Физические лица, как субъекты земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Самой многочисленной категорией землепользователей, которая может использовать земельные участки на различных титульных правах, являются физические лица. До недавнего времени права этих лиц на землю были ограничены не только целями использования земли, но и субъектным составом. В связи с принятием в 2008 г. нового Кодекса Республики Беларусь о земле права физических лиц на землю изменились с точки зрения соотношения различных прав и участия в этих правоотношениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………..6
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ…………………………………………………13
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ…………………………...20
ГЛАВА 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………..............................25
ГЛАВА 5 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА АРЕНДЫ……… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по правам на земельные участки.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

В целях развития индивидуального  жилищного строительства, сокращения количества не завершенных строительством жилых домов и дач, совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель Указом Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 520 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков» с 1 марта 2012 г. возобновлен трехлетний срок строительства жилых домов и дач. При этом установлено, что с учетом материального положения гражданина и других уважительных причин указанный срок строительства может быть продлен местным исполкомом, но не более чем на два года. В Указе № 520 предусмотрена обязанность землепользователей, не имеющих возможности для завершения строительства жилого дома, дачи в течение установленного срока, осуществить консервацию не завершенных строительством объектов и благоустройство земельных участков. Однако срок такой консервации не может превышать трех лет. На местные исполнительные органы возложена обязанность по выявлению жилых домов, дач, строительство которых не завершено в установленные сроки, и принятию мер по изъятию соответствующих земельных участков [21].

К актам законодательства, регламентирующего отдельные аспекты земельных отношений с участием физических лиц, относится ГК, который регламентирует порядок и условия наследования имущества, особенности совершения сделок с земельными участками и т.д. Так, в соответствии со ст. 1 ГК земельные отношения, отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, складывающиеся в гражданском обороте, регулируются гражданским законодательством, если земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное [5].

К иным актам законодательства, регламентирующим земельные отношения  с участием физических лиц, относятся  предусмотренные в ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» постановления Совета Министров Республики Беларусь; акты Верховного суда Республики Беларусь; постановления республиканского органа государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления, регулирующие земельные и иные отношения.

Как отмечает Е. Шаршун, действующее земельное законодательство сохранило для граждан в целом ту систему прав на землю, которая сложилась ранее [31, с. 15]. Учитывая различное содержание этих прав, Р. Галиева совершенно обоснованно разделяет всех участников земельных правоотношений в зависимости от вида прав на пять категорий: собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов [4, с. 27]. Данное деление характерно и для земельных отношений в Республике Беларусь, с тем исключением, что земельные сервитуты в соответствии со ст. 3 КоЗ среди самостоятельных прав на землю не выделяются. Такое положение, по мнению Н.А. Шингель, противоречит ст. 217 и ст. 268 ГК, которые подчеркивают вещно-правовую природу сервитутов, а также ст. 1 КоЗ, которая также определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком [32, с. 64].

Таким образом, земельные отношения с участием физических лиц в Республике Беларусь регулируются КоЗ, ГК, Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь физические лица могут иметь земельные участки на праве  собственности, пожизненного наследуемого владения, во временном пользовании или на праве аренды. 

ГЛАВА 2

ФИЗИЧЕСКИЕ  ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЧАСТНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

 

Право собственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ собственнику, предусматривающих объем и содержание его прав в отношении принадлежащего ему (собственнику) имущества, а также способы и пределы осуществления этих прав [7, с. 199].

Отношения собственности на землю являются неотъемлемой составной частью экономических отношений собственности в целом.

По мнению И.Ю. Антончик, право собственности на землю – это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками гражданами, юридическими лицами и государством в лице его правомочных органов [2, с. 48].

Являясь важнейшим из вещных прав, право собственности  предполагает наличие у собственника трех юридически необходимых и исключительных правомочий: прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Все три указанных правомочия носят определенным образом выраженный как физический, так и юридический характер.

Физический аспект заключается в возможности собственника как обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. Юридический аспект заключается в том, что правомерность указанных действий закрепляется юридически в соответствующих документах или правовых актах [29, с. 15].

Право собственности  на земельные участки в Республике Беларусь регламентируется ст. 12 КоЗ. В  соответствии с указанной статьей  собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства [11].

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан  Республики Беларусь, негосударственных  юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами. При этом в случае наследования земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя [11].

В частной собственности граждан  Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу КоЗ, земельные участки, право частной собственности на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с КоЗ.

Согласно ч. 6 ст. 12 КоЗ земельные  участки могут предоставляться  в частную собственность гражданам  Республики Беларусь для:

– строительства и (или) обслуживания жилого дома;

– обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других   квартир  вертикальной

стеной и расположенной  непосредственно на земельном участке;

– ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

– коллективного садоводства;

– дачного строительства [].

Как отмечает Д.М. Демичев, перечень целей является исчерпывающим, он не подлежит расширительному толкованию. Целевое назначение земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь, соответствует их гражданской правоспособности как физических лиц и не связано с ведением предпринимательской деятельности [7, с. 202].

Для иностранных граждан  и лиц без гражданства в  случае получения ими по наследству земельного участка цель его использования на праве частной собственности будет соответствовать той, для которой участок предоставлялся наследодателю.

Устанавливая объекты частной собственности на землю и цели, для которых выделяются земельные участки, земельное законодательство вместе с тем устанавливает максимальные размеры частных земельных владений. Так, в соответствии со ст. 36 КоЗ размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

– в городах – от 0,05 до 0,15 га включительно;

– в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – от 0,15 до 0,25 га включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 га с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства и дачного строительства, не может превышать 0,15 га на одного члена садоводческого товарищества или дачного кооператива [11].

Конкретный размер земельного участка, предоставляемого для вышеуказанных  целей, устанавливается государственным  органом, предоставляющим земельный  участок, в соответствии с его  компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. Предоставление земельного участка меньше минимального размера может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.

В соответствии со ст. 13 КоЗ  не подлежат предоставлению в частную  собственность, собственность иностранных  государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования [11].

Также не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность  иностранных государств, международных  организаций земельные участки:

–  на     которых   расположены    объекты     недвижимого     имущества,

находящиеся только в  государственной собственности;

– на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население);

– на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

– которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность [11].

Часть 2 ст. 12 КоЗ указывает  на возможность возникновения общей (долевой или совместной) собственности  на земельный участок, понятие и признаки которой определяются по правилам гражданского законодательства (ст. 246 ГК).

Как отмечает З. Залевская, правовой режим земельного участка как объекта общей собственности устанавливается с учетом земельно-правовых особенностей этого вида недвижимого имущества. Наличие у земельного участка такого обязательного признака, как целевое назначение ограничивает возникновение общей собственности, так как целевой признак определяется для различных субъектов этого права в виде императивных норм. Поэтому общая собственность на земельный участок может принадлежать только тем субъектам, которые могут использовать участок с указанным целевым назначением [8, с. 63].

При разграничении общей  собственности на земельный участок на совместную и долевую следует руководствоваться нормой ГК о том, что общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законодательными актами допускается образование совместной собственности на это имущество (п. 3 ст. 246) [5].

Так, например, для физических лиц совместной собственностью будет являться земельный участок, приобретенный во время брака, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (ст. 259 ГК) [5].

Согласно ст. 31 КоЗ, за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, взимается плата, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь, частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона.

Информация о работе Физические лица, как субъекты земельного права