Территориальные проблемы экономического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Наряду с государственным управлением во многих странах как обязательный компонент демократического государственного строя реализуется и местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы власти. Для выполнения функций, возложенных на территориальные и исполнительные органы, последние наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально - экономическая сущность территориальных финансов в системе государства……………..…………………………………………………….5
1.1 Эволюция территориальных финансов в нашей стране………………14
2. Анализ проблем территориальных бюджетов в Российской Федерации..17
3. Пути решения проблем территориальных финансов в РФ………………29
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая — копия.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

      - с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;

     - с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

     Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах

содействует: 
     - концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры; 
     - усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности; 
     - укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач; 
     - эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества; 
     - усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории; 
     - освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;

     - расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;

     - росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;

     - повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.

 

     1.1 Эволюция территориальных финансов в нашей стране. 
 
     В СССР территориальными финансами управляли местные финансовые органы (краевые, областные, окружные, городские и районные финансовые отделы). К тому же в состав функций Министерства финансов СССР входил контроль и управление финансами союзных и автономных республик. 
     Функции местных финансовых органов и финансовых органов в союзных и автономных республиках в СССР были схожи. Главная их задача заключалась в составлении проекта бюджета по соответствующей административно - территориальной единице и обеспечении его исполнения. Для этого местные финансовые органы анализировали состояние подведомственного хозяйства и, определяли ожидаемый объем доходов местного бюджета и размер расходов для осуществления плановых мероприятий. 
     Проекты бюджетов предоставлялись на рассмотрение Совету народных депутатов, который корректировал их и одобрял. После этого местные финансовые органы осуществляли повседневный контроль за точным исполнением бюджетов. 
    В сегодняшней финансовой системе функции территориальных финансов во многом схожи с функциями местных финансовых органов СССР. Но помимо административно - контрольного управления территориальные финансовые органы должны: 
     - расширять и укреплять финансовую базу регионов,формировать региональные внебюджетные фонды,

    - формировать денежные фонды и распределять и использовать эти фонды между отраслями народного хозяйства.

     В этих дополненных функциях видны черты истинного федеративного устройства нашей страны. Сейчас территориальные бюджеты имеют важнейшее значение в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.  
     А в целом, необходимые для территориальных финансов функции в современное время заключаются в следующих 4 основных направлениях :

- планирование,

- организация,

- исполнение,

- контроль.

     При "выпадении" какого-либо звена из этой цепи процесс управления не будет доведен до своего логического конца. 
     На мой взгляд, необходимо особо отметить: чтобы местное управление было эффективным, необходимо его постоянно совершенствовать, модернизировать. Современные научные источники определяют модернизацию как сложную совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Таким образом, модернизацию территориального управления можно определить как процесс, связанный с экономическим, социальным, культурным, политическим обновлением направлений деятельности органов местного управления, занимающихся вопросами территориального хозяйства.  
     В заключении, я бы хотела отметить, что, несмотря на всю свою значимость, территориальные финансы в нашей стране сталкиваются с многочисленными проблемами, которые мешают им динамично развиваться и выполнять в полном объеме свои функции, и, главным образом, это связано с определенными недостатками формирующейся в стране системы межбюджетных отношений, выражающейся в сужении финансовых ресурсов территориальных финансов, что и будет показано мною во второй главе данной курсовой работы на примере анализа территориальных финансов в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

     2 Анализ проблем территориальных бюджетов в Российской Федерации.

     Региональные бюджеты являются центральным звеном территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.     
     В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. 
      В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. 
     Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. 
     С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и иных условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. 
      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

     Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

     - налог на имущество предприятий;

     - налог на недвижимость;

     - дорожный налог;

     - транспортный налог;

     - налог с продаж;

     - налог на игорный бизнес;

     - региональные лицензионные сборы.

     К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
     Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. 
     В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников более 70%, в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.  
     Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5, поступления от целевых бюджетных бондов — 2,8%.

     Основными направлениями использования средств региональных бюджетов являются:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

     Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство). На втором месте стоят расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%, расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%. 
     Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов. 
     Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России на эти цели, жилищно-коммунального хозяйства — 30, здравоохранения — 33, культуры и искусства — 34%. 
     Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям окружающей среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели. 
     До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно ввиду того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются. 
      В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, переработке мусора и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности. 
     Местные бюджеты. Обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, главная черта которого заключается в том, что его осуществляет само население, через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. 
    Финансовой основой местных органов власти являются их бюджеты.           Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. 
      Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. 
     Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. 
     Собственные доходы местных бюджетов включают следующие налоги и сборы:

 - местные налоги и сборы:

 - земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследство или дарение;

- местные лицензионные сборы.

   1) В свою очередь земельный налог включает:

земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодия в составе лесного фонда;

земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий;

2) доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

доходы от продажи земли;

доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

     Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. 
      Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

    В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления от:

- налога на добавленную стоимость;

- акцизов;

- налога на прибыль (доход) предприятий;

- подоходного налога с физических лиц.

     Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов. 
     По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. 
     Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, а следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. 
     Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Информация о работе Территориальные проблемы экономического характера