Экономическая проблема интернализации экстернали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Трансакционные издержки-затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, в том числе использованием рыночных механизмов. Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Экономическая проблема интернализации экстерналий и ее отражение в природопользовании.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

1 Понятие экстерналий

экстерналии — это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица.

Интернализацией называется экономическая стратегия, направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.

Экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Трансакционные издержки-затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, в том числе использованием рыночных механизмов. Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм, не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

Все виды хозяйственной  деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непреднамеренными (внешними) последствиями (как положительными, так и отрицательными).

Положительные внешние (экстернальные) эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние  эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки у других.

Экстерналии непосредственно не сказываются  на экономическом положении самих  загрязнителей. Производители загрязнений  заинтересованы прежде всего в минимизации  своих внутренних издержек, а внешние, экстерналъные издержки они обычно игнорируют как проблему, требующую дополнительных затрат для своего решения.

Так как внешние (экстернальные) эффекты влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов (природопользователей), то в экономике природопользования они получили название экстернальных издержек.

Отрицательные внешние издержки возникают в  следующих условиях:

1) действие  одного агента является причиной  потери выгод другим агентом,  а ее потеря никем не компенсируется;

2) издержки  несут индивид или группа (третьи  лица — реципиенты), которые не  являются участниками сделок.

Проблема  экстернальности основана: (Подходы)

- на различии  экономических интересов. С точки зрения двух субъектов собственности (общества и предпринимателя): общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является, внешними издержками его производства.

- внешние  эффекты проявляются только при  ограниченности ресурса, в качестве которого (в данном случае) выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество окружающей природной среды называется ассимиляционным потенциалом. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек.

2 Интернализация эктерналий

Для любого предпринимателя важнейшей целью является минимизация своих частных затрат для увеличения прибыли. И здесь простейший путь — экономия на собственных затратах. Производимые в этом случае экстерналии, внешние эффекты не учитываются самим предпринимателем, и соответственно затраты на их устранение не отражаются в цене товара. В этом случае общество, отдельные люди, предприятия и т.д. будут вынуждены тратить свои дополнительные средства на ликвидацию возникшего ущерба. Таким образом, общие общественные издержки на производство продукции будут состоять из частных издержек и отрицательных экстернальных издержек. Соответственно для случая положительных внешних эффектов общественные выгоды состоят из самих этих эффектов и частных выгод.

Процесс включения экстерналий в рыночный механизм,  т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах называется интернализацией экстерналий. Способы: Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории они названы налогами Пигу. И важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализация экстерналий.

Для исправления провалов рынка, повышения  эффективности рыночной экономики  требуются дополнительное регулирование  со стороны государства, его вмешательство  в экономику с помощью экономических  и правовых инструментов, которое  способно до некоторой степени скорректировать  рыночный механизм и тем самым  достигать целей, когда общество получает выгоду от какой-либо деятельности, если по крайней мере один человек получает выгоду и никто не несет потерь.

Для трансформации  экстернальных издержек во внутренние государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналий) к общественно оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Обычно государство использует прямое регулирование (законы, нормативы, стандарты и т.д.) и экономические инструменты (налоги, платежи, субсидии  и т.д.). Например, в области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. Это один из фндаментальных экономических и правовых принципов — «загрязнитель платит». Этот принцип был официально введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в свои документы 1972 г.

Другим существенным аспектом учета общественных интересов  является анализ общего соотношения  выгод предприятия-загрязнителя и  компенсаций с его стороны жертвам загрязнения. Предположим, что наш химический комбинат предполагается только построить. И прибыль от его работы для собственника будет настолько велика, что она позволит компенсировать всем потенциальным реципиентам их дополнительные издержки, вызванные загрязнением, и оставит часть прибыли собственнику. То есть ничьи интересы не будут ущемлены.

3 Пример оценки эктерналий

Предположим, что на берегу реки расположен химический комбинат с недостаточными очистными мощностями, что приводит к загрязнению реки. Ниже по течению  расположен завод, которому по технологии производства необходима чистая вода (например, для производства лимонада), а также небольшой поселок. При  отсутствии механизмов компенсации  и принуждения устранения загрязнений  химический комбинат может производить  свою продукцию при минимальных  природоохранных издержках. Однако тем самым дополнительные затраты  налагаются на лимонадный завод и  население поселка (очистка воды для производства и питья и  пр.).

Существование экстерналий ставит вопрос о реальной цене продукции предприятий-загрязнителей для общества. Очевидно, что недоучет в цене экстернальных издержек, неэффективность рынка в их адекватном отражении искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек.

4 Рынок «прав на загрязнение»

В регулировании  экологической сферой следует также  воздействовать на спрос и предложение  сбросов (выбросов) загрязняющих веществ. На основе нормативного и платного природопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Такой рынок существует на основе установленных предельных объемов загрязнения.

Рынок прав на загрязнение на практике опробован  только в США по охране атмосферного воздуха.

Простая схема  функционирования «рынка прав на загрязнение»:

1. В регионе  или в масштабе всей страны  принимается решение о допустимой  общей нагрузке по выбросам  по каждому ингредиенту. 

2. В зависимости  от величины такой нагрузки  на открытом рынке выпускается  и распространяется определенное  количество «прав на загрязнение» (акций). Собственно рыночный процесс  начинается после начального  распределения прав.

Пример: Предположим, у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объема производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.п.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности». При этом фирма Б имеет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.

Однако найти  продавцов прав каждой фирме, нуждающейся  в дополнительных правах на загрязнение, трудно; поэтому возникают посреднические фирмы, которые принимают «вклады» — излишки прав у отдельных  фирм и предоставляют (продают) нуждающимся. Образуется своеобразный банк прав на загрязнение. [1]


Информация о работе Экономическая проблема интернализации экстернали