Физические лица, как субъекты земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Самой многочисленной категорией землепользователей, которая может использовать земельные участки на различных титульных правах, являются физические лица. До недавнего времени права этих лиц на землю были ограничены не только целями использования земли, но и субъектным составом. В связи с принятием в 2008 г. нового Кодекса Республики Беларусь о земле права физических лиц на землю изменились с точки зрения соотношения различных прав и участия в этих правоотношениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………..6
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ…………………………………………………13
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ…………………………...20
ГЛАВА 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………..............................25
ГЛАВА 5 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА АРЕНДЫ……… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по правам на земельные участки.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

–   для    огородничества,   сенокошения и   выпаса  сельскохозяйственных

животных – на срок до десяти лет.

– для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях гражданам Республики Беларусь, указанным в ч. 2 ст. 41 КоЗ, – на срок до десяти лет.

В соответствии со ст. 42 КоЗ  земельные участки предоставляются во временное пользование по решению Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур гражданам Республики Беларусь:

1) в населенных пунктах (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), в которых они зарегистрированы по месту жительства, если в данных населенных пунктах у этих граждан отсутствуют земельные участки, предоставленные им (находящиеся у них) для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства;

2) в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) до 1 января 1999 года земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для индивидуального садоводства, а также гражданам Республики Беларусь, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

3) в населенных пунктах, в которых расположены предоставленные им (находящиеся у них) после 1 января 1999 года в меньших размерах, чем установлено ст. 36 КоЗ, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для дачного строительства, а также гражданам Республики Беларусь, к которым в установленном законодательством порядке перешли права на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества [11].

Гражданам Республики Беларусь, имеющим в собственности сельскохозяйственных животных, предоставляются во временное  пользование земельные участки для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных в населенном пункте, в котором зарегистрированы по месту жительства граждане Республики Беларусь (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), либо на территории района, в котором находится данный населенный пункт.

В соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места его размещения. Размеры предоставляемых для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных земельных участков не нормируются. Их определение производится в зависимости от местных условий и особенностей, а также волеизъявления лиц, которым предоставляются земельные участки [25]. Так, гражданин Республики Беларусь в заявлении о предоставлении земельного участка указывает намечаемое местоположение земельного участка и его размер, который уточняется в проекте отвода земельного участка с учетом требований рационального использования смежных земельных участков и конкретизируется в решении об изъятии и предоставлении земельного участка.

Земельные участки для  огородничества предоставляются гражданам  Республики Беларусь для удовлетворения преимущественно их личных потребностей в растениеводческой сельскохозяйственной продукции. В связи с временным характером землепользования на этих земельных участках не допускается выращивание многолетних плодовых насаждений, а также строительство капитальных зданий и сооружений. При необходимости с учетом условий отвода могут возводиться временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря, защиты от непогоды и иных хозяйственных целей (ст. 69 КоЗ). К моменту прекращения права временного пользования земельным участком возведенные строения должны быть снесены за счет землепользователей без какой-либо компенсации.

За пользование земельными участками, предоставленными для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных уплачивается земельный налог (ст. 32 КоЗ) [11].

В соответствии с ч. 2 ст. 41 КоЗ земельные участки для  строительства (установки) временных  индивидуальных гаражей на придомовой территории могут предоставляться  во временное пользование:

– городскими, районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами гражданам Республики Беларусь – инвалидам I и II группы, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам Великой Отечественной войны либо гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, являющимся собственниками транспортных средств;

– сельскими, поселковыми исполнительными комитетами гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах, являющимся собственниками транспортных средств.

Возможность получить земельный участок для данной цели рассматривается как социальная льгота [33, с. 50].

Цель использования данного участка состоит в строительстве (установке) временного индивидуального гаража. Понятие данного сооружения дается в Положении о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43. Временный индивидуальный гараж представляет собой некапитальное металлическое сооружение, установленное на фундаменте или непосредственно на земле и предназначенное для хранения транспортного средства [18].

Такой гараж является временным сооружением без определенных технических характеристик, которое не является объектом недвижимости и не подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Упрощенный порядок возникновения права на земельный участок для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей подтверждает, что такие сооружения не требуют государственной регистрации, поскольку она возможна только после государственной регистрации земельного участка и права на него. К строительству временных индивидуальных гаражей не предъявляются требования, которые установлены для других капитальных строений [12, с. 168].

Право временного пользования  земельным участком, как исключение из общего правила возникновения  права на земельный участок, возникает  с момента принятия решения соответствующим местным исполнительным комитетом об изъятии и предоставлении земельного участка и осуществляется без выдачи документа, удостоверяющего данное право (ст. 21 КоЗ).

В соответствии со ст. 44 КоЗ  граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка, либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение земельным участком как своим собственным в течение не менее пятнадцати лет, вправе приобрести этот земельный участок в частную собственность, получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа [11].

Как было разъяснено в  п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 9 «О практике рассмотрения судами земельных споров», если земельный участок был выделен во временное пользование (ст. 16 КоЗ), то право на его приобретение, несмотря на истечение срока, установленного ст. 44 КоЗ, не возникает. Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им [24]. 

Законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться  и иные случаи предоставления земельных  участков во временное пользование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА АРЕНДЫ

 

Аренда земли выступает  как самостоятельный вид пользования  землей и представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельной хозяйственной и иной деятельности. Аренда является наиболее распространенным правом пользования земельными участками, расположенными в черте городских и сельских поселений [13, с. 19].

Арендные отношения  возникают на основе договора аренды. В силу ст. 577 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное  владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция  и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Объектами аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом предусматривается, что законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Согласно п. 3 ст. 578 ГК в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды [5].

Сказанное позволяет  сделать вывод, что объектом договора аренды может быть индивидуально  определенный земельный участок, т.е. имеющий границу и целевое  назначение, зарегистрированный в установленном порядке. При этом земельное законодательство не содержит ограничений относительно возможности передачи нескольких земельных участков по одному договору аренды.

Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор. Согласно ст. 579 ГК право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику либо лицам, управомоченным законодательством или собственником [5].

Арендодателями земельных  участков, находящихся в государственной собственности, являются органы, имеющие право распоряжения земельными участками. В соответствии с п. 1.2 Указа № 667 арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются:

– местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией;

– администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков в границах данных зон их резидентам, если право предоставления земельных участков, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, а также перевода при необходимости земельных участков из одних категорий в другие делегировано администрациям свободных экономических зон соответствующими исполнительными комитетами [25].

Арендодателями земельных  участков, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, являются их собственники. В порядке исключения ст. 17 КоЗ предусматривает, что в случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников по согласованию с Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме [11].

Аренда является наиболее универсальным земельно-правовым титулом, в связи с чем КоЗ предусматривает широкий перечень субъектов, которые могут быть арендаторами земельных участков. К ним относятся: граждане (независимо от их гражданства); индивидуальные предприниматели;   юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и их представительства; иностранные государства; дипломатические представительства и консульские учреждениям иностранных государств; международные организации и их представительства.

Договор аренды земельного участка является возмездным. За пользование земельным участком взимается арендная плата в размере, определяемом договором. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» [17].

Срок договора аренды земельного участка определяется договором. При этом стороны должны учитывать, что законодательством установлен общий максимальный срок договора аренды земельного участка (99 лет), а также минимальный срок аренды земель для ведения сельского хозяйства (10 лет). Кроме того, в КоЗ разрешена возникавшая на практике проблема, связанная с необходимостью многократного переоформления права аренды случаях, когда земельный участок предоставлялся в целях, связанных с обслуживанием недвижимого имущества, что являлось отступлением от принципа устойчивости прав на землю. Статья 17 КоЗ впервые установила, что срок аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока эксплуатации этих объектов, и тем самым усилила гарантии прав арендатора [16, с. 25].

Информация о работе Физические лица, как субъекты земельного права