Территориальные проблемы экономического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Наряду с государственным управлением во многих странах как обязательный компонент демократического государственного строя реализуется и местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы власти. Для выполнения функций, возложенных на территориальные и исполнительные органы, последние наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально - экономическая сущность территориальных финансов в системе государства……………..…………………………………………………….5
1.1 Эволюция территориальных финансов в нашей стране………………14
2. Анализ проблем территориальных бюджетов в Российской Федерации..17
3. Пути решения проблем территориальных финансов в РФ………………29
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая — копия.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

     Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство, составляющих примерно 1/3 всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (при этом на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55, на социальную политику — 49, на культуру и искусство-45%. 
      Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%. 
     Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. 
     В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. 
     Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%. 
     В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.[3]. 
      Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.

      3 Пути решения проблем территориальных финансов в РФ. 
 
     Одна из важнейших задач территориального управления - развитие и функционирование экономики. Естественно, что главным направлением решения проблем территориального управления является эффективное обеспечение территорий необходимыми финансовыми ресурсами. В настоящее время в нашей стране сложилось так, что многие обязанности, которые раньше возлагались на федеральный центр, сейчас отведены регионам. В то же время ресурсная база регионов не столь значительно расширяется, а межбюджетные отношения еще страдают. 
     Специалисты, отмечают, что вообще за годы реформаций и межбюджетные отношения в нашей стране много раз трансформировались. 
     В конце 1993 - начале 1994 гг. проведена первая системная реформа межбюджетных отношений: установлены единые нормативы отчислений от основных федеральных налогов в бюджеты регионов, расширены налоговые полномочия субъектов РФ, создан Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого (трансферты) впервые стали распределяться на основе формулы. Благодаря этим мерам в середине 90-х годов система межбюджетных отношений стала соответствовать, по крайней мере, внешним признакам бюджетного федерализма, однако по-прежнему не имела прочной законодательной базы и преимущественно ориентировалась на разделение  бюджетных ресурсов между уровнями управления в рамках ежегодных законов о федеральном бюджете. 
     В 1996-1998 гг. во взаимоотношениях бюджетов вновь стал усиливаться субъективизм, региональные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса, массовый характер приобрело неденежное исполнение бюджетов, задержки в выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, резко возросли долги региональных и местных бюджетов. 
 
     В 1998 г. Правительством РФ разработана и после согласования в рамках трехсторонней рабочей группы (с участием представителей Правительства, Государственной думы и Совета Федерации) одобрена первая в данной сфере среднесрочная программа реформ - Концепция реформирования межбюджетных отношений, рассчитанная на 1999 – 2001 гг. В целом поставленные в этом документе цели были достигнуты. 
     В настоящее время в Бюджетных посланиях Президента РФ указывается, что основная задача межбюджетных отношений обеспечить регионы необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возлагаемых на них повышенных обязательств . То есть речь идет о сбалансированности расходных и доходных полномочий территорий в направлении эффективного осуществления ими своих непосредственных функций. Однако, до сих пор данная задача в полном объеме не решена, что до сих пор связано, главным образом, с общей системой реформирования российской экономики, а также с системой реформирования местного самоуправления. 
     Сложившиеся в настоящее время финансовые взаимоотношения центра и местной власти не учитывают, что органам местного самоуправления приходится заниматься множеством вопросов как локального, так и общегосударственного значения (от рождения человека до его проводов в последний путь).Однако, система трансфертов должным образом так и не урегулирована. Причем, на мой взгляд, данная помощь регионам должна быть во многом инвестиционной, то есть рассчитанной на длительное время в целях развития инфраструктуры территории. 
     Специалисты в данном направлении предлагают самые разнообразные пути выхода из сложившейся ситуации. 
     Некоторыми специалистами в этой связи высказывается следующая мысль: местное самоуправление должно поделиться ответственностью, а государственная власть - деньгами. Однако, порой в СМИ высказываются тезисы, что это полумера, способная только на какое-то время сгладить противоречия. Радикальнее будет все наделить муниципалитеты исчерпывающими правами, особенно в финансовой сфере. Необходимо, по мнению специалистов, как записано в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, предоставить им полноценную возможность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов, определять направления расходования бюджетных средств.[3] 
     Для решения проблемы финансирования в области территориальных финансов необходимы изменения в налоговом законодательстве. Раньше подвижки в этой сфере шли в одну сторону – в пользу увеличения доли федерального бюджета. Однако, с 2005 года можно сказать, что ситуация изменилась в лучшую сторону.                  С 2005 г. в связи с внесением поправок во вторую часть Налогового кодекса были приняты следующие решения:

- Региональные налоги по - прежнему вводятся в действие законами субъектов РФ. Поправками устанавливается, что местные налоги на конкретных территориях отныне вводятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

- Согласно поправкам, принимая решение о вводе на своей территории того или иного налога, регионы и муниципалитеты смогут определять ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. А вот утверждать формы отчетности по налогу региональные и местные власти будут не вправе. [9]

    Таким образом, можно будет надеяться, что территориальные бюджеты пополняться, но хотелось бы надеяться, что это не "ляжет грузным бременем на плечи налогоплательщиков". 
     По мнению специалистов в нашей стране должна быть четко сформулирована система раздельного формирования налоговых доходов бюджетов всех уровней, когда поступления по федеральным налогам будут направляться в федеральный бюджет, региональным – в региональный, местным – в местный. Это позволит увеличить доходные поступления муниципальной власти. В принципе в настоящее время все делается именно в данном направлении. 
     Пожалуй, самая трудная, по мнению не только специалистов, но и простых обывателей, проблема во всем ряду бюджетного финансирования – передача на местный уровень объектов жилья и социально-культурной сферы без выделения необходимых финансовых ресурсов на их содержание. Попытка решить эту проблему за счет повышения квартплаты при сегодняшней бедности населения малоперспективна и чревата социальными потрясениями. В этой связи Правительству и Государственной Думе РФ необходимо принять меры по пересмотру сроков и параметров жилищно-коммунальной реформы, реализация которой пока напоминает просто рост квартплаты, а не шаги по модернизации данной сферы. 
     Важным путем решения проблем территориальных финансов, на мой взгляд, может выступать организация действенной связи населения и территориальных органов в области формирования самих этих проблем.  
     В современных условиях реализовать эту задачу можно либо путем прямого директивного влияния, либо косвенными методами, используемыми для создания условий эффективной деятельности местной частной и акционерной собственности. 
     Чтобы быть эффективным, управление регионом, городом, как и всякий управленческий процесс, должно представлять собой замкнутый контур с обратной связью, которая включает в себя всех участников управленческой деятельности (субъекты и объекты), но основным и наиболее сложным участником системы обратной связи для оказания на него воздействия является население города. Кризис отношений между властью и населением затрудняет перестройку местной власти. В этой связи необходимо искать пути его преодоления. Руководство территории должно четко знать, какие вопросы волнуют в данное время населения и изыскивать ресурсы для их решения. 
     В нашей стране в большинстве регионов данная проблема отнюдь не решена. Логика же ее решения заключается в том, что возникающие проблемы должны решаться с учетом мнения граждан. Должна существовать постоянная, эффективная прямая и обратная связь непосредственно с населением, создана система регулярной отчетности власти перед ним. Действующая система управления должна постоянно совершенствоваться и разъясняться через местные средства массовой информации. 
     Так необходимо организовать эффективную обратную связь с населением, например, в виде управления социологических исследований и экономического анализа, которое будет не только проводить отдельные тематические опросы граждан, но и вести работу в системе мониторинга. Подобные исследования помогут выявить степень понимания населением города, региона достаточно сложных вопросов территориального управления, обратить внимание респондентов на само существование проблем. 
     Результаты исследований должны регулярно сообщаться руководству мэрии, городского совета, доводится до сведения широких слоев населения через средства массовой информации, на совещаниях с хозяйственными руководителями города, активах общественности, пресс-конференциях и др. Результаты исследований должны использоваться при подготовке и выработке решений руководством территории. 
В заключение данной работы мне бы хотелось привести в качестве путей решения проблемы территориальных финансов еще одно важное предложение: законодательно проработать финансовые механизмы ответственности для государственных органов и должностных лиц за нарушение бюджетного и налогового законодательства в отношении муниципальных образований 
     Таким образом, в заключении стоит еще раз отметить, что проблем, решение которых находится в компетенции территориальной власти, в настоящее время достаточно много. Внедрение оптимальных моделей местного самоуправления и управления с целью их модернизации процесс довольно сложный, немыслимый без изучения как отечественного, так и зарубежного опыта, приемлемого для России, но все это вполне по силам осуществить в нашей стране, тем более, что в настоящее время в стране период кризиса, существовавшие долгие годы уже преодолен и страна развивается в условиях стабильного поступательного экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

     Заключение 
 
     В общем, территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. 
     Территориальные финансы в нашей стране имеют многие проблемы, которые мешают им динамично развиваться и выполнять в полном объеме свои функции, и, главным образом, это связано с определенными недостатками в действующей системе межбюджетных отношений, выражающиеся, главным образом, в сужении финансовых ресурсов территориальных финансов. А решение проблем территориальных финансов напрямую зависит именно от обеспечения территориальных властей финансовыми ресурсами.  
     В целом, можно утверждать, что сложившиеся в настоящее время экономические взаимоотношения центра и местной власти до сих пор не учитывают, что органам местного самоуправления приходится заниматься множеством вопросов как локального, так и общегосударственного значения. 
    Естественно, что данную проблему необходимо решать. И в данной области специалистами предлагаются многие пути ее решения. 
     В заключении, я бы хотела еще раз подчеркнуть, что проблем, решение которых находится в компетенции муниципальной власти, в настоящее время достаточно много. Внедрение же оптимальных моделей местного самоуправления и управления с целью их модернизации процесс довольно сложный, немыслимый без изучения как отечественного, так и зарубежного опыта, приемлемого для России.

    

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

     1. ФЗ  РФ № 30 от 7 июня 2013 г. «Собрание законодательства Российской Федерации»

     2. Постановление Правительства РФ № 594 от 26 июня 2011г. «Собрание законодательства Российской Федерации»

Учебная литература:

      3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственные и муниципальные финансы»: учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012

      4. Галиакберова А.А. Модернизация муниципального управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009

      5. Лифшиц Д.В. Правое регулирование деятельности управляющей организации. /Ж . Жилищное право, 2010

     6. Матрусов И. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. - М.: Наука, 2009

     7. Региональная экономика / Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2010

      8. Фетисов Г.Г., Орешин В.П.. Региональная экономика и управление, 2011

     Интернет ресурсы:

     9. www.consultant.ru

 

 

Приложение А

СТРУКТУРА РАСХОДОВ 
федерального бюджета на территории

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Территориальные проблемы экономического характера