов, от сроков возврата, от степени окупаемости проектов и от некоторых других факторов.

3.2.1. Вступление банка  в финансово - промышленную группу

Для снижения рисков инвестиций в реальный сектор экономики банки  пытаются установить более тесные партнерские  отношения с производителем, вступая в формальные, либо в неформальные финансово-промышленные группы. Другой способ заключается в том, что банки пытаются завладеть контрольным пакетом акций крупных предприятий, что бы иметь возможность контролировать развитие этих предприятия и целенаправленность инвестиций.

Активными сторонниками такого способа являлись крупнейшие банки "Менатеп", «Онексим» банк, «Инкомбанк» – но в период августовского  кризиса все они потерпели  крах, правда этот крах произошел не из-за работы банков в ФПГ, а из-за неразумного вложения денег в государственные бумаги и политических разногласий с правительством страны. Из крупных действующих банков инвестирование членов ФПГ используют «Альфа-Банк» и «Мост-Банк». Банки создают ФПГ, в которые, кроме самих банков, входят еще несколько (иногда до 25 – 40) промышленных предприятий самых разных отраслей промышленности. Для обеспечения гарантий банки всегда стремится купить контрольный пакет акций предприятий, входящих в ФПГ.

Тот, кто хочет получить инвестиционный кредит у этих банков, должен быть членом создаваемой банком ФПГ. Для банка в этом случае хотя бы частично решается вопрос гарантий.

3.2.2. Степень зависимости  риска банка от ставок доходности

Еще один способ снизить  инвестиционный риск заключается в  повышении процентной ставки за пользование инвестиционным кредитом.

Если представленный инвестиционный проект "сомнительный", с относительно высоким риском невозврата, банк может пойти на повышение  ссудной процентной ставки.

Банк иногда может  кредитовать неподконтрольные ФПГ предприятия, но по более высоким процентным ставкам, чем "свои".

3.3. Характеристика реальных  инвестиционных проектов

Реальный толчок инвестиционной деятельности некоторых банков дала чековая приватизация. Среди приватизированных  предприятий на сегодняшний день наиболее привлекательными для инвесторов считаются предприятия ТЭК, цветной металлургии (главным образом, алюминиевая промышленность), производство минеральных удобрений, пищевую промышленность, химические волокна и пластмассы - несмотря даже на ее плачевное состояние.

Опираясь на инвестиционную практику некоторых крупных российских банков, хорошо зарекомендовала себя следующая стратегия контроля за ходом выполнения инвестиционного  проекта. Банк приобретает солидный пакет акций предприятия (от 25%), включая предприятие в свою ФПГ, и занимается инвестиционным кредитованием. Другие формы гарантий малоубедительны, поскольку основные фонды, да и продукция предприятий, чаще всего неликвидны. Кроме того, у предприятия - претендента на инвестиции может быть много долгов, о которых можно узнать, лишь заглянув "внутрь". Наконец, предприятие - это готовые основные фонды, поэтому, покупая производства, банк может позволить себе вообще не связываться с проектами, начинающимися с "нулевого цикла", сильно экономя и на капитале, и на сроках реализации проектов.

3.4. Трудности осуществления  инвестиционных проектов в РФ

Главная причина того, что многие инвестиционные проекты (даже очень эффективные) не находят  поддержки банка - это то, что банки  часто не идут на сроки осуществления проекта более года. Однако значительная часть проектов может быть реализована за время 1,5 - 2,5 лет.

Другая важная причина, отсеивающая значительное количество проектов, - это слишком высокая  процентная ставка за пользование кредитом.

Важной представляется также причина дефицита квалифицированных  кадров как в банках, так и на предприятиях. Интересен такой пример. НПО "Циклон", г. Зеленоград, подготовил очень прибыльный проект по созданию производства для чернильно-струйных принтеров головок, которых до сих пор в России не делали. Обращение в бывший крупный госбанк за кредитом в размере 3,4 млн. долларов США в расчете на выход на проектную мощность через 2 года ни к чему не привело, но интересно то, что проект поддержал более мелкий коммерческий банк. Во втором банке - совсем другая команда, больше людей с инженерным образованием. Директор НПО считает, что во многих бывших госбанках просто нет специалистов, которые способны грамотно оценить проект, и знают рынки сбыта, не только внешние, но и внутренние.

Еще среди причин можно  выделить одну, по которой банки  имеют трудности с возможностями  предоставления достаточно крупных  сумм на осуществление значимых для  народного хозяйства проектов. Например, на цех холодной прокатки ММК надо 700 млн. долларов. Но даже если сложить 70 банков российской сотни, они не смогут выжать из себя играючи по 10 млн. долларов. А ведь это всего один проект.

3.5. Трудности привлечения  иностранного капитала для инвестиционных  проектов в РФ

По состоянию на 1 апреля 1999 года накопленный иностранный капитал в экономике России оставил около 26 млрд. долл.

Тенденции сокращения масштабов  инвестиционных вложений в Россию, сформировавшиеся к концу 1998 года, продолжают действовать и в текущем году. Так, за первый квартал 1999 года иностранные инвестиции в российскую экономику составили 1,5 млрд. долл., что на 60,8% ниже соответствующего периода 1998 года. При этом произошло сокращение по всем составляющим иностранных инвестиций (прямым, портфельным и прочим).

Снижение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 квартале 1999 году произошло за счет значительного сокращения (в 3,4 раза) прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов. Торговые кредиты за данный период времени сократились почти в 9 раз. Несмотря на сокращение активности иностранных инвесторов в предоставлении России кредитов, на прочие инвестиции приходится основная доля совокупного объема капиталовложений в 1 квартале 1999 года (61%).

Основной объем иностранных  инвестиций по-прежнему направляется в сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой окупаемостью.

Многие иностранные  инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие  в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

В настоящее время  открываются новые перспективы  притока иностранных инвестиций  в российскую экономику.

Первое, самое главное  направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного  потенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в  первую очередь в Центральный  и Северо-западный), в восточные  районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства  требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:

- систематическую, увязанную  с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;

- формирование и реализацию  государственной политики по  привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

- работу по заключению  международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных  инвестиций жизненно важен и для  достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток  инвестиций из России в экономику  зарубежных стран, источником которых  служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Заключение

Роль инвестиций при  любом способе производства заключается  в повышении промышленного производства, его эффективности и в конечном итоге увеличения валового национального продукта.

Особенностью российской экономики в период 1992-99 г.г. является глубокий спад производства, высокая  инфляция, привязка внутренних цен  к валютному курсу. Национальная валюта - рубль утратила функцию меры стоимости и сохранения ценности, что привело к замене рубля иностранной валютой, золотом, денежными суррогатами. В реальной экономике господствует бартер и взаимозачеты.

Информация о работе Инвестиционная политика коммерческих банков РФ