Заемные средства как источник финансирования капитальных вложений. Проблемы привлечения заемных средств в инвестиционную сферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выделить проблемы привлечения заемных средств как источника финансирования капитальных вложений.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические особенности заемного капитала;
2. Определить возможные проблемы привлечения заемных средств .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...................
3
ГЛАВА 1
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ…………………………………………..................

4
1.1
Основные понятия источников финансирования капитальных вложений…………………………………………........................

4
1.2
Достоинства и недостатки привлечения собственного и заемного капиталов…………………………………...................

5
ГЛАВА 2
ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ…..............................................................................


8
2.1
Бюджетные кредиты…………………………………………….
8
2.2
Инвестиционный налоговый кредит……...................................
8
2.3
Кредиты коммерческих банков..……..........................................
10
2.4
Облигационные займы…………………………………………..
12
2.5
Лизинговое финансирование……………………………………
14
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ В ИНВЕСТИЦИОННУЮ СФЕРУ………………………………..

19
3.1
Проблемы банковского кредитования………………………….
19
3.2
Облигационные займы: проблемы привлечения………………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….....................
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 97.20 Кб (Скачать файл)

 

В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, по истечении срока которого имущество переходит в собственность лизингополучателя. Механизм отношений между договаривающимися сторонами финансового лизинга может иметь различные условия, которые определяются целью минимизации потока платежей по обслуживанию сделки.

При финансовом лизинге расчёт лизинговых платежей рассчитывается  по формуле аннуитетов:

ЛП = А * И/T/1-1/(1 + И/Т)Т * П,

где ЛП – лизинговый платёж; А – амортизация; П – срок контракта; И – лизинговый процент; Т – периодичность арендных платежей.

Например, если цена оборудования составляет 100 млн. руб., срок лизинга – 3 года при норме амортизации 12%, проценты по кредиту – 10% годовых, комиссионное вознаграждение – 4%, платежи осуществляются 1 раз в год, то сумма лизинговых платежей может быть рассчитана по приведённой формуле и будет равна:

ЛП = 120 млн * 0,14/1/1-1/1,52 = 120 млн *0,14/0,57 = 29,47 млн. руб.

К основным налоговым льготам при применении лизинговых схем относятся:

    • возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3;
    • отнесение лизинговых платежей в полном объёме на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя;
    • отнесение процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией, на себестоимость лизингодателя в пределах норматива.

Как правило, лизинговое имущество учитывается на балансе лизинговой компании, что избавляет предприятие от уплаты налога на имущество.

Использование этих льгот позволяет значительно сократить реальные затраты предприятия на финансирование капитальных вложений, прежде всего за счёт сокращения выплат по налогу на прибыль.

В результате при определённых условиях, несмотря на то что номинальная сумма лизинговых платежей как правило выше, чем платежи по кредиту, привлекаемому на те же цели, совокупная сумма затрат при использовании лизингового механизма будет ниже, чем при кредите.

 

Преимуществами лизинга являются следующие:

    • широкий комплекс предоставляемых услуг;
    • предприятие получает арендуемое имущество и начинает его эксплуатацию без отвлечения значительной суммы средств из хозяйственного оборота;
    • возможность сохранения оптимального соотношения собственного и заемного капитала;
    • гибкий порядок платежей;
    • возможность выкупа оборудования;
    • ускорение обновления технической базы;
    • лизинговые платежи в полном объеме относятся на издержки производства лизингополучателя, что снижает его налогооблагаемую базу.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ  СРЕДСТВ В ИНВЕСТИЦИОННУЮ СФЕРУ

3.1. Проблемы банковского кредитования

Российская экономика начинает справляться с кризисом, характерной чертой которого являлось высвобождение большого числа экономически активного населения из оборонной промышленности,  науки,  культуры и образования. Сегодня создаются новые предприятия и ликвидируются нерентабельные производства, созданы предпосылки для зарождения и развития нового бизнеса.

Далеко не каждое вновь созданное предприятие может свободно получить необходимую сумму кредита в банке.  Для организации успешного функционирования нового предприятия необходимы как минимум следующие условия:

— конструктивная бизнес-идея;

— эффективное руководство;

— финансовая основа, которая неотделима от других составляющих бизнеса.

Самый простой и надежный вариант создания финансовой базы — это средства собственников бизнеса,  вложенные в предприятие в той или иной форме. Но проблема заключается в том, что начинающие бизнесмены располагают, как правило, недостаточным капиталом.

В современных условиях оказывается,  что практически единственным общедоступным источником финансовых ресурсов является коммерческий банк,  если он заинтересован работать с начинающим бизнесом.  Такая заинтересованность может появиться только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования  (кредитования)  предлагается проект,  приемлемый с точки зрения прибыльности,  а с другой — банк располагает соответствующими ресурсами, которые, как правило, должны быть долгосрочными. Дополнительным стимулом содействия банка начинающему бизнесу может быть желание  «вырастить» для себя хорошего клиента, который по прошествии времени будет пользоваться широким спектром банковских услуг.

Вместе с тем рынок нестабилен, отсутствует объективная оперативная информация о его деятельности, законодательство и налоговая система несовершенны,  инфляция непрогнозируема,  у предпринимателей недостаточен опыт работы и планирования в условиях рынка, имеется дефицит квалифицированных консультантов, которые могли бы помочь начинающему предпринимателю спланировать его бизнес, это далеко не полный перечень факторов, препятствующих нормальному развитию рыночных отношений в экономике страны.

Кредитный риск банка - это риск, связанный с неплатежами по обязательствам и может быть определен как неуверенность кредитора в том, что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения.

Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов.

Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Следует указать три ключевые экономические особенности, которые присущи банковскому кредитованию малого бизнеса и являются причинами, порождающими большую часть «вторичных» проблем:

1) высокая  доля и абсолютная величина  операционных (непроцентных) расходов  в процессе кредитования, что  связано с незначительным размером  и сроком самого кредита и  как результат невозможностью  обеспечить достаточную рентабельность  операций за счет небольших  в абсолютной величине процентных  доходов банка;

2) ограниченность  или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов  снижения кредитного риска на  всех этапах кредитования (анализа  кредитной заявки, оценки бизнеса, выбора способа обеспечения, сопровождения  кредита, реализации предмета залога);

3) сложности  рефинансирования и управления  кредитным портфелем, включающим  большое число разнообразных  незначительных по размеру кредитов.

На различных этапах взаимодействия банка и заемщика  как правило проявляются их разные аспекты. Таким образом со стороны кредитных организаций практическими препятствиями для расширения кредитования МП являются:

• краткосрочность финансовых ресурсов, аккумулированных кредитными организациями. Большинство финансовых посредников в регионах существует за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы,  эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до одного года, а чаще – на три-шесть месяцев). Такая осторожность повышает надежность местного банковского сектора, но, к сожалению, краткосрочные займы не дают возможности МП модернизировать свое производство;

• небольшой размер региональных банков. Большинство региональных банков относительно невелики ? пассивы среднего из них не превышают нескольких десятков миллионов долларов. Даже средние займы местным предприятиям на обновление их производственной базы создают для таких банков повышенные кредитные риски, так как речь идет о суммах в несколько сотен тысяч долларов и выше. Кроме того, выдача таких кредитов небольшими банками может повлечь за собой  нарушение ряда нормативов, установленных Банком России.

• отсутствие у крупных банков заинтересованности в работе с мелкими клиентами в связи с высокими операционными издержками. Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких займов ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого их них.  В результате, даже МП, желающие получить кредит на сумму от десяти до двадцати тысяч долларов, испытывают трудности с поиском внешних источников финансирования;

• отсутствие у региональных банков современных эффективных технологий кредитования МП, начиная от технической обработки поступающих заявок и заканчивая сопровождением  выданных кредитов;

• высокие кредитные риски при кредитовании малых предприятий и ограниченные возможности по обеспечению указанных кредитов. Как свидетельствует западная статистика в течение первых пяти лет с момента создания более 70% малых предприятий походит через процедуру банкротства. Отсутствие всякого обеспечения на стадии создания малого предприятия;

• отсутствие механизмов распределения кредитного риска по кредитам МП, например, системы гарантий и страхования рисков невозврата  по кредитам;

• высокие расходы, связанные с обращением взыскания на предмет залога. В настоящее время, согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах, вернуть залог достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствует адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу многим субъектам малого бизнеса

• недостаточность существующей статистики по малому бизнесу для принятия банками кредитных решений,

• отсутствие качественных бизнес-планов, которые малые предприятия не всегда в состоянии подготовить. Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых малыми предприятиями перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарного продукта для продвижения на кредитном рынке, а являются «полуфабрикатом», который не находит своего инвестора или кредитора, в связи с этим у финансовых структур создается иллюзия отсутствия проектов, в которые стоит вкладывать деньги

• короткая кредитная история предприятий или ее полное отсутствие. Вновь созданное предприятие имеет минимальные шансы на получение кредита. банки не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса.

В свою очередь, со стороны предпринимателей также существует ряд «внутренних» проблем, которые обусловливают для МП трудности в получении банковских кредитов:

    • ограниченность предложения кредитов для малого и среднего бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию.
    • непрозрачная и недостоверная отчетность, отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности, что снижает возможность получения в банках кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели
    • низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;
    • нестабильность законодательства, главным образом в области налогообложения МП;
    • незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые МП могли бы использовать в качестве залога по кредиту. Отсутствие иного обеспечения, ограниченность программ кредитования под залог автотранспортных средств и недвижимости;
    • несоответствие рентабельности предприятий размеру процентных ставок по кредитам, к которым как правило добавляются разнообразные, взимаемые банком комиссии;

Таблица 3.1

Динамика рентабельности организаций  
(без субъектов малого предпринимательства)  
Российской Федерации

(по данным бухгалтерской отчетности, в %)

 

Рентабельность активов

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг

1995

5,3

15,8

1996

1,3

4,8

1997

1,7

6,3

1998

-0,9

8,1

1999

5,0

18,5

2000

7,6

18,9

2001

6,1

14,4

2002

4,3

10,9

2003

5,9

10,2

2004

8,5

13,2

2005

8,8

13,5

2006

12,2

13,2

2007

10,4

13,1

2008

5,4

13,0

2009

5,5

10,8

2010

6,7

10,0

2011

6,5

9,6

Информация о работе Заемные средства как источник финансирования капитальных вложений. Проблемы привлечения заемных средств в инвестиционную сферу