Правовое содержание охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 00:10, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы исследования обусловлена тем, что правовая охрана земель служит важнейшим средством обеспечения продовольственной безопасности и занятости населения и в целом социальной стабильности в российском обществе.
Цель контрольной работы состоит в теоретическом анализе правовой охраны земель в соответствии с действующим российским законодательством.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Понятие, цели и содержание охраны земель..........................................5
2. Формы и меры охраны земель.................................................................9
3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению....................................................................................19
Заключение..................................................................................................21
Список использованной литературы....................................

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, имеет свои особенности. Они должны учитываться, как сказано в ст. 13 ЗК РФ, в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Одной из важных мер по охране земель является экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности; подразумевает побуждение собственников земли, землепользователей, арендаторов к активным действиям.5

Экономическое стимулирование включает выделение и использование средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а так же средств, поступающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв, проведение почвозащитных мероприятий и др. Кроме того, экономическое стимулирование включает компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесонасаждения и другие природоохранные объекты. Другим примером экономического стимулирования в области охраны земель может быть предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основой для разработки норм и положений, касающихся экономического стимулирования, служат нормы в природоохранном законодательстве, а также нормы бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. 6

В целях охраны земель разрабатываются и реализуются специальные меры, которые включают мелиорацию и рекультивацию земель, консервацию деградированных земель.

Рекультивация - это комплекс мероприятий по восстановлению плодородия почвы, возвращению народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными работами и т.д. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа. На этапе технической рекультивации, осуществляемой временным землепользователем, нарушившим почвенный покров, проводятся работы по выравниванию земельной поверхности, проведению дренажных работ, нанесению плодородного слоя почвы. На втором этапе проводится биологическая рекультивация земель, осуществляемая собственниками земли, землепользователем, арендатором, которому возвращен нарушенный участок, биологическая рекультивация, в отличие от технической, более растянута во времени и имеет своей задачей восстановить плодородие нанесенного слоя почвы с помощью удобрений, известкования земель, проведения циклов севооборотов. Все входящие в рекультивацию работы выполняются временным землепользователем, как уже говорилось, за свой счет. Если же он не делает этого, то собственник (владелец) земельного участка может выполнить работы из собственных средств, а затем взыскать с временного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.

Консервация земель - временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие.7

Земельное законодательство устанавливает особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначая их как "деградированные", и определяет перечень таких земель. В частности, к ним относятся:

- земли, подвергшиеся негативным (вредным) воздействиям, в результате  которых происходят деградация  земель и ухудшение экологической  обстановки,

- загрязненные земли, использование  которых приводит к негативному  воздействию на здоровье человека, в том числе: земли, подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов) включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.8

Дальнейшее использование деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель зависит от решений, принимаемых соответствующими уполномоченными органами государственной власти.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ.

Одним из важнейших средств повышения плодородия земель, сохранения почв является мелиорация земель. Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Закон выделяет несколько типов мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация, которые в свою очередь подразделяются на соответствующие виды. Работы по мелиорации земель проводятся на основе соответствующих планов. Планирование мелиорации земель проводится Минсельхозом России в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

После завершения мелиоративных работ объекты мелиорации подлежат приемке в эксплуатацию. Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.

Специальные меры предусмотрены для защиты различных объектов мелиорации. Так, строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель. Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Согласно ст. 14 ЗК РФ, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся такому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.10

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земельного фонда страны как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Земельный фонд страны - земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, которая несет ответственность перед обществом за состояние, использование и охрану земель. Анализируя данный вопрос нужно учитывать, что в основе государственного управления лежит принцип устойчивого развития - предоставление широких правомочий в вопросах осуществления земельной политики субъектам Российской Федерации, региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

 

1 Земельное право / Под ред. Боголюбов С. А. М.: Проспект, 2013. С. 62.

2 Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: "Юристъ", 2013. С. 138.

3 Краснова И.О. Земельное право. М.: Юрист, 2014. С. 152.

4 Чубукова Г. В., Волкова Н. А Земельное право. М.: ЮНИТИ, 2014. С. 102.

5 Чубуков Г. В. Земельное право России. М.: Экзамен, 2012. С. 97.

6 Земельное право / Под ред. Боголюбов С. А. М.: Проспект, 2013. С. 152.

7 Крупская Л. Т. Охрана и рациональное использование земель. СПб.: Библус, 2011. С. 92.

8 Краснова И.О. Земельное право. М.: Юрист, 2014. С. 178.

9 Романова Е.В., Третьякова Т.В. Земельное и экологическое право. М.: ПРИОР, 2015. С. 127.

10 Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: "Юристъ", 2013. С. 156.


Информация о работе Правовое содержание охраны земель