Разработка проекта внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства «Зерновое» Моздокского района Республики С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Основная задача внутрихозяйственного землеустройства – разработка научно и охраны земель обоснованной системы мероприятий, обеспечивающей наиболее полное, рациональное, эффективное использование и охрану земель в сельскохозяйственных предприятиях с различной организационно правовой формой на основе учета эколого-ландшафтных особенностей территории.
До земельной реформы каждое сельскохозяйственное предприятие должно было иметь проект внутрихозяйственного землеустройства, которое являлось одним из основных видов землеустроительных работ. После 1996 года были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, авторскому надзору и составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель, даже на сельскохозяйственных землях, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим, нами в данной работе ставилась цель - Разработать проект внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства «Зерновое» Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания.

Содержание

Введение
3
Глава 1. История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
4
1.1 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
8
Глава 2. Цель, задачи и методы организации внутрихозяйственного землеустройства
27
2.1 Методы организации внутрихозяйственного землеустройства
30
Глава 3. Разработка проекта внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства "Зерновое" Моздокского района.
33
3.1 Подготовительный этап
33
3.2. Климатические, гидрологические условия и почвы
крестьянско-фермерского хозяйства «Зерновое»
35
3.3 Организация и планирование территории внутрихозяйственного землеустройства КФХ «Зерновое»
38
3.4 Разработка проекта полей севооборота
42
Заключение
50
Список литературы
51
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Проект Зерновое.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В п.3 ст.244 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому общая собственность  на имущество является долевой, кроме  случаев, когда законом предусмотрено  образование совместной собственности  на это имущество. Данному правилу  корреспондируют специальные по отношению к нему нормы, согласно которым имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит  его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между  ними не установлено иное (п.1 ст.257 ГК РФ, п.3 ст.6 Закона).

В рассматриваемом  случае п.1 ст.1 Закона в соответствии с диспозитивной нормой п.1 ст.257 ГК РФ допускает, что имущество фермерского  хозяйства может принадлежать его  членам на праве как общей долевой, так и общей совместной собственности. При этом следует иметь в виду, что если члены фермерского хозяйства  имеют намерение определить свои доли в общей собственности, т.е. структурировать эту собственность  как долевую, то это необходимо сделать  в договорном порядке. Доли членов хозяйства  при долевой собственности на его имущество должны быть установлены  соглашением между членами хозяйства (п.3 ст.6, ст.4 Закона) 29.

Для сравнения  отметим, что Закон 1990 г. использовал  противоположный принцип регулирования отношений собственности членов хозяйства. В качестве общего правила закреплялась долевая собственность, но при единогласном решении членов хозяйства его имущество могло находиться в их совместной собственности (ст.15).

Состав  имущества фермерского хозяйства, а также права на плоды, продукцию и доходы, полученные от его использования, определяются по правилам п.2, 3 ст.257 ГК РФ и п.1, 2 ст.6, п.2 ст.15 Закона. Конкретный перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования этого имущества устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию30.

Среди объектов права общей собственности членов фермерского хозяйства, как правило, имеются объекты недвижимого  имущества (недвижимости) - земельный  участок, хозяйственные и иные строения. В соответствии с Федеральным  Законом от 21.07.1997 г. "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним"31 права на доли в общей собственности, а также возникновение, переход и прекращение права общей совместной собственности на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в порядке, установленном этим Федеральным законом.

Необходимо  учитывать также специальный  правовой режим, установленный законодательством  в отношении общей собственности  супругов. По общему правилу имущество, нажитое супругами во время брака, является совместной собственностью супругов. Однако договором между ними (например, брачным договором) может быть установлен иной режим этого имущества. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также  полученное одним из супругов во время  брака в дар или в порядке  наследования, является его индивидуальной собственностью. Вещи индивидуального  пользования (одежда, обувь и т.п.), кроме драгоценностей и других предметов  роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств  супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Это правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное (см. ст.256 ГК РФ).

Еще один важный признак крестьянского (фермерского) хозяйства, установленный п.1 ст.1 Закона, связан с его правоспособностью. Напомним, что по Закону 1990 г. хозяйство  могло заниматься любым видом  деятельности, не запрещенным законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку  и реализацию сельскохозяйственной продукции (ст.16). Таким образом, закреплялась общая правоспособность хозяйства32.

Перечень  видов хозяйственной деятельности фермерского хозяйства сформулирован  как исчерпывающий. Однако п.1 ст. 19 Закона называет эти виды деятельности основными. Отсюда можно заключить, что хозяйство  вправе осуществлять и иные виды деятельности. Отметим, что наличие в тексте Закона противоречивых и даже взаимоисключающих  правовых норм свидетельствует о  неглубокой проработке концепции Закона, низком уровне законодательной техники  и неизбежно повлечет практические трудности. Представляется, что в  п.1 ст.1 Закона законодатель имел в виду закрепить не подлежащий расширительному  толкованию перечень видов деятельности хозяйства и, следовательно, его  специальную правоспособность. Что  касается п.1 ст. 19, то можно предположить, что в данном случае имеет место  неудачная редакция: подразумевалось, что основными видами деятельности хозяйства являются производство и  переработка собственной сельскохозяйственной продукции, а транспортировка (перевозка), хранение и реализация этой продукции  являются как бы вспомогательными, дополнительными. Между тем в  настоящее время положения п.1 ст. 19 дают аргументы в пользу вывода о наличии у фермерского хозяйства не специальной, а общей правоспособности33.

С нашей  точки зрения, отмеченные коллизии норм должны быть устранены законодателем  путем внесения соответствующих  изменений в Закон. Пока это не сделано, большую пользу могло бы принести обнародование правовой позиции  Высшего Арбитражного Суда РФ по данному  вопросу.

На практике можно рекомендовать исходить из того, что хозяйство, т.е. его члены, вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции. Иными словами, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью.

И наконец, последний признак фермерского  хозяйства, который в совокупности с указанными выше позволяет идентифицировать его среди участников предпринимательской  деятельности, заключается в том, что хозяйственная деятельность осуществляется членами фермерского  хозяйства совместно и основывается на их личном участии. Поэтому точнее было бы говорить не о хозяйственной деятельности хозяйства, а о совместной хозяйственной деятельности его членов. Термин "совместно" предполагает, что в деятельности хозяйства участвуют все без исключения его члены. "Личное участие" означает непосредственное самостоятельное участие члена фермерского хозяйства в его деятельности. Закон не говорит о личном трудовом участии в деятельности хозяйства, однако представляется, что в любом случае непосредственное участие лица в той или иной деятельности предполагает соответствующие трудозатраты. В данном случае речь идет прежде всего о самостоятельном, а не о наемном труде членов фермерского хозяйства34.

Необходимо  различать понятия "хозяйственная  деятельность" и "предпринимательская  деятельность". Хозяйственная деятельность - это в данном случае конкретные физические и технические действия членов хозяйства, их совместные интеллектуальные усилия, при помощи которых осуществляются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.

По своей  социально-правовой природе крестьянское (фермерское) хозяйство - скорее коллективное, чем индивидуальное образование. Как  отмечалось выше, одним из основных признаков фермерского хозяйства  является то, что оно представляет собой объединение граждан. Однако специальная норма п.2 ст.1 Закона допускает создание такого хозяйства  одним гражданином. Термин "гражданин" в данном случае используется для  обозначения любого дееспособного  физического лица - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и  лица без гражданства.

В случае создания фермерского хозяйства  одним гражданином он является, во-первых, единственным членом хозяйства, а во-вторых, его главой (см. п.1 ст.16 Закона). В этом случае возможны несколько вариантов организации деятельности хозяйства35.

Во-первых, гражданин - глава хозяйства может  работать один, своими действиями обеспечивая  деятельность хозяйства. Однако этот вариант  возможен скорее теоретически, чем  практически.

Во-вторых, глава хозяйства, оставаясь его  единственным членом, вправе использовать наемный труд в целях деятельности хозяйства. В таком случае он в  соответствии со ст.17 Закона осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство  работников и их увольнение.

В-третьих, после создания фермерского хозяйства  одним лицом в хозяйство могут  быть приняты новые члены (см. ст.14 Закона). В соответствии с п.2 ст.3 Закона ими могут быть лица, как состоящие с главой хозяйства в родстве или свойстве, так и не состоящие с ним в родстве (число последних не должно превышать пяти человек). В таком случае все члены фермерского хозяйства, в т. ч. его глава, совместно и лично осуществляют хозяйственную деятельность. Члены фермерского хозяйства получают доходы от его деятельности в согласованном ими порядке (ст.15 Закона) в качестве вознаграждения за самостоятельный труд, о котором говорилось выше. В то же время трудовое законодательство и комментируемый Закон не запрещают членам хозяйства вступать с его главой в трудовые отношения в качестве наемных работников на основании трудового договора.

В-четвертых, хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства может осуществляться на основе сочетания самостоятельного труда членов хозяйства и наемного труда как его членов, так и других работников, работающих на основании трудовых договоров, заключенных с главой фермерского хозяйства.

Необходимо  обратить внимание на то, что в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином  к отношениям с участием таких  хозяйств некоторые нормы Закона не подлежат применению36. Это возможно в двух случаях: а) когда сам Закон прямо исключает их действие (п.1 ст.4); б) когда правила о хозяйствах, созданных двумя или несколькими гражданами, не могут быть применены к хозяйству, созданному одним лицом, в силу противоречия существу соответствующих отношений.

Закон 1990 г. предусматривал, что крестьянское (фермерское) хозяйство является хозяйствующим  субъектом с правами юридического лица. Начиная с 01.01.1995 г. (даты введения в действие части первой нового ГК РФ от 30.11.1994 г) указанное правило  вступило в очевидное противоречие с нормой п.2 ст.23 ГК РФ, согласно которой  фермерское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 3 ст.1 нового Закона закреплено правило, соответствующее п.2 ст.23 ГК РФ. В то же время очевидно противоречат указанной норме ГК РФ правила п.3 ст.23 этого же Закона, согласно которым крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 г. На такие хозяйства нормы Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

С нашей  точки зрения, положения п.3 ст.23 Закона не позволяют последовательно применять  п.3 ст.1 этого же Закона, усугубляют неопределенность статуса фермерских хозяйств, вносят неясности в их отношения с контрагентами, государственными и муниципальными органами. Данная юридическая коллизия (как, впрочем, и множество других) создана законодателем, по-видимому, из соображений целесообразности. К сожалению, в последние годы в нашей стране торжество целесообразности над законностью в деятельности государственных органов становится уже привычным:

Первый  абзац п.3 ст.1 Закона в соответствии с п.2 ст.23 ГК РФ установил, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Из этого следует логически  обусловленный вывод, что фермерское хозяйство является субъектом предпринимательской  деятельности.

Напомним, что предпринимательской деятельностью  признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в качестве предпринимателей в установленном  законом порядке (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ). Данное определение содержит ряд  признаков, позволяющих отграничить  предпринимательство от других видов  деятельности граждан и юридических  лиц. В юридической литературе системы  указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации37. В то же время в соответствии с логикой изложения данного определения в приведенной норме ГК РФ можно последовательно выделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской.

Первый  признак - самостоятельность осуществления  предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо - предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе. Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав.

Второй  признак тесно связан с первым - предприниматель действует на свой риск. Приняв конкретное самостоятельное  решение, предприниматель правомерно создает как потенциальную, так  и реальную опасность в целях  получения прибыли, достижения другого  коммерческого результата, недостижимого  при использовании обычных, нерискованных  средств38. Имеются в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в т. ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст.929 ГК РФ) 39, а также другие страховые риски (предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности).

Информация о работе Разработка проекта внутрихозяйственного землеустройства крестьянско-фермерского хозяйства «Зерновое» Моздокского района Республики С