Инвестиции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Об инвестициях и их роли в экономике сказано уже не мало.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

3. Проблемы и перспективы  развития 

инвестиционной политики Республики Беларусь

 

 Как показал опыт  других стран с передовой экономикой, важнейшее значение для улучшения  инвестиционного климата имеет  макроэкономическая и политическая  ситуация в стране, скорость и  качество проведения рыночных  реформ, формирование рыночных институтов  и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние  производственной и социальной  инфраструктуры, предпринимаемые организационные  и стимулирующие меры по активизации  инвестиционных проектов и другие.

 

 Одним из наиболее  существенных препятствий активации  инвестиционных процессов является  неопределенность макроэкономической  ситуации в стране. Макроэкономическая  политика влияет на инвестиционный  климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных  ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и  нестабильного обменного курса  весьма проблематично накапливать  и сохранять от обесценивания  финансовые ресурсы секторов  экономики (например, прибыль и  амортизационные отчисления) и просчитывать  эффективность самих инвестиционных  проектов даже в краткосрочной  перспективе. На данный момент  в Беларуси сохраняется относительно  устойчивая инфляционная ситуация.

 

 Но все-таки необходимо  принять меры по поддержанию  относительно стабильных цен  и курса. Основными направлениями  реализации антиинфляционной политики  являются меры по ограничению  монетарных факторов инфляции, меры  по ограничению издержек и  меры по структурному регулированию  рынков товаров и услуг.

 

 В последние годы  активация инфляционных процессов  в Республике Беларусь была  во многом связана с чрезмерной  кредитной эмиссией, которая по  отрицательным процентным ставкам  направлялась в основном на  кредитование жилищного строительства  и АПК, отдельных государственных  программ и дефицита государственного  бюджета. Поэтому с целью сокращения  инфляции и стабилизации обменного  курса белорусского рубля, прежде  всего, необходимо ограничить  денежно-кредитную эмиссию в жилищное  строительство и АПК, которые  к тому же создают и дополнительный  спрос на валюту. Сокращение эмиссионных  источников поддержания экономического  роста будет компенсировано за  счет улучшения финансового состояния  реального сектора экономики  (особенно экспортеров), увеличения  экспорта в связи с повышением  его конкурентоспособности, увеличения  амортизационных отчислений, легализации  рынка наличной и безналичной  валюты, увеличения притока прямых  иностранных инвестиций, роста совокупного  спроса населения вследствие  роста реальной заработной платы  связи с улучшением финансового  состояния предприятий и т.д.  Часть дополнительных источников  финансирования как раз и компенсирует  финансовые потери инвестиционной  сферы в связи с сокращением  льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к  усилению макроэкономической разбалансированности.

 

 Следующей важнейшей  задачей макроэкономической политики  является ее максимальная направленность  на переориентацию финансовых  ресурсов в реальный сектор  экономики, включая бюджетные  средства, кредитные ресурсы банковской  системы, собственные средства  субъектов хозяйствования и т.д.  Рост внутренних производственных  инвестиций, прекращение утечки  финансов за пределы страны  наряду с ростом конкурентоспособности  производства и повышением финансовых  возможностей субъектов хозяйствования  станут положительным сигналом  для внешних инвесторов о том,  что в стране создана благоприятная  среда для развития бизнеса.

 

 Для преодоления тенденции  увеличения износа активной части  основных фондов следует обеспечить  опережающий рост накопления  и инвестирования в реальный  сектор экономики на основе  создания условий по трансформации  сбережений секторов экономики  в инвестиции, включая развитие  соответствующей инвестиционной  инфраструктуры, увеличение в структуре  денежной массы долгосрочных  компонентов, концентрацию ресурсов, прежде всего, на создании и  развитии высокотехнологичных производств,  повышения эффективности инвестиционной  сферы за счет улучшения отраслевой, технологической и воспроизводственной  структуры капитальных вложений, сокращения незавершенного строительства.

 

 Макроэкономическая стабилизация, снижение налогового давления, упрощение  системы государственного регулирования  и сокращение государственного  вмешательства в перераспределительные  процессы создала бы условия  для активации нецентрализованных  инвестиций в реальном секторе  экономики, позволила бы в полной  мере задействовать такие механизмы,  как амортизационная политика, инвестиционные  налоговые льготы и т.д. Основной  целью совершенствования амортизационной  политики является приведение  системы начислений амортизации  и износа основных средств  в соответствие с условиями  хозяйствования в переходный  к рыночным отношениям период  и повышение эффективности использования  амортизационных отчислений как  основного источника инвестиций  в воспроизводство основного  капитала.

 

 Важным направлением  роста инвестиций является увеличение  кредитов банковской системы.  В целях активации участия  банковской системы в кредитовании  инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких  операций одновременно с макроэкономической  стабилизацией целесообразно принять  следующие меры:

 

 повысить ликвидность  банковской системы через сокращение  или изменение условий кредитования  за счет кредитной эмиссии

 

 восстановить и расширить  льготу в части освобождения  от налогообложения процентных  доходов банков, полученных ими  от кредитов на инвестиции  в основной капитал по объектам

 

 реализовать предложения  о разрешении формирования накопительных  депозитов фондов амортизации  в инвалюте

 

 разработать концепцию  создания целевых накопительных  фондов на нужды инвестиций  в производственную сферу, сферу  страхования, пенсионного обеспечения,  медицинских услуг на базе  указанной концепции, опираясь  на опыт других стран в области  целевых накопительных и инвестиционных  фондов, создать соответствующую  законодательную и нормативную  базу их формирования

 

 активизировать работу  по привлечению финансовых ресурсов  из-за рубежа путем создания  новых совместных банков, фиалов  иностранных банков

 

 продолжить работу  по развитию лизинговых операций

 

 Одним из факторов, влияющих на инвестиции, особенно  иностранные, является также политическая  ситуация. О важности политической  стабильности и определенности  для иностранного инвестора свидетельствует  опыт Венгрии, которая считается  наиболее благополучной в этом  отношении, что позволило привлечь  значительные иностранные инвестиции  среди стран Центральной и  Восточной Европы. [9, c. 57]

 

 Улучшение макроэкономической  и политической ситуации в  Беларуси является только первым  шагом, важнейшей, но недостаточной  предпосылкой для повышения в  целом инвестиционного рейтинга. Необходим ряд мер в области  формирования рыночных институтов  и проведения рыночных реформ.

 

 Еще одним условием  привлечения инвестиций в реальный  сектор экономики является активация  процессов приватизации. Потенциального  инвестора в нашей стране отпугивает  не только медленный процесс  приватизации, но и имеющиеся  случаи реприватизации, связанные  как с ухудшением финансового  положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные  льготы и субсидии, другие преференции  предоставляются, как правило,  государственным предприятиям.

С учетом вышеизложенного  для повышения инвестиционной привлекательности  белорусских субъектов хозяйствования необходимо:

 

 формирование и уточнение  перечней государственных объектов, имущество которых находится  исключительно в собственности  государства, а также хозяйственных  обществ, в которых государство  экономически заинтересовано участвовать  и управление которыми оно  сможет обеспечить на эффективной  основе

 

 разработка системы  доверительного управления акциями  и долями имущества

 

 совершенствование методики  оценки акционированных предприятий

 

 Республике Беларусь  как стране – участнице Международной  финансовой корпорации (МФК) целесообразно  гораздо шире использовать ее  возможности технического содействия  в приватизации средних и крупных  предприятий. Помощь этой структуры  может заключаться в оценке  стоимости предприятий, поиске  для них инвесторов, предоставлении  консультативных услуг экспертами  с международным опытом работы  в реструктуризации и приватизации.

 

 Существенным стимулирующим  механизмом для привлечения инвестиций  послужила бы разработка отдельного  законодательного акта о приватизации  государственных предприятий с  участием иностранного капитала. При разработке такого законодательного  акта необходимо учитывать основные  препятствия участия иностранных  инвесторов в приватизации: отсутствие  методики реальной оценки имущества  предприятия с привлечением зарубежного  капитала, ограничение прав приобретения  собственности, неразвитость рынка  ценных бумаг.

 

 Одной из форм расширения  участия иностранных инвесторов  является сдача в аренду предприятий  зарубежному инвестору с правом  последующего выкупа. Расширит возможности  участия иностранных инвесторов  в процессе приватизации продажа  неиспользуемых объектов недвижимости  и объектов незавершенного строительства.  Иностранные инвестиции также  могут участвовать в создании  дочерних фирм, образуемых на  базе отдельных структурных подразделений  в процессе реструктуризации  предприятия. Также может быть  применена форма холдинговых  компаний.

 

 Одной из форм привлечения  иностранного инвестора (прежде  всего российского) является создание  финансово-промышленных групп. Данный  процесс может быть ускорен  при оформлении общего таможенного  и экономического таможенного  пространства Беларуси и России, унификации законодательства двух  стран.

 

 В целом целесообразно  разработать программу приватизации  государственных предприятий с  участием иностранного капитала, где должны определяться конкретные  формы и способы участия зарубежного  капитала в данном процессе.

 

 Также необходима либерализация  порядка регистрации предприятий  с иностранным участием, упрощение  процедуры внесения изменений  в учредительные документы, отмена  включения в учредительные документы  совместных и иностранных предприятий  положения о субсидиарной ответственности.

 

 Основными направлениями  совершенствованиями страхового  рынка на ближайшую перспективу  является: развитие и диверсификация  страховой сети в области личного,  имущественного страхования, страхования  валютных рисков, страхования грузов, транспорта, инвестиционных и финансовых рисков, экспортных кредитов и перестрахования, а также укрепление финансового потенциала этого рынка путем привлечения в эту сферу иностранных инвесторов.

 

 Усилению защиты иностранных  инвесторов от высоких рисков  от вложения инвестиций в белорусскую  экономику будет содействовать  участие международных финансовых  организаций в предоставлении  гарантий от рисков по конкретным  инвестиционным проектам, а также  активация международно-правового  сотрудничества в инвестиционной  сфере.

 

 Для совершенствования  организационного механизма привлечения  иностранных инвестиций, включая  консалтинговое и информационно-аналитическое  обеспечение, в ближайшее время  необходимо принять ряд следующих  мер по активации данного процесса:

 

 диверсификацию форм  участия иностранного капитала: лицензионные и субподрядные  соглашения, международный финансовый  лизинг и т.д.

 

 создание отраслевого  каталога для зарубежных инвесторов (ежегодно обновляемого), включающего  характеристики производственного  и инвестиционного потенциала  белорусских предприятий

 

 организацию инвестиционных  визитов с проведением презентаций  с целью налаживания контактов  с министерствами, политическими  партиями, региональными администрациями,  промышленными ассоциациями, торговыми  компаниями, банками, прессой

 

 проведение информационных  семинаров с целью ознакомления  потенциальных инвесторов с экономико-правовой  средой в стране

 

 участие в информационных  семинарах, торговых ярмарках, выставках,  конкурсах в заинтересованных  странах

 

 обеспечение информацией  о состоянии белорусской экономики  потенциальных инвесторов посредством  электронно-информационных сетей

 

 создание скоординированной  консультативной сети по обслуживанию  потенциальных инвесторов

 

 В области международно-правового  сотрудничества целесообразно принять  следующие меры:

 

 продолжить подписание  международных договоров об избегании  двойного налогообложения иностранных  субъектов хозяйствования и о  поощрении и взаимной защите  инвестиций, а также ратификацию  ранее заключенных соглашений

Информация о работе Инвестиции в экономике