Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

Содержание

Введение

I. Инвестиции в человеческий капитал

1.1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды

1.2 Инвестиции в человеческий капитал и интересы общества

II. Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире
III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1

Вложенные файлы: 1 файл

инвистиции контр раб по эконом1.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

1. Отдача от инвестиций  в человеческий капитал непосредственно  зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал  не только подвержен физическому  и моральному износу, но и способен  накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления  человеческого капитала его доходность  повышается до определенного  предела, ограниченного верхней  границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6. По сравнению с  инвестициями в иные различные  формы капитала инвестиции в  человеческий капитал являются  наиболее выгодными как с точки  зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

В настоящее время  роль государства в этой области  достаточно велика. Государство прибегает  как к принудительным, так и  к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся  обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Инвестиции  в человеческий капитал и общественные  интересы в России и мире

 

На протяжение 20 лет инвестиций в культуру, образование и науку в России одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран.[6]

В 2010 году Россия заняла 65 место в мире по уровню развития человеческого потенциала, расположившись между Албанией и Казахстаном. Лучше всего с этим в Норвегии и Австралии. А в рейтинге расходов государства на человека Россия заняла 72 место.[14]

Обратимся к таблице  начисления номинальной заработной платы работникам по видам экономической  деятельности (см. Прил.1, табл.1).

Как мы видим, номинальная  заработная плата работников здравоохранения  находится на 23 месте, образования находится на 25 из 31 позиции.[19] Что свидетельствует о невысоком уровне инвестирования государства в данные сферы. То есть само государство, являясь крупнейшим работодателем в стране, выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, в подавляющем большинстве случаев низкую зарплату. Именно поэтому российские бедные – это работающие бюджетники, а не только пенсионеры и инвалиды. Основные доходы концентрируются в сырьевых отраслях экономики. Работники в обрабатывающей промышленности получают заработную плату в два раза меньше, чем в добывающей промышленности, а в образовании – в три раза меньше, чем в финансовом секторе. Сложившийся институт найма дешёвого работника в бюджетных отраслях России способствовал тому, что численность занятых только в науке за последние десять лет сократилась почти в два раза. Инновационный сектор экономики продолжает терять молодые кадры, его интересы недостаточно представлены в органах власти, поэтому слабо лоббируются. Положение усугубляется ещё и тем, что в России происходит широкая коммерциализация и смещение в частную сферу услуг образования, здравоохранения, культуры и других социальных сфер, которые традиционно в России создавались как общественные блага. В результате воспроизводство человеческих качеств в немалой степени стало частным делом индивидов и фирм.[16]

Рассмотрим инвестиции в человеческий капитал по его  составным формам.

Физиологический человеческий капитал. Как говорилось выше, физиологический капитал состоит из здоровья, долголетия, инвалидности.

Не смотря на то, что  за пятилетний период с 2006 по 2011 год  расходы на здравоохранение в стране увеличились почти вдовое[10], финансирование данной сферы все еще недостаточно и сильно отстает от Европы и Америки.

По данным всемирной организации  здравоохранения Россия занимает 2 место в мире по абсолютной величине убыли населения. За последние восемь лет число россиян сократилась  на 2,2 миллиона – до 142 миллионов 905 тысяч 200 человек.

Кроме этого, в России очень высок  уровень заболеваемости населения социально значимыми болезнями.[13] Что неизбежно приводит к снижению качества человеческого капитала в целом по стране.

Помимо прочего, Россия занимает первое место в мире по числу курящих людей, процент которых в 2011 году достиг 39% от общего числа взрослого населения. На втором и третьем месте располагаются Китай и США – курящих в этих странах 26% и 19% соответственно. И 4 место в мире по употреблению алкоголя (15,76 литра в год на человека) после Молдавии (18,22), Чехии (16,45), Венгрии (16,27). При этом в России 1,95 миллиона алкоголиков — бесспорное мировое лидерство.[14] Однако эти показатели год от года снижаются.[11]

Также неблагоприятно обстоят дела с заболеваемостью наркоманией. По данным Росстата, ежегодно в стране умирают от наркотиков более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 миллиардов долларов своих инвестиций в воспитание и образование, не считая упущенные выгоды от потерь работников.[6]

Однако, за последние 3 года количество заболевших наркоманией сокращается  в среднем на 5% в год.[12]

По данным всемирной организации здравоохранения, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году около 8,7% ВВП, то в России эта цифра составила – 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место. А лидеры по инвестициям в здоровье людей – США (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в человеческий капитал) – 15,3% ВВП. К тому же надо учесть, что и ВВП США в 6,7 раза больше российского ВВП (по паритету покупательской способности). Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве человеческого капитала, в экономике знаний и высоких технологиях.[6]

ВОЗ определен рекомендуемый размер расходов на охрану здоровья на уровне 5% от ВВП. При этом критической границей считается величина расходов в объеме 3% от ВВП, ниже которой система здравоохранения становится нежизнеспособной.

По данным «Мировой базы индикаторов  развития», в России расходы на здравоохранение  в расчете на одного жителя составляют 244,7 долл., в Беларуси – 145,5 долл., на Украине – 80,7 долларов. Для сравнения: в США на одного жителя в год тратится на оказание медицинской помощи в целом свыше 6 тыс. долл., в Люксембурге – 5,9 тыс., Швейцарии – 5,6 тыс., Норвегии – 5 тыс., Монако – 5,3 тыс., Исландии – 4,4 тыс., Дании – 5,3 тыс., Австрии, Швеции и Германии по 3,6 тыс. долл.

Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в России. И 47 место в мире по показателям здоровья населения.[14]

В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину – на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения – на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ на 222-м месте из 233. А российская система здравоохранения по данным ВОЗ находится на 130 месте.[9]

Однако есть и крайне позитивные показатели. Например, количество людей, впервые признанных инвалидами сократилось в 2010 году на 41 тысячу человек.[20]

Теперь обратимся к системе  инвестиций в интеллектуальный человеческий капитал.

В последние годы система  образования в России претерпела множество реформ. Большинство из них были призваны улучшить качество российского образования и сделать  его конкурентоспособным на мировом  рынке труда. Однако, значительно  снизил позитивные изменения от реформ коррупционный фактор. Например, такие реформы, как введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не искоренили коррупцию в школах и учреждениях общего среднего образования. А в некоторых регионах России довело ее до апогея.

Однако, количественные показатели системы образования достаточно позитивны. В 2010 году в России насчитывается 1,36 миллиона учителей и 13,36 миллионов учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34000 сельских и 19000 городских). Почти 3 000 учреждений среднего профессионального образования, в которых в 2010 году училось 2,2 миллиона студентов. А ВУЗов в России (без учета филиалов) 1114, в которых обучалось 7 миллионов студентов. Таким образом, около 8% населения являются учащимися средних и высших профессиональных образовательных учреждений. При этом конкурс на место в ВУЗе составил примерно 2,1 человека. Что свидетельствует о желании россиян вкладывать средства, время и силы в образование, повышая качество интеллектуального человеческого капитала.[17]

В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 – 4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США – 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6,7%; Словении – 5,2%; Франции – 5,6%, Канаде – 4,9%. По качеству образования Россия заняла в 2010 году 38 (еще три года назад было 27) место в мире.[6]

Низки в России и инвестиции в НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) – они колеблются, по данным Росстата, все последние годы около 1-1,3% ВВП. В Германии, Дании, Австрии инвестиции в НИОКР составляют около 2,5%, в США – 2,6%, в Израиле – 4,6%, в Южной Корее и Сингапуре – 2,3%, в Японии и Финляндии – 3,4%, Швеции – 3,7%.[6]

В культуру, религию и  отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2008 году составили 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции – 2,9%; в Казахстане – 3,8%; в Великобритании – 2,4%). Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-е месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году – на 201-м месте из 212.[16]

Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку  были стабильно низкими в долях  ВВП и при высоких, и при  низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в человеческий капитал, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.[6]

Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и  развития являются главными факторами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Причем уровень и качество национального человеческого капитала определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального человеческий капитал до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда перейти к инновационной экономике и тем более экономике знаний невозможно.

Инвестиции в российский человеческий капитал не только низки, но и их эффективность намного ниже, нежели в странах с невысоким уровнем преступности и коррупции и высоким качеством жизни. Доллар, вложенный в образование, здравоохранение или науку в США, примерно вдвое эффективнее, чем в России, по причине разворовывания средств и коррупции.

Таким образом, общая картина инвестирования государства в человеческий капитал достаточно неблагоприятна. Особенно для страны, выбравшей путь модернизации экономики.

Поскольку качество человеческого  капитала зависит от состояния образования, здравоохранения и культуры, постольку необходимо изменить подход государства к финансированию отраслей социальной сферы, с учётом мировых стандартов. Необходимо, наконец, осуществить кардинальное повышение цены труда данных категорий работников. Хотя только лишь повышение финансирования и увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения, науки сами по себе не могут быть исчерпывающими условиями качественных изменений в жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

 

III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

 

Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход - необходимо инвестировать  опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили  свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и качество жизни.

Рост инвестиций в  физический капитал необходимо увеличивать  за счет повышения инвестиционной привлекательности  России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Началом экономической  модернизации страны принято считать  статью Д.А. Медведева «Россия вперед!», в которой он утверждает, что Россия должна стать страной, ориентированной  не столько на сырьевые ресурсы, сколько  на интеллектуальные, способные производить инновационные знания и технологии.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал